Культура и традиции народов Татарстана
презентация к уроку (подготовительная группа)

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Колокольчик» Бавлинского района Республики Татарстан Выполнили: Воспитатели первой квалификационной категории подготовительной группы: Хуснетдинова Э.З. Проект « Культура и традиции народов Татарстана »

Слайд 2

Проект « Культура и традиции народов Татарстана » Вид проекта: творческий Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Срок реализации: краткосрочный Образовательная область: патриотическое воспитание. Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта « Культура и традиции народов Татарстана » .

Слайд 3

Задачи проекта: Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения. Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом « Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана » , « Национальный костюм народов Татарстана » , « Национальный орнамент » , « Сказки поволжских народов » , « Пословицы и поговорки народов Татарстана » , « Игры народов Поволжья » ; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Татарстана. Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта. Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Слайд 4

Планируемый результат. 1. Расширение представлений детей об окружающем мире . 2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Татарстана. 3 . Углубление жизненного опыта . 4. Знание правил народных игр, умение в них играть . 5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов. Предварительная работа: Проведение мониторинга знаний на тему: «Культура и традиции народов Татарстана». Определение темы, задачи и цели проекта. Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал. Основной этап. Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с библиотекой.

Слайд 5

1-я неделя «Мир на земле Татарстана» Понедельник ООД « Мой край богатый и красивый, мой Татарстан» Цель : Закреплять у детей понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья. Вечер Татарские народные игры: “ Борьба ” ,“ Не пролей воды ” , “ Бег с ложками ” . Изучение пословиц и поговорок татарского народа . Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа . Вторник Тема: Татарский национальный костюм Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. Вечер Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно» Чтение сказки «Три дочери»

Слайд 6

Среда ООД Тема: Государственные символы РТ Цель: Познакомить детей с государственными символами – герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения. Вечер Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан. Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа. Четверг Показ презентации «Народные праздники и народные традиции» Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар. Вечер Изучение танца «Бормалы су» Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма . Пятница Миниконцерт с участием детей и родителей. Выставка "Татар халык ашлары". Обмен опытом (рецепты). Чаепитие. Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Слайд 7

2 –я неделя Тема: «Русский народ – великий народ ». Понедельник ООД «Паровозик дружбы» Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них. Вечер Подвижные игры: «Бабка -Ёжка», «У дедушки Трифона». Слушание народных песенок, закличек, потешек. Вторник Тема: Русский национальный костюм Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. Вечер Дидактическая игра “Сказочная мозаика” Инсценировка сказки «Гуси лебеди»

Слайд 8

Среда ООД «Культура и быт русского народа» Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников. Вечер Русские народные игры «Курилка», «Гори – гори ясно». Чтение русских народных сказок «Снегурочка» Четверг ООД «Мы в мастерской мастера» Цель . Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие. Вечер «Русская матрешка» знакомство с историей появление матрешек. Народные игры «Олени и пастух», «Море волнуется ». Пятница «Живет в народе песня» (совместное с родителями музыкальное развлечение) Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

Слайд 9

3-я неделя «Знакомство с чувашским народом » Понедельник Тема: «Семь благословений»(Сиче пил) Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое). Вечер Чувашские народные игры «Хищник в море», «Луна или солнце» Изучение пословиц и поговорок о чувашском народе Вторник Тема: "Чувашская вышивка". Цель:Познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей; Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей. Вечер Игры «Найди узор», « На что похоже». Чтение сказок «Девушка и луна »,

Слайд 10

Среда Тема: "Чувашский национальный костюм". Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу . Вечер Разучивание танца «Сельской молодежи» Оформление выставки «Чувашские просторы» Четверг Тема «Наши добрые соседи» Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам . Вечер Чтение народных сказок, былин, песенок. Посещение библиотеки совместно с родителями. Тема «Чтение сказок чувашского народа» Пятница Совместное развлечение родителей с детьми «Весело живем». Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Слайд 11

4- я неделя «Мордовия - край далекий » Понедельник Тема: «Особенности мордовского края» Цель: познакомить детей с особенностями этническими группами мокша и эрзя. Познакомить с столицей Мордовии – Саранск. Вечер Чтение «Мордовские народные сказки». Инсценировка сказки «Как собака друга искала » Вторник Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин". Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента; сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности. Вечер Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок. Дидактическая игра « Составь узор»

Слайд 12

Среда Тема «Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование». Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. Вечер Разучивание движений мордовского танца Игра «Значение орнамента». Четверг Тема: Мордовские национальные праздники, блюда. Цель: Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками , блюдами. Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре. Вечер Лепка из соленого теста «Цемант» (пельмени). Пятница Постановка сказки с участием родителей «Как собака друга искала ».

Слайд 13

5-я неделя Тема «Башкирские просторы » Понедельник ООД «Дружелюбные башкиры» Цель: Дать детям представление о территориальном расположении республики Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа Вечер Хоровод «Хакысташ». Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай ( презентация) Вторник Тема : "Мотивы башкирских узоров". Цель : Дать представление о работе башкирских мастериц, характерной манерой декорирования одежды в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре «кускар» Вечер Игра «Составь узор на башкирском коврике» Башкирская народная игра «Построй новую пару»

Слайд 14

Среда Тема: "Башкирский национальный костюм ". Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; Обогащать словарный запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек. Вечер Подвижные игры «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки». Словесная игра «Чёрный, белый не говорить ». Четверг Тема «Национальные блюда башкир» Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Развитие интереса к башкирским национальным блюдам. Вечер Национальная игра башкир «Поймай клубок ». Пятница Праздник «Многонациональная республика Татарстан» Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Татарстан , закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Слайд 15

Заключительный этап Заключительная диагностика. Анализ и обобщение полученных результатов . Ожидаемый результаты : повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах проживающих на территории Татарстана, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок"

Слайд 16

1-я неделя «Мир на земле Татарстана»

Слайд 17

1-я неделя «Мир на земле Татарстана»

Слайд 18

1-я неделя «Мир на земле Татарстана»

Слайд 19

2 –я неделя Тема: «Русский народ – великий народ».

Слайд 20

2 –я неделя Тема: «Русский народ – великий народ».

Слайд 21

3-я неделя «Знакомство с чувашским народом »

Слайд 22

4- я неделя «Мордовия - край далекий»

Слайд 23

5-я неделя Тема «Башкирские просторы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...

"Культура и традиции народов России"

Презентация "Культура и традиции народов России"...

Презентация на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"

Презентация на тему:"Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народа Финляндии"...

Проект «Культура и традиции народов Татарстана»

Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов....

Проект "Культура и традиции народов Татарстана"

Знакостство с культурой и традициями Татарстана....