Профессионализм педагога в условиях цифровизации дошкольного образования
статья

Калашникова Татьяна Николаевна

Актуальность внедрения цифровых технологий в дошкольном учреждении обусловлена нормативной базой, интересами и потребностями детей и родителей, а также педагогов. В данной статье предпринята попытка выявить и кратко обосновать все плюсы и минусы перехода педагога дошкольного образования в режим работы онлайн, особенности его готовности к этому переходу и условия, при которых этот переход будет максимально комфортным и полезным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессионализм педагога в условиях цифровизации дошкольного образования

Аннотация: Актуальность внедрения цифровых технологий в дошкольном учреждении обусловлена нормативной базой, интересами и потребностями детей и родителей, а также педагогов. В данной статье предпринята попытка выявить и кратко обосновать все плюсы и минусы перехода педагога дошкольного образования в режим работы онлайн, особенности его готовности к этому переходу и условия, при которых этот переход будет максимально комфортным и полезным.

Ключевые слова: цифровизация образования, цифровизация, электронные образовательные ресурсы.

Цифровизация подразумевает применение цифровых технологий, которые используются в электронике, в первую очередь информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также игровых автоматов, цифровых плееров, 3D-телевизоров, робототехники, электронных измерительных приборов, электротехники, смарт-досок, видеокамер др.

Цифровые технологии активно внедряются в систему традиционного дошкольного образования для успешного обучения и воспитания. Они обеспечивают быструю реакцию на правильность или неправильность выполнения ребенком действий, что не может быть реализовано в условиях массового образования при традиционном подходе. Цифровые технологии учитывают возможности современного ребенка, предоставляют информацию в привычной для детей форме: звук – цвет – анимация. Компьютерные технологии позволяют моделировать ситуации, с которыми ребенок не может столкнуться в непосредственном опыте, они позволяют действовать в этих ситуациях, реализуя потребность быть, «как взрослый»; открывают новые возможности социализации через принятие решений, самостоятельный выбор, активность в общественном пространстве; предоставляют информацию в игровой форме в сочетании с изображением, звуком, динамикой; дают возможность индивидуализации обучения.

Кроме того, в новых социально-экономических условиях возрастает роль педагога-новатора, который не только использует в работе цифровые технологии, умеет работать в текстовых документах и мультимедийных программах, но и способен создавать, патентовать и использовать собственный образовательный продукт.

Использование мультимедийного оборудования помогает при подготовке детей к обучению в школе, позволяет представить родителям консультации, видеоролики и фильмы о жизни детей в детском саду, ведь дети рисуют и лепят, играют и поют, танцуют и участвуют в инсценировках, праздниках, развлечениях. Проще говоря, скучать им некогда! Воспитателям нужно все время совершенствоваться, ведь современные дети в 2-3 года уже умело используют гаджеты, а их родители привыкли общаться через мессенджеры.

Анализ и обобщение ряда психолого-педагогических источников по данной проблеме позволил выделить следующие компоненты в профессиональной деятельности педагога ДОО:

- мотивационный компонент подразумевает активные, направленные действия педагога в своей профессиональной деятельности связанные с интересом к решению профессиональных задач;

- когнитивный компонент включает знания педагога, связанные с профессиональной деятельностью; [1]

- операционный компонент предполагает способность педагог применять профессиональные знания в соответствующей образовательной ситуации при выполнении педагогических задач;

- эмоционально-волевой компонент заключается в способности педагога, сохраняя самообладание, преодолевать внешние и внутренние препятствия при выполнении профессиональных задач;

- рефлексивный компонент предусматривает осмысление педагогом своей деятельности, соотнесение целей и результатов своей практической деятельности для последующей коррекции.

Обратимся к описанию некоторых аспектов практической деятельности педагогов ДОО в период пандемии COVID-19, времени, в которое цифровизация образования стала объективной необходимостью. Обобщение личного опыта и педагогических источников, описывающих практическую деятельность педагогов, позволило выделить проблемы, возникающие в профессиональной деятельности специалистов дошкольного образования. А именно:

1. Отсутствие технических навыков у большого процента педагогов. Педагоги, особенно старшего поколения или живущие в маленьких населенных пунктах, не владеют электронными системами, начиная с простого незнания «технического сленга (интерфейс, браузер, ...)».

2. Специфика обратной связи. Педагогическое взаимодействие педагога и воспитанников предполагает использование большого количества средств невербального общения, и дети дошкольного возраста ориентированы в первую очередь на прямую речь, интонацию взрослого, тактильность, со деятельность (показ, совместно выполненное действие, повтор слов за воспитателем и др.). Это особенно характерно для дошкольного этапа, так как ребёнок не может автономно ни писать, ни читать, иногда даже используя устную речь ребенку трудно объяснить взрослому, где у него возникли затруднения и что он хочет. Применение цифровых технологий усугубляет это: не вполне понятно, какие знания ребенок усвоил, что способен выполнить самостоятельно, как он должен ощущать себя в цифровом образовательном пространстве и насколько это оправдано. Есть множество удачных цифровых контентов, которые активно используются родителями в качестве дополнительных развивающих ресурсов для детей («Понимашка», «Галка-игралка», «Ну-ка, дети», «Крокотак», «Зайка-развивайка» и мн.др). Активной стороной привлечения ресурса становятся родители, когда возникает необходимость что-то почитать ребенку по возрасту, изготовить красочную поделку, сделать вместе раскраску. В этом случае востребованность цифровых ресурсов понятна и результативна. Не случайно почти все детские журналы и даже телевизионные каналы для детей имеют цифровой аналог.

3. Сказанное выше ориентирует педагогов на поддержку родителей дошкольников в условиях цифровизации образования. В первую очередь цифровая среда создается для сопровождения родителей или педагогов в условиях дистанционного образования детей дошкольного возраста

4. Замена «живого» занятия занятием онлайн, предполагающего непосредственное общение, размещением ссылки на Интернет-ресурс. Интересно отметить такой факт, получивший распространение в период самоизоляции весной-летом 2020-2021 года. Размещение ссылки в чате / беседе на полезные ресурсы в сети Internet с записью занятия «чужого педагога» тоже считалось полноценным занятием. Возникает вопрос: зачем нужен педагог? Хотя ответ очевиден: педагог и живое общение с ним ребенку дошкольного возраста необходимы. В данном случае также поднимается вопрос о целесообразности использования интернет ресурсов.

5. Сохранение авторских прав педагогов при размещении различных практических разработок в сети Интернет. Для подтверждения этого тезиса достаточно провести беглый анализ сайтов педагогических работников. Одинаковые конспекты с занятиями, сценарии праздников и т.п. (буквально слово в слово) размещаются разными лицами, при этом каждый претендует на авторство и получает именной сертификат портала. Складывается ситуация, когда многие педагоги отказываются выкладывать свои практические разработки, используя сеть интернет, опасаясь плагиата.

 6. Инертность педагогов, нежелание что-либо менять в привычном образе профессиональной жизни. Цифровизация образования предполагает постоянное самообразование педагогов, освоение новых ресурсов и программ, умений использовать их в образовании ребенка. Для этого нужна устойчивая мотивация и интерес, открытость к освоению новых возможностей цифрового образования для дошкольников. Чаще всего процент таких педагогов в дошкольной образовательной организации не высок. И здесь актуализируется проблема неформального повышения квалификации педагогов в отношении применения возможностей цифровой среды, освоения технологий смешанного обучения детей в детском саду, технологий дистанционной поддержки родителей как субъектов образовательного процесса, вариантов ресурсного сопровождения детей и родителей по актуальным проблемам развития.

Таким образом, мотивационный компонент на практике отражается в желании педагогов использовать возможности цифрового образования в профессиональной деятельности, в интересе к данной теме, который приведет к поиску информации, саморазвитию и самообразованию.

Когнитивный компонент имеет весьма широкий спектр проявления. От практически полного неумения применять современные цифровые технологии и интернет-ресурсы в профессиональной деятельности профессиональный ступор» до владения ими в совершенстве (характерно для мегаполисов, молодых педагогов, частных ДОО). [2]

Операционный компонент выражается как практическое применение новых знаний в работе. Многие педагоги, отлично ориентируясь в современных технологиях, владея навыками поиска информации в сети интернет, в своей профессиональной деятельности по каким-либо причинам не применяют их. Здесь и опасение за сохранение авторских прав, и инертность педагогов, описанная выше, и неуверенность, и непонимание значимости цифровых ресурсов в образовании именно детей дошкольного возраста.

Эмоционально-волевой компонент проявляется как упорство при внедрении цифровых технологий в профессиональную деятельность. Ещё пятнадцать лет назад в педагогических вузах и колледжах массово не учили использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Как следствие, – это осталась на самоподготовку для большей части современных педагогов. Естественно, возникают трудности: отсутствие технических навыков, специфическая обратная связь. Задача педагога – проявлять настойчивость в освоении цифровых ресурсов, открывать для себя их пользу, например, в условиях смешанного обучения, в условиях обучения детей с ОВЗ и ООП, в условиях дистанционной консультационной работы с родителями, внутри образовательной организации или образовательной сети учреждений как вариант сетевого взаимодействия.

Рефлексивный компонент часто не осознается педагогами-практиками как важная составляющая профессиональной деятельности. При неудачах и затруднениях, возникающих в работе с цифровыми технологиями, педагогами ДОО не производится анализ, выявление недостатков и объективная оценка своих действий. Такая позиция приводит к повторным затруднениям, отказу использовать цифровую среду в профессиональной деятельности.

Очевидно, что в современных условиях цифровое образование будет развиваться, а профессиональная подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций к работе в этих условиях требует дальнейшего изучения и совершенствования.

Важно, чтобы сотрудники детских садов стали частью цифрового мира, умели пользоваться ресурсами коммуникационных технологий, не боялись пользоваться интернет – технологиями и вносили в единую базу корректную и правдивую информацию о себе, ребенке и детском учреждении.

Список литературы:

1. Федина Н.В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н.В. Федина и др.

2. Попова М.Н. Организация онлайн-урока в условиях дистанционного обучения / М.Н. Попова, Е.А. Барахсанова // Педагогика. – 2020. – №6. – С. 96-100.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования

Методическая работа в нашем ДОУ является важным звеном в повышении профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации дошкольного образования. Только в процессе развития профессиональн...

"Модель методического сопровождения педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования"

Аннотация: Целью статьи является описание модели методического сопровождения педагогов ДОУ по организации работы повышения уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования. Способствовать...

Методическое сопровождение введения ФГОС в практику работы дошкольного образовательного учреждения как средство повышения профессионализма педагогов в условиях перехода на новые образовательные стандарты

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особенно актуальными становятся вопросы методического сопровождения образовательной практики,...

«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»

Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необхо...

Доклад «Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях ФГОС дошкольного образования».

Повысить профессиональную компетенцию участников образовательного процесса.Содействовать развитию  у педагогов стремления к совершенствованию.Активизировать усилия педагогов на развитие своих про...