Программа кружковой работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебная кисточка»
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая группа)

Горбачева Юлия Анатольевна

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

      Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйтон Д., Колдина Д.Н.и др.) .Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

     Из опыта работы с детьми, считаю, что 4-5 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть  навыки рисования красками, но часто ребёнок этого возраста сталкивается с определёнными трудностями, связанными с держанием кисти, манипуляциями с ней, что отвлекает его от творческого процесса. Поэтому нетрадиционные способы, доступные  детям, такие как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, ребром ладони, кулаком, помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской), что важно для процесса познания окружающего мира.

      Каждая из техник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_kruzhkavolshebnaya_kistochka.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

  Программа  кружковой работы

по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

«Волшебная кисточка»

Руководитель: Горбачёва Юлия Анатольевна.

I. Пояснительная записка

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждому ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

      Многие учёные считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйтон Д., Колдина Д.Н.и др.) .Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.

     Из опыта работы с детьми, считаю, что 4-5 летние дети очень склонны к экспериментированию, в то же время им иногда не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. У них уже есть  навыки рисования красками, но часто ребёнок этого возраста сталкивается с определёнными трудностями, связанными с держанием кисти, манипуляциями с ней, что отвлекает его от творческого процесса. Поэтому нетрадиционные способы, доступные  детям, такие как: пальчиковая живопись, рисование ладошкой, ребром ладони, кулаком, помогают ребёнку почувствовать свободу творчества, дают ощущение взаимодействия с изобразительным материалом (с краской), что важно для процесса познания окружающего мира.

      Каждая из техник- это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

II.Цель: Формирование интереса к рисованию посредством использования нетрадиционных техник

Задачи:

1. Знакомство детей  дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования.

2. Совершенствовать изобразительные умения и навыки.

3. Создание интереса к процессу рисования.

4. Развитие психических процессов и познавательной деятельности.

5. Развитие у детей уверенности в своих силах, способностях, эмоциональной отзывчивости, эстетического восприятия.

III. Ожидаемые результаты.

  1. Заинтересованность детей процессом рисования  посредством использования нетрадиционных техник.

                                     

п/п

Тема

       Нетрадиционные

               техники

Задачи изобразительной деятельности.

               Оборудование

                                                                                                      Октябрь

1.

«Осеннее дерево»

Оттиск печатками из ластика

  Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем и сангиной      

Лист тонированной бумаги формата А4, сангина, уголь, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскиза.

2.

«Осенний пейзаж»

Монотипия  пейзажная

Познакомить с приёмами выполнения монотипии (пятно, тон,  вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции).

Лист бумаги, акварельные краски, влажная губка.

3.

Осень разноцветная

Отпечатывание листьями.

Знакомить со свойствами печатании листьями (фактура, цвет), чувствовать композицию.

Тонированный лист бумаги, гуашь, листья деревьев

4.

«Осенние листья» (первое занятие)

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения, обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, материалы для тиснения, ватман, гуашь, кисти.

5.

«Осенний пейзаж» (второе занятие)

Тычкование

 Вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования –  делать ежика.  Воспитывать чувство композиции.

Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2 на 2) из газетной бумаги, листья,  изготовленные на предыдущих занятиях.

6.

«Ежики»

Тычок  жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Пользоваться техникой «тычок смятой бумагой»,предоставить возможность выполнять рисунок тела ежика, тычками без предварительной прорисовки карандашом.  

Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши

7.

«Мои любимые домашние животные»

Тычок  жесткой полусухой кистью

Познакомить с техникой рисования тычком  полусухой кистью –  имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, способствовать возможности наносить рисунок по всей поверхности бумаги,

Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого,  серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных

8.

«Мы рисуем, что хотим»

Различные

Оказывать педагогическую поддержку в свободном рисовании, воспитывать  радость творчества в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Все имеющиеся в наличии

 Ноябрь

1.

«Мои любимые рыбки»

Восковые мелки и  акварель

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели, тонировать лист разными цветами акварелью. Чувствовать цветовосприятие.

Лист формата А4 , восковые мелки, акварель, кисти, эскизы, иллюстрации

2.

Рисование штрихом

«Колючая сказка»

Альбомный лист, простой карандаш, иллюстрации.

Наносить длинные и короткие штрихи в одном направлениях, накладывать штрихи в одном направлении, без просветов.

Показать выразительные возможности простого карандаша.

Альбомный лист, простой карандаш.

3.

«Первый снег»

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Создать условия для  рисования деревьев больших и маленьких, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Воспитывать чувство композиции

Лист А4 , тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная гуашь, кисти, эскизы, иллюстрации

4.

«Птички клюют ягоды»

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Создать интерес к  рисованию веточек, украшению в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Воспитывать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.

Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки

5.

«Плывут пароходы»

Рисование мылом.

Познакомить с мыльной живописью, Помочь наглядно увидеть структуру красочных мазков кисти.

Лист А-4, акварельные краски, кусочки старого мыла.

6.

«Зимние напевы»

Набрызг.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы. Познакомить  с новым способом изображения  – «набрызги». Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Репродукции с зимними пейзажами; тонированный лист; набор гуашевых красок; кисти; зубная щётка; палочка, трафареты.

7.

«Мое любимое дерево»

Сангина, уголь по желанию

Вызвать интерес к  рисованию деревьев сангиной, углем. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на полочку сангины или угля (чтобы линия была  видна хорошо и чтобы мелок не сломался)

Листы формата А4, сангина, уголь, иллюстрации и эскизы

8.

Мы рисуем, что хотим

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                             Декабрь  

1.

«Деревья в инее»

Оттиск картоном, рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать деревья оттиском картона, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

Лист формата А4, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом,  белая игуашь в мисочках, сангина, картон разной ширины.

2.

«Маленькой елочке холодно зимой»

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать елочку (или закрепить навыки наклеивания, если используется аппликация). Воспитывать аккуратность.

Тонированный лист бумаги  (синий, фиолетовый), зеленая гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, одна – две елочки из зеленой бумаги.

3.

«Я в волшебном еловом лесу»

Чёрно-белый граттаж.

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж.

Бумага белая А4 картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, иллюстрации.

4.

«Петушок»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество

Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы

5.

«Плюшевый медвежонок»

Рисование поролоном.

Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Развивать творческое изображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

Альбомный лист, простой карандаш, гуашь, поролоновая губка, кисти.

6.

«Собака гуляет по улице»

Рисование картоном.

Познакомить с новым  приёмом оформления изображения - рисование картоном. Развивать воображение, творчество, чувство композиции

Бумага белая А4 , картон разной ширины, акриловые краски, палочка для процарапывания, восковые мелки, иллюстрации.

7.

«Вечерний город»

Рисование картоном.

Совершенствовать навыки рисования картоном. Побуждать детей к творческой активности, помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

Альбомный лист, акриловые краски, фломастеры для дорисовки, иллюстрации.

8.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                           Январь

1.

«Снеговик»

Комкание бумаги (скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать воображение, творчество  

Лист плотной бумаги формата А4 (тонированный), салфетка целая и половинка (белого цвета, клей в блюдечке гуашь, кисть, снеговик из ваты, эскизы

2.

«Ангелочек»

Рисование пальчиками.

Упражнять в технике рисовании пальчиками. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как линия, точка.

Половина альбомного листа тёмного цвета,  белая гуашь, иллюстрации.

3.

«Город»

Проступающий рисунок.

Познакомить с новой нетрадиционной техникой изображения. Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции

Тонкая белая бумага, восковые мелки, акварельные краски, картон тонированный под основу, клей ПВА, кисти.

4.

«Портрет зимы»

Восковые мелки, акварель, соль,

Закрепить умение рисовать деревья восковыми мелками, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый) Развивать воображение, цветовосприятие.

Лист А 4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации

5.

«Контурная линия»

Изображение веревочками.

Вызвать у детей интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к её образным превращениям, видоизменениям. Развивать ассоциативное  мышление, творческое воображение детей, желание использовать полученные знания в изобразительной деятельности.

Картон разной ширины, гуашь или акриловые краски, бумага.

6.

«Превращение проволочки»

(второе занятие)

Изображение проволокой.

Та же.

Проволока, по 4-5 листов белой бумаги, тушь, ватные тампоны.

7.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                          Февраль

1.

«Нарисуй какую хочешь чашку и укрась ее»

Оттиск печатками, печать по трафарету

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение – печать по трафарету, дополнительные – печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма

Лист А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, поролоновые тампоны, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы

2.

Валентинка.

Пластилинопластика.

 Познакомить с новым видом нетрадиционной техники.  Воспитывать аккуратность. Развивать воображение

Силуэты сердечек, пластилин, стеки.

3.

«Я в подводном мире»

Рисование ладошкой, восковые мелки +акварель

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Листы формата А 4, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки

4.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                             Март

1.

«Нарисуй и укрась вазу для цветов»

«Знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками

Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции

Лист А4 тонированной бумаги, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации

2.

«Открытка для мамы»

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Совершенствовать навыки детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма

Лист А4 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы

3.

«Весеннее солнышко»

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке

Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть. Иллюстрации, эскизы

4.

«Бабочки»

Монотипия, обведение ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

5

«Цветочек радуется солнышку»

Печатание печатками из картофеля (в форме цветка)

Упражнять в технике печатания печатками. Учить рисовать цветок в центре листа, дополнять рисунок стебельком, листиками, травкой вокруг. Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции

Лист светло-зеленой бумаги, печатки в форме цветка, гуашь различных цветов в мисочках, темно- и светло-зеленая гуашь, кисть, иллюстрации и эскизы

6.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Рисование нитками

Познакомить детей  с новым необычным изобразительным материалом.

Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

Развивать координацию движений, мелкую моторику рук

Тонированный лист, простой карандаш, Клей ПВА, разноцветные обрезки ниток, набор фломастеров, ножницы.

7.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                           Апрель

1.

«Ракеты в космосе»

Печать по  трафарету

Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки.

Лист  А4, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации

2.

«Космический пейзаж»

Граттаж

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира.

Познакомить с новым способом изображения – граттажу.

Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций, чтение литературы о космосе.

Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент.  

Альбомный лист с готовой основой под граттаж, заострённая палочка.

3.

«Звездное небо»

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Бумага А3, уголь, жесткая и мягкая кисть, черная гуашь, иллюстрации

4.

«Волшебные картинки» (волшебный дождик)

Рисование свечой

Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее

Свеча, чернила или гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 уже нанесенными свечой рисунками

5.

«Цыплята»

Комкание бумаги или обрывание

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции

Лист А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, шапочки цыплят для игры, эскизы и иллюстрации

6.

«Божьи коровки на лужайке»

Рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность)

Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и  бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога

7.

«Укрась свитер»

Тычок жесткой кистью, печатание печатками

Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь в мисочках, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации

8.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

                                                                                                            Май

1.

«Берёзка»

Батик

Формировать любознательность, наблюдательность , желание отразить в свои впечатления в рисунке.

Познакомить с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.

Продолжать развивать детское изобразительное творчество.

Батик, простой карандаш, гуашь. Кисти.

2.

Одуванчики

Восковые мелки и акварель, печатание печатками

Закрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции

Лист А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые ме6лки, акварель в мисочках, печатки в виде треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры

3.

«Как я люблю одуванчики»

Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения данной в технике. Учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа.

Ватманский лист, темно- и светло-зеленая  и желтая гуашь (можно налить в блюдце), кисти, салфетки

4.

«Как я вырос за год» (автопортрет)

Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих)

Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата А4 белый на выбор, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукция автопортретов

5.

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках

Все имеющиеся в наличии

6.

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать учить рассматривать рисунки, поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившейся и непонравившейся работы

Рисунки детей за год (несколько работ каждого ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы по кружковой деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования "Кисточка"

Актуальность рабочей программы «Кисточка»  в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого ра...

Программа работы кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе «Радуга красок»

Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию дошкольников: с использованием нетрадиционных техник рисования «ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на с...

План работы изостудии по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Радуга красок»

Актуальность изостудии «Радуга красок» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной ме...