Проект «Культура и традиции народов Татарстана»
проект (подготовительная группа) по теме

Чекалина Ирина Алексеевна

Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_i_traditsii_tatarstana.docx31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Культура и традиции народов Татарстана»

Вид проекта: творческий

Участники проекта: воспитатели, руководитель, дети  подготовительной группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Образовательная область: патриотическое  воспитание.

Актуальность проблемы: Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны  воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов.

Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Цель проекта: создание условий для развития  творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Культура и традиции народов Татарстана».

Задачи проекта: Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста,  а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

Создание образовательно – культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Татарстана», «Национальный костюм народов Татарстана», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов»,  «Пословицы и поговорки народов Татарстана», «Игры народов Поволжья»; создание галереи детского творчества;   оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Татарстана.

Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

        

Планируемый результат. 

1. Расширение представлений детей об окружающем мире.

2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов Татарстана.

3. Углубление жизненного опыта.

4. Знание правил народных игр, умение в них играть.

5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Предварительная работа:

Проведение мониторинга  знаний  на тему: «Культура и традиции народов Татарстана».

Определение темы, задачи и цели проекта.

Подбор материала по данной тематике: художественная детская литература, иллюстрации, видео и аудио материал.

Основной этап.

Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с сельской библиотекой, с Многофункциональным центром села.

1-я неделя «Мир на земле Татарстана»

Понедельник

НОД « Мой край богатый и красивый, мой Татарстан»

Цель:Закреплять у  детей  понятие - наши предки; расширять представления детей о нравственных категориях: сострадании, почтении, уважении и дружбе народов; подчеркнуть общие положительные черты народов, проживающих на территории республики; формировать убеждение, что народы, живущие вместе - дружная семья.

Вечер

Татарские  народные игры: “Перетяни канат”. “Не пролей воды”.                                         Изучение пословиц и поговорок татарского народа.                                                         Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.

Вторник

Тема: Татарский национальный костюм

Цель: Дать  детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

Вечер

Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно»
Чтение сказки «Три дочери»

Среда

 НОД Тема: Государственные символы РТ
Цель: Познакомить детей с государственными  символами  – герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.

Вечер

Разучивание с детьми текста гимна республики Татарстан.

Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.

Четверг

Показ презентации «Народные праздники и народные традиции»

Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Вечер

Изучение танца «Бормалы су»

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

 

Пятница

Миниконцерт с участием детей и родителей.

Выставка "Татар халык ашлары".

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

 Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 –я неделя  Тема: «Русский народ – великий народ».

Понедельник

НОД «Паровозик дружбы»

Цель: Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа. 
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

Вечер

Подвижные игры: «Бабка -Ёжка», «У дедушки Трифона».

Слушание народных песенок, закличек, потешек.

Вторник

Тема: Русский национальный костюм        

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси; прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми; обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.  

Вечер

Дидактическая игра “Сказочная мозаика”

Инсценировка сказки «Гуси лебеди»

Среда

НОД «Культура и быт русского народа»

Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей  с традициями, обрядами праздников.        

 Вечер                                                                                                                                                 Русские народные игры «Курилка», «Гори – гори ясно».                                                                     Чтение русских народных сказок «Снегурочка»

Четверг

НОД «Мы в мастерской мастера»

Цель. Закреплять знания и навыки детей о народных художественных промыслах русский мастеров. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы. Развивать воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.

Вечер

«Русская матрешка» знакомство с историей появление матрешек.                                     Народные игры «Олени и пастух», «Море волнуется».

Пятница

«Живет в народе песня» (совместное с родителями музыкальное развлечение)

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

3-я неделя «Знакомство с чувашским народом »

Понедельник

Тема: «Семь благословений»(Сиче пил)

Цель: Познакомить детей с традициями чувашского воспитания, (трудовое, нравственное, умственное, эстетическое, физическое, экономическое, этическое).

Вечер

Чувашские народные игры «Хищник в море», «Луна или солнце»

Изучение пословиц и поговорок о чувашском народе

Вторник

Тема: "Чувашская вышивка".

Цель:Познакомить детей с чувашской вышивкой, которая обожествляет явления природы; объяснить языческие представления в орнаменте и утвари древних предков чувашей;

Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству чувашского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Вечер

Игры «Найди узор», « На что похоже».

Чтение сказок «Девушка и луна»,

Среда

Тема: "Чувашский национальный костюм".

Цель: Дать детям представление об истории возникновения чувашского национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов, значении черного цвета в орнаменте; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

Вечер                                                                                                                                       Разучивание танца «Сельской молодежи»                                                                           Оформление выставки «Чувашские просторы»

Четверг                                                                                                                                                 Тема «Наши добрые соседи»

Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить  знания о быте, одежде чувашского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.

     Вечер

    Чтение народных сказок, былин, песенок.

Посещение сельской библиотеки совместно с родителями. Тема «Чтение сказок              чувашского народа»

    Пятница

   Совместное развлечение  родителей с детьми «Весело живем».

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

4- я неделя «Мордовия - край далекий»

    Понедельник

Тема: «Особенности мордовского края»

Цель: познакомить детей с особенностями этническими группами мокша и эрзя. Познакомить с столицей Мордовии – Саранск.

Вечер

Чтение «Мордовские народные сказки».

 Инсценировка сказки «Как собака друга искала»

Вторник

Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".

Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента;

сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности.

Вечер

Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок.                                                         Дидактическая игра « Составь  узор»

Среда

Тема «Мордовский национальный костюм. Рисунки, моделирование».

Цель. Дать детям представление об истории   мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с  элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. 

Вечер

Разучивание движений мордовского  танца                                                                                        Игра «Значение орнамента».

Четверг

Тема: Мордовские национальные праздники, блюда. 

Цель: Познакомить детей с  мордовскими национальными праздниками , блюдами.
Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

 Вечер

Лепка из соленого теста «Цемант» (пельмени).

Пятница

 Постановка сказки с участием родителей «Как собака друга искала» в Многофункциональном центре села.
 

5-я неделя

Тема «Башкирские просторы»

Понедельник

НОД  «Дружелюбные башкиры»

Цель: Дать детям представление о   территориальном расположении  республики  Башкортостан; познакомить с легендой происхождения башкир. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции башкирского  народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории башкирского народа

Вечер

Хоровод «Хакысташ».

Знакомство с башкирским музыкальным инструментом курай, просмотр отрывка концерта кураистов города Уфы.

Вторник

Тема: "Мотивы  башкирских узоров".                                                                                                          Цель : Дать представление о работе башкирских мастериц,  характерной манерой декорирования одежды  в виде геометрического орнамента и изображения звезд и солнца, узоре «кускар»

Вечер

Игра «Составь узор на башкирском коврике»                                                                          Башкирская народная игра «Построй новую пару»

Среда

Тема: "Башкирский национальный костюм ".

Цель: Познакомить с национальной  одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре башкирского  народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;   Воспитывать уважение к башкирскому народу, интерес и эмоциональный отклик. Обогащать словарный запас : бешмет, казакин, коломянка, кумач, нанка, ситек.

Вечер                                                                                                                                        Подвижные игры «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки».                                  Словесная игра «Чёрный, белый не говорить».

Четверг

Тема «Национальные блюда башкир»

Цель: Ознакомление детей с башкирскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи.  Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи.  Развитие интереса к башкирским национальным блюдам.

Вечер                                                                                                                                         Выставка работ «Национальные костюмы народов Татарстана».                                  Национальная игра башкир «Поймай клубок».

Пятница

Праздник «Многонациональная республика Татарстан»

Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Татарстан , закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на  территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

 Заключительный этап

Заключительная диагностика.                                                                                                    Анализ  и обобщение полученных результатов.

Ожидаемый результаты:

повышение уровня сформированности  нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах проживающих на территории  Татарстана, культуры поведения дошкольников;                                                                                                                        раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок"

Перспективы проекта

В дальнейшем планирую разработать  проект «Традиции и обычаи народов дальнего зарубежья».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...

Проект "Культура и традиции русского народа"

Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....

Проект "Культура и традиции русского народа"

       Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать...

Проект "Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик"

Здесь можно начти проект как знакомить культурой и традициями народов Чувашии и соседних республик...

Проект «Культура и традиции народов моей малой Родины»

Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, природой, архитектурой , традициями. дети в силу своего возраста интересуются той обстановкой, которая их окружает. Зада...

Проект "Культура и традиции народов Татарстана"

Знакостство с культурой и традициями Татарстана....