Совместная партнёрская деятельность взрослого и ребёнка в игре.
статья

Совместная партнёрская деятельность в игре отличается  наличием равноправной позиции взрослого, возможностью свободного размещения, перемещения и общения детей в пространстве группы. Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная партнёрская деятельность взрослого и ребёнка в игре.

Ведерникова Е.Л.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 369 г. Челябинска»

Изменение роли образования и  качества педагогического общения в процессе становления личности ребёнка возможно в виде совместного партнёрства, которое возникает в процессе  любой деятельности и личностного контакта воспитателя и воспитанника.

Совместная  партнёрская деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

В данном взаимодействии решались задачи:

  • развитие общих познавательных способностей;
  • активизация инициативности детей во всех сферах игровой деятельности;
  • формирование способности к планированию собственной игровой деятельности и на достижение результата в игре.

Совместная партнёрская деятельность в игре отличается  наличием равноправной позиции взрослого, возможностью свободного размещения, перемещения и общения детей в пространстве группы. Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Характерными особенностями совместной партнёрской деятельности в игре являются:

  • контакт между её участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
  • наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями её участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

При организации любой деятельности создаётся алгоритм – последовательность шагов, способов принятия и удержания цели деятельности, которую предстоит совершить.

Алгоритм организации совместной игровой деятельности:

I этап  - Целеполагание и мотивация детей на деятельность.

 (Задача этапа – обучение детей умению понимать цель, которую нужно достичь)

II этап -  Составляется план совместных действий. (задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия).

III этап - Организация  деятельности. (Задача этапа  - осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.

IV этап  - Презентация. (Задача этапа – умение видеть результат).

Для успешного развития партнёрской игровой деятельности необходимо создать базу игрового опыта детей через обучающие игры (дидактические, настольные, игры с правилами и предметами, сюжетно-ролевые, строительные, режиссерские и т.д.).

Для обогащения игрового опыта использовались приёмы и методы, которые подбирались адекватно возрасту детей, ориентируясь на зону ближайшего развития:

- «старые»: игра, беседа, наблюдение, рассматривание, рассказывание, чтение, дежурство, экскурсия;

- «новые»: экспериментирование, коллекционирование, реализация проектов, мастерская, моделирование и т.д.

Партнёрская позиция педагога на этапе получения игрового партнёрского опыта детьми:

- педагог вместе с детьми сомневается, размышляет, советуется с остальными участниками игры при этом ведущая роль у педагога;

- для подлинности обучающей игры детей вводят в мнимую ситуацию, где создают игровые проблемы, где в сотрудничестве со взрослым успешно их решают проигрывая;

- при разрешении проблемных ситуаций педагог помогает советом, использует наводящие вопросы, но не играет за ребенка.

Что значит быть партнёром детей  по Коротковой Н.А. :

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе.).

Активизирующие общение педагога с детьми в игровой деятельности, в качестве партнёра, строится на следующих позициях:

- педагог выстраивает диалог с детьми, считаясь с их мнением, предоставляя свободу игрового самовыражения;

- активизирующее общение должно быть своевременно, когда дети испытывают затруднительную в игровой позиции ситуацию или проявляют разногласия по вопросам развития сюжета;

- педагогу необходимо демонстрировать уважительное отношение к играм, восхищаться фантазией играющих детей;

- педагог, общаясь во время игры с детьми, демонстрирует доброжелательность, внимательность, творчество и артистизм;

- общение должно проходить тактично, деликатно,  непринужденно, не разрушая детского замысла.

Т.о. Партнерская позиция воспитателя во время игровых взаимоотношений предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного.

Психолого-педагогические условия по Коротковой Н. А. как нельзя лучше определяют позицию педагогического партнёрства с воспитанниками в игре: 

  • стиль поведения взрослого: от авторитарного к непринужденно – доверительному общению; 
  • рабочее пространство, на котором разворачивается игровая деятельность: от отдельного места за «воспитательским» столом к месту общего пространства -  рядом с детьми; 
  • отношение взрослого к выполнению игровых действий: от общего руководства к участию в выполнении определенной части игры.

Существенной особенностью совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в игре является открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников.

В тоже время партнерская деятельность взрослого с детьми открывает возможности для проектирования игры в соответствии с  интересами детей.

Основываясь на игровых интересах детей, предлагались виды деятельности, которые стимулировали познавательную деятельность ребёнка.

Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, стимулировалось интеллектуальное развитие ребенка.

В организации совместной партнёрской деятельности в игре непосредственным стимулом для дошкольника является мотивация, без которой ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым игровую ситуацию.

В свою очередь необходимо соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения игровых целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы детей группы.

Можно выделить несколько игровых подходов к мотивации детей, характерных для дошкольного возраста:

1. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа и мама нарядили ёлку дома, а мы нарядим в группе. Или «Мама у Маши работает врачом, сегодня и ты побудешь врачом».

2. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми: «Я хочу поиграть в лото, но одной не интересно, кто мне составит компанию?» или «

4. Мотивы самолюбия и самоутверждения: «Молодец, у тебя хорошо получилась роль врача, помоги теперь Кате».

5. Познавательные и соревновательные мотивы: «Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?» (Например, дид. игра «Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку», «приготовь обед» и т.д.)

6. Стремление выиграть, быть первым. Здесь характерны такие задания, как: «Кто быстрее всех… Кто догадается? Кто сделает раньше? » и т. д.

7. Нравственные мотивы: «В группе мало цветов, но есть отростки, что вы предложите с ними сделать?» игра «Садовод»

8. Среди нравственных мотивов всё большее место в старшем дошкольном возрасте начинают занимать общественные мотивы: показ спектакля малышам.

Совместная партнёрская деятельность в игре подразумевает и то, что между взрослыми и детьми должно быть взаимное уважение, которое является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада.

Исходя из личного опыта, было подмечено, что при организации игровой  деятельности в форме партнерской меняется и положение детей.

1.  Дети могли сами решать, участвовать или нет в общей игре.

У ребенка появлялась возможность выбора – участвовать в этой игре или организовать другую. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.

2. Вырабатывался порядок и организация совместной игры: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу игры и перемещение по мере необходимости. По ходу игры дети могли обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы,  получить необходимую помощь, совет и т.п.

3. Дети могли играть в разном темпе. Объём выполнения игровых действий ребенок мог определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведёт начатую игру до конца. В том случае, если  дети не закончили игровые действия, они могли продолжить их в последующие дни (сюжетные, строительные игры).

4. Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умению развивать свои способности, проявлять любознательность, развивать ассоциативное мышление, умению принимать решения, усваивать новую информацию и новые способы действия в игре, не опасаясь совершить ошибку.

Все эти моменты порождают стремление к достижениям, что, безусловно, благоприятствует эмоциональному комфорту и работу под девизом: «Мы включены в деятельность, связаны желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Таким образом, возникновение новых тенденций в образовании приводит к переосмыслению роли педагога,  который становится в большей степени «партнёром», «наставником» в игре, чем непосредственным руководителем и  источником информации.

Это не секрет, что наша профессия ассоциируется со многими определениями -  транслятор знаний, и товарищ по игре, артист, волшебник и вторая мама. Но есть ещё одно определение нашей профессии – мы – повара-кулинары.

 В нашей не большой «пекарне» под названием «Солнышко» создаются рецепты разных «блюд».   Были  «блюда», которые не всем пришлись  по вкусу.  Были такие «блюда», которые пробовали с осторожностью, а были и такие «блюда», которые уплетали за обе щёки.

Вот рецептом одного из таких «блюд» под названием «Партнёры и К.» мне хотелось бы поделиться.

Основные  ингредиенты  (составляющие) моего «блюда» «Партнёры и К.» - методы и приёмы для обогащения игрового опыта детей: беседа, наблюдение, рассматривание, реализация проектов, мастерская, экспериментирование, моделирование ситуаций, экскурсии.

 Смешиваются ингредиенты в разных пропорциях,  исходя из  прямого контакта с детьми, материалами и реальным жизненным опытом, зоной ближайшего развития ребёнка.

Рецепт приготовления «блюда»:

  1. Берём стиль поведения взрослого и меняем его: от авторитарного и назидательного  к непринужденно – доверительному стилю поведения.
  2. Добавляем расширение границ совместной деятельности - работа  проектируется и выстраивается в соответствии с  интересами детей в разных видах совместной деятельности и пространстве группы.
  3. Вмешиваем смену роли педагога от руководителя к участнику в совместной деятельности.
  4. Связывающим компонентом «блюда» «Партнёры и К.» - является мотивация:

1. Игровые мотивы, например, игра-путешествие по станциям с заданиями. Но здесь должен быть результат деятельности для ребёнка, то к чему он будет стремиться.

2. Познавательные и соревновательные мотивы: «Кто быстрее всех сможет правильно разложить карточки по группам?»

3. Нравственные мотивы: «В группе мало цветов, но есть отростки, что вы предложите с ними сделать?»

4. Общественные мотивы: «Зимой птицам холодно и голодно, как мы можем им помочь?»

5. Мотивы интереса детей к миру взрослых, через которые можно воздействовать на ребёнка, например, папа и мама нарядили ёлку дома, а мы нарядим в группе. 

6. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми: «Я не могу решить задачку, кто мне поможет?»

7. Мотивы самолюбия и самоутверждения: «Молодец, у тебя хорошо получилось, помоги теперь соседу сделать его задание».

И еси всё правильно добавить, перемешать все ингредиенты и выдержать необходимое время, то получится качественное «блюдо» «Партнёры и К.»,  со следующими характеристиками:

1.  У ребенка появлялась возможность выбора – участвовать в этой игре или организовать другую. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием 

2. Выработается порядок и организация совместной игры: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу игры и перемещение по мере необходимости. По ходу игры дети могли обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы,  получить необходимую помощь, совет и т.п. – не мешая другим.

3. Дети могли играть в разном темпе. Объём выполнения игровых действий ребенок мог определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведёт начатую игру до конца. В том случае, если  дети не закончили игровые действия, они могли продолжить их в последующие дни (сюжетные, строительные игры).

4. Партнёрская позиция взрослого способствует развитию у детей активности, самостоятельности, умению развивать свои способности, проявлять любознательность, развивать ассоциативное мышление, умению принимать решения, усваивать новую информацию и новые способы действия в игре, не опасаясь совершить ошибку.

Если это «блюдо» приготовить и попробовать его, то оно придётся по вкусу педагогу – гурману.

Вот таков рецепт моего «блюда» под названием «Партнёры и К.».

Задание.

Тема:  Применение алгоритма при планировании (проектировании) совместной партнёрской игровой деятельности 

Целеполагание и мотивация детей на деятельность

Составляется план совместных действий

Организация  деятельности

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

Совместная партнёрская деятельность взрослых и детей дошкольного возраста.

Данная статья раскрывает опыт работы  ДОУ и семьи, опираясь на теоретические основы взаимодействия этих социальных институтов. Создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ...

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности

При реализации Программы в продуктивных видах деятельности перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать...

Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...