Проект "Посмотри, район, растёт гражданин и патриот"
проект (старшая группа)

Камзолова Екатерина Васильевна

«Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!» – социальный проект, нацеленный на создание условий для упрочения в общественном сознании дошкольников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, на формирование активной гражданской позиции, уважения к традициям, культуре, истории родного района, города, социальной и гражданской ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 35 «Василёк»

Проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2021 год

Содержание.

Паспорт        проекта        «Посмотри,        район,        растёт        гражданин        и

патриот!».

3

Нормативно-правовая база Проекта «Посмотри, район, растёт

гражданин и патриот!».

7

Основные        положения        Проекта        «Посмотри,        район,        растёт гражданин и патриот!».

Концептуальные основы. Научное обоснование.

Основополагающие принципы и направления их реализации. Принципы построения педагогического процесса.

8

Актуальность проекта.

12

Направления гражданско-патриотического воспитания в рамках

Проекта «Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!».

13

«Моя малая Родина – Ленинский район».

13

1 блок: «Колесо истории».

13

2 блок: «Связь поколений».

15

3 блок: «Я – гражданин и патриот».

16

4 блок: «Русская традиционная народная культура».

16

5 блок: «Я и моя семья».

17

«Здоровым быть здорово!».

17

Оценка эффективности реализации проекта.

19

Методическое        обеспечение        функционирования        системы

гражданско-патриотического воспитания.

19

Материально-техническая база.

20

Ожидаемые результаты.

20

Модель «Гражданина – патриота России».

22

Гражданско-патриотическое воспитание. Формы работы.

23

Проект «Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!»

«Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!» – социальный проект, нацеленный на создание условий для упрочения в общественном сознании дошкольников социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, на формирование активной гражданской позиции, уважения к традициям, культуре, истории родного района, города, социальной и гражданской ответственности.

Название проекта

«Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!» проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Территория реализации

Муниципальное        бюджетное        дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 «Василёк».

Целевая аудитория

Участниками проекта являются дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, родители и семьи воспитанников, педагоги МБДОУ детского сада

№ 35.

Тип проекта

Социальный, практико-ориентированный проект.

По доминирующему методу

Информационный, творческий, игровой.

По характеру содержания

Включает        ребенка        и        его        семью;        ребенка        и природу; ребенка и рукотворный мир; ребенка,

общество и его этнокультурные ценности.

По характеру участия ребенка в проекте

Заказчик, эксперт, исполнитель.

По характеру контактов

Осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями        культуры,                спорта, образовательными                учреждениями,

общественными организациями – социальными партнерами (открытый проект).

Принципы

реализации проекта

  1. Единство        воспитательных,        образовательных, развивающих целей и задач.
  2. Учёт региональных условий.
  3. Практическая применимость.

Срок реализации проекта

Долгосрочный (открытый проект), (2020 – 2021, 2021 – 2022 уч. г.).

Цель проекта

Создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования социально-

активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости,

гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Целевые ориентиры

  • проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;
  • уважение к достоинству других;
  • стремление к познанию окружающей действительности;
  • решение вопросов о прошлом и будущем;
  • бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам;
  • восстановление преемственности в воспитании и освоении традиционной отечественной культуры;
  • нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка:
  • физическое и трудовое воспитание;
  • системное выявление в ходе работы важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества

в целом.

Задачи проекта

  1. Направить познавательную активность детей на системное        выявление        важнейших мировоззренческих идей: взаимосвязь человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом, средствами народной культуры.
  2. Расширять и углублять знания дошкольников о своем родном районе, городе, его истории, культуре и достопримечательностях.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, району, городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  4. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном районе, городе.
  5. Систематизировать методы диагностики уровней гражданственности детей.
  6. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах нравственно-патриотического    и    гражданского

воспитания    детей    дошкольного    возраста    в

соответствии с актуальными тенденциями развития современного общества.

7. Повысить компетентность родителей воспитанников по проблемам гражданско- патриотического воспитания и семьи.

Ключевой вопрос проекта

Что «Я» могу сделать для процветания любимого района?

Что «Я» могу сделать для того чтобы мои родные, мой район гордились мной?

Охват участников проекта

Дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, их родители и семьи.

2020 – 2021 уч. г.: 30 воспитанников (старшая группа).

2021 – 2022 уч. г.: 30 воспитанника (подготовительная к школе группа)

Уникальность проекта

Проект гражданско-патриотического воспитания дошкольников является средством гуманизации воспитательного процесса в детском саду, фундаментальным принципом введения личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города, страны.

Освоение ребенком - дошкольником краеведческого материала – одно из приоритетных        направлений        современной

дошкольной педагогики, которое поможет сформировать первые представления о Родине,

как о месте, где человек родился и стране, в которой он живет.

Проект позволяет создать условия для патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной        гордости,        гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и

готовность к его защите.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

I этап: Проектный

Цель:        подготовка        условий        создания        системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Разработать, обсудить и утвердить проект по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.
  4. Подобрать        диагностические        методики        по основным направлениям проекта.

II этап: Практический

Цель:        реализация        проекта        по        гражданско- патриотическому воспитанию.

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать тематический план по гражданско- патриотическому воспитанию детей в дошкольном учреждении.
  3. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  4. Расширять, укреплять связи с семьями воспитанников,        образовательными учреждениями, учреждениями культуры, спорта, общественными организациями – социальными партнёрами.
  5. Вовлекать в систему гражданско- патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  6. Проводить мониторинг реализации проекта.

7. Принимать участие в конкурсах различного уровня.

III этап: Аналитический

Цель:        проанализировать        итоги        реализации проекта.

Задачи:

  1. Обобщить и представить результаты работы ДОУ.
  2. Скорректировать        работу        по        реализации проекта.
  3. Спланировать работу на следующий период.

Адрес представительства проекта в сети

Интернет

http://mdou35-smol.ru/ 

https://nsportal.ru/user/1016345 

Ссылки на

фото/видеоматериалы, размещение в сети

Интернет

http://mdou35-smol.ru/ 

https://nsportal.ru/user/1016345

Ссылки на публикации

http://mdou35-smol.ru/ 

https://nsportal.ru/user/1016345 

Нормативно-правовая база

Проекта «Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!»

Проект     гражданско-патриотического      воспитания      дошкольников

«Посмотри район, растёт гражданин и патриот!» разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).
  • Федеральный        государственный        образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
  • Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
  • Проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации (подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России»).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (ставит перед обществом цель: «внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; повышение профессионализма        организаторов        и        специалистов патриотического воспитания»).

  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2- ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Государственном гербе Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1- ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Государственном флаге Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3- ФКЗ (ред. от 22.03.2001) «О Государственном гимне Российской Федерации»
  • Устав МБДОУ детского сада № 35,
  • Программа развития МБДОУ детского сада № 35,
  • Основная общеобразовательная программа – образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35.

Основные положения

Проекта «Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!»

Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско- патриотического воспитания в МБДОУ детском саду № 35 и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Проект гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательно-образовательных и социальных проблем.

В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина, человека – патриота своей страны, государства.

«Гражданское воспитание» — это целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как

интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

Патриотизм рассматривается как любовь и преданность своей Родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства, преемственность в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры, как одно из наиболее значимых социальных чувств, венчающих лучшие качества человеческого характера.

Толерантность в современном обществе – формируемая модель взаимоотношений людей, народов, стран. В области дошкольного образования становление толерантного отношения к представителям других национальностей является одним из требований к содержанию деятельности дошкольных образовательных учреждений, предъявляемых государственным образовательным стандартом.

Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.

Концептуальные основы.

Существенную роль в становлении современных концепций гражданско-патриотического воспитания имеют работы, представленные в теориях социального развития (Д.И. Фельдштейн, С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко); рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (В.И. Кожохарь, Н.И. Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные с изучением механизмов становления гражданственности (В.Г. Ронкин, Н.И. Судаков); изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации педагогического процесса по формированию в различные возрастные периоды (С.А. Козловой, Е.Н. Радиной, Э.К. Сусловой).

Разделяя теории Л.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна об универсальности деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности, становление гражданственности как личностного образования возможно только через активную деятельность ребенка.

Чрезвычайно важным является то, что в процессе гражданского воспитания происходит не только усвоение определенного содержания культуры, но и постоянное открытие, утверждение ребенком себя как социального субъекта.

Предлагаемая проектная работа связана с конкретизацией методологических основ гражданско-патриотического воспитания дошкольников; представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанности; в обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданско-патриотического воспитания. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе,

традиционной отечественной культуре, мы определим его место в окружающем мире.

Таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Научное обоснование:

  • гражданско-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
  • понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями и поступками детей и взрослых;
  • гражданско-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
  • в роли первоосновного субъекта гражданско-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
  • истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Основополагающие принципы и направления их реализации:

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем компетентности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории дошкольников, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

  • научность, гуманизм, демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

Социальное – формирование добросовестного отношения к делу; формирование терпимости к другому человеку; формирование культуры

межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание к традициям семьи; формирование взаимопонимание между семьей и ребенком.

Оно включает: ознакомление с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника), развитие культуры межличностных отношений, ответственности за свои поступки.

Политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.

Оно включает: политическую и правовую грамотность, ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России; воспитание готовности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения России, ее экономики, культуры, нравственности, духовности, социальной сферы и т. д.

Экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.

Оно включает: формирование добросовестного отношения к государственной и личной собственности, выбор и принципы рационального поведения в социуме.

Нравственное – воспитание чувства прекрасного: воспитание любви к родному городу, к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям; формирование общечеловеческих ценностей.

Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.

Принципы построения педагогического процесса. Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным- давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться

на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегрированности

Реализуется в сотрудничестве с семьей, учреждениями культуры, спорта, образовательными учреждениями, общественными организациями – социальными партнерами (открытый проект).

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно- эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных праздников, вечеров досуга, выставок.

Актуальность проекта.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должно внести современное дошкольное образовательное учреждение.

Дошкольное образовательное учреждение, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Дошкольный возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период

самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Новое время требует от дошкольного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Актуальность данного проекта обусловлена приоритетным национальным проектом «Образование», потому что главное в выборе подхода к воспитанию гражданственности – это создание условий для самореализации человека в пространстве своей страны и своем времени. Гражданином человек становится тогда, когда знает историю своей семьи, когда он стремится быть государственным человеком, хранителем и представителем языка и культуры своей родины. Он осознает, что «нация состоит не из людей, а из семей» (Д.С. Лихачев) и стремится стать достойным человеком, активным гражданином и хорошим семьянином, достойным патриотом своей Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, спортивные соревнования, массовые мероприятия, конкурсы, способствующие развитию гражданско-патриотических чувств.

Направления гражданско-патриотического воспитания

в рамках Проекта «Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!»

Направления гражданско- патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в рамках проекта «Посмотри, район, растёт гражданин и патриот!» включает в себя следующие направления:

«Моя малая Родина – Ленинский район»,

«Здоровым быть здорово!».

Данные направления включают с себя 5 блоков:

«Колесо истории», «Связь поколений», «Я – гражданин и патриот», «Русская традиционная народная культура», «Я и моя семья».

«Моя малая Родина – Ленинский район»

1 блок: «Колесо истории».

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой        родине        -        месту,        где        родился        человек.

Базовый этап формирования у детей любви к Родине — это накопление ими социального опыта жизни в своем районе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры — это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом

- гражданином России, и только потом - жителем планеты Земля.

Цель:        воспитание        гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине, приобщение к истории и культуре родного района, местным достопримечательностям;

Задачи:

  1. Воспитывать у ребенка любовь и бережное отношение к семье, родному дому, родной улице, району. Формировать у детей чувство ответственности за малую Родину.
  2. Обогащать знания детей об историческом и культурном своеобразии родного района, достопримечательностях.
  3. Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  4. Развивать        фантазию,        конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки и создавать привлекательные,                игровые                ситуации, способствующие возникновению у детей собственных замыслов.
  5. Развивать наглядно – образное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач, при помощи различных моделей (городских зданий, дорожных знаков, памятников, деревьев).
  6. Учить узнавать по моделям социально - значимые объекты района и уметь рассказывать о его достопримечательностях.

Предполагаемые результаты:

- Пополнение предметно - развивающей среды по краеведению: макет «Главная улица моего района», патриотический уголок – папка «Моя

малая родина – Ленинский район» с фотографиями, рисунками».

  • Повышение уровня знаний у детей о достопримечательностях родного района.
  • Повышение у детей уровня умения создавать конструкции из лего - конструктора по собственному замыслу.
  • Повышение уровня развития коммуникативных навыков и развития творческого склада мышления у детей.
  • Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Продукт:

Папка «Моя малая родина – Ленинский район» (пополнение папки по мере получения информации, т.к. проект является открытым).

Макет «Главная улица моего района».

Формы: рассматривание открыток, фотографий с видами улиц района; проведение прогулок, экскурсий (в том числе виртуальных); дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры; рисование, лепка, конструирование; составление пересказа по опорным картинкам – схемам, составление пересказа по картинкам, составление рассказов –

описаний по фотографиям, чтение художественной литературы.

2 блок: «Связь поколений»

Важнейшим воспитывающим фактором являются организуемые в ДОУ встречи с интересными людьми, героями войны и труда – нашей живой памятью, встречи, где дети получают уникальные нравственные уроки общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что даст им силы для будущей сложной жизни в современном обществе, мире.

Цель: формирование у дошкольников гражданско- патриотических качеств, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей, овладение детьми практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
  2. Возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
  3. Сохранение        и        развитие        славных        боевых        и трудовых традиций.

Формы: тематические занятия, тематические недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам.

3 блок: «Я – гражданин и патриот»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  1. Воспитывать        правосознание,        способность        к осознанию своих прав и прав другого человека;
  2. Участвовать в социальных проектах;
  3. Развивать культуру проявления гражданской позиции;
  4. Формировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы:        тематические        занятия,        коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, участие в конкурсных мероприятиях гражданско-

патриотической направленности.

4 блок: «Русская традиционная народная культура»

Цель: воспитание детей в духе народной традиционной культуры, формирование духовно- нравственной личности ребенка.

Задачи:

  • прививать любовь к народной культуре и фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам;
  • развивать знания в области народной музыки, обрядового календаря;
  • дать представление о народной песни, об элементах народных танцевальных движениях;
  • прививать интерес к народной игре;
  • научить играть на народных инструментах;
  • развивать природные задатки ребенка;

- научить получать эстетическое наслаждение от встречи с народным искусством через эмоциональное восприятие годового цикла календарных праздников.

Формы: занятия познавательного характера по ознакомлению с народной культурой и фольклором, которые включают теоретическую и практическую часть (при этом непременно посвящаются традиционной культуре, конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря), фольклорные игры, народная хореография, обрядовые праздники и спектакли.

Участие в конкурсах разных уровней. Задачи:

  1. Способствовать овладению дошкольниками основами духовной культуры.
  2. Воспитывать у детей чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические способности, формировать эстетические вкусы и идеалы.
  3. Предоставлять детям возможность выбора видов и форм художественно-эстетической деятельности на уровне детских коллективов.
  4. Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

5 блок: «Я и моя семья»

Цель: осознание детьми семьи как важнейшей жизненной ценности, изучение истории семьи.

Задачи:

  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  3. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе ДОУ.

Формы: родительские собрания, родительский лекторий, родительский клуб, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения, традиционные праздники с участием родителей.

Продукт: создание альбома из семейных архивов воспитанников «Спасибо деду, за Победу!»

«Здоровым        быть здорово!»

Данное направление проходит через все пять блоков т.к. работа по патриотическому воспитанию детей тесно связана и с их физическим развитием, потому что будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими.

Под здоровьем в данном случае понимается состояние полного физического, психического и социального благополучия (ВОЗ).

Здоровье физическое — это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное — это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро-, и макросреды (семье, детском саду, социальной группе).

Цель: обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников и формирование основ здорового образа жизни как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Задачи:

  1. Отработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую единство медико-психолого- педагогического сопровождения ребенка по вопросам здоровья.
  2. Создать оптимальные медико-психолого- педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ.
  3. Осуществлять личностно-ориентированный подход в сохранении, укреплении психофизического здоровья и развитие детей на основе их индивидуальных особенностей и возможностей.
  4. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и понимание влияния образа жизни на состояние здоровья.

  1. Пропагандировать ценности здорового образа жизни в семьях воспитанников.
  2. Внедрить здоровьесберегающие технологии в практику ДОУ.
  3. Отработать        систему        мониторинга        состояния здоровья воспитанников.

Ожидаемые результаты:

  1. Отношение детей и взрослых к здоровью как ведущей ценности и формирование мотивации к здоровому образу жизни.
  2. Накопление теоретических знаний о здоровье и факторах, влияющих на его состояние.
  3. Обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
  4. Снижение уровня заболеваемости воспитанников ДОУ.

Оценка

эффективности реализации проекта

Оценка результативности реализации Проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными

параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать, действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей, умение их использовать по ситуации;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права, свободы человека и гражданина;
  • уважительное отношение к символике Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан.

Методическое обеспечение

функционирования

системы гражданско- патриотического воспитания

Методическая оснащенность:

Методическая        и        художественная        литература. Аудио, видео, ЭОР.

Методические разработки различных направлений (КТД).

Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей дошкольников.

Сотрудничество с учреждениями культуры и спорта, с образовательными учреждениями, с общественными организациями.

Материально- техническая база

Музеи района, города, городская библиотека, медиатека, оборудованные спортивный и музыкальный зал, спортивная площадка,

Наглядные материалы по военно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Технические средства. Видео, фотоматериалы.

Ожидаемые результаты

Таким образом, одной из главных задач образовательной деятельности ДОУ является воспитание гражданственности и патриотизма.

Традиции обеспечивают демократичность поведения всех участников образовательного процесса, особый дух патриотизма и сотрудничества.

Реализация Проекта позволит удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста – в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширение представлений о районе, городе, крае, в котором он живет.

Будут созданы оптимальные условия для социально-коммуникативного развития ребенка, в которых:

  • у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
  • содержание занятий по знакомству с родным краем выстраивается на близком, понятном для ребенка материале, поэтому вхождение в образовательную деятельность проходит легче;
  • ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
  • дети включены в разные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и

развитию познавательного отношения к миру;

  • обогащается социальный опыт ребенка, опыт коммуникативного        взаимодействия        с окружающими;
  • выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в школе.

Реализация Проекта позволит

удовлетворить потребности родителей

в предоставлении качественных образовательных услуг, в создании в детском саду условий для развития личностного потенциала ребенка.

  • возрастет авторитет ДОУ среди родителей, степень удовлетворенности работой ДОУ;
  • реализация Проекта будет способствовать включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к созданию детско- родительских проектов, участию в совместных праздниках,        соревнованиях,        конкурсах, проведению экскурсий, встреч с интересными людьми, обогащению предметно-развивающей среды и т.д.);
  • участие семьи в реализации проекта будет способствовать созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снизит детскую тревожность, повысит самооценку воспитанников,        позволит        применять

индивидуальный подход.

Реализация Проекта позволит

удовлетворить потребности педагогов и

руководителей ДОУ

в повышении профессионального уровня и квалификации.

Активные формы повышения квалификации (практикумы,        семинары,        методические объединения и т. д. как средств, способствующих реализации Проекта) будут способствовать развитию мастерства педагогов как сплава профессиональных знаний, навыков и умений:

  • в организации развивающей предметно- пространственной среды на основе требований Программы;
  • во введении и апробации современных технологий, направленных на развитие личности ребенка;
  • в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов- специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках одной образовательной

темы;

  • в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;
  • в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде района.

Модель «Гражданина – патриота России»

Гражданско-патриотическое воспитание. Формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание гражданина и патриота России"

В статье представлен опыт работы ГБДОУ № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации  познавательно-патриотического проекта "Святой благоверный Александр Невский", являющимся небесным пок...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом ...

Формирование будущего гражданина и патриота России через знакомство с Санкт-Петербургом

Заложить в душу каждого ребенка любовь к своей Родине, чувство гордости за нее – вот одна из моих главных задач. Именно в старший дошкольный возрастной период закладываются основные интересы дет...

Консультация для воспитателей. "Воспитание гражданина и патриота через историю и культуру родного края"

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям нео...

Воспитание гражданина и патриота через изучение жизни своего народа в годы Великой Отечественной войны.

laquo;У меня ты, Россия,Как сердце, одна.Я друзьям всем скажу,Без тебя,Как без сердца,Прожить не могу…»(Юлия Друнина)Мы воспитываем патриотов, будущих граждан нашей России. Воспитание па...

Кластер по вебинару "Патриотическое воспитание – основа формирования личности гражданина и патриота"

Кластер - это схема-организатор текста, с выделением ключевых понятий. Кластер можно зарисовать на бумаге, либо сделать в текстовом или графическом редакторе.Уважаемые коллеги, представляю вашему вним...

Статья "ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ"

В наши дни Россия переживает сложные времена, а современное поколение детей и их родителей, безусловно являются свидетелями исторических событий. И задача нас, педагогов-дошкольников, с раннего детств...