Проект "Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик"
проект (подготовительная группа) на тему

Николаева Луиза Александровна

Здесь можно начти проект как знакомить культурой и традициями народов Чувашии и соседних республик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик»

Вид проекта: творческий

Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети  подготовительной группы, родители.

Срок реализации: краткосрочный

Образовательная область: патриотическое  воспитание.

Актуальность проблемы: 

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Чувашия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, марийцы, а также представители других национальностей.  Республика Чувашия располагает богатейшим историко-культурным наследием. Компактное проживание  разных народов на одной территории привело к взаимовлиянию и обогащению культур. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны  воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре чувашского  народа, но и других народов, проживающих на территории Чувашии. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.

Цель проекта: создание условий для развития  творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик».

Задачи проекта: 

Расширять и углублять детские  представления о чувашской, татарской, мордовской, марийской         республике , о традициях и культуре  этих народов, о знаменитых людей.

Формировать элементарные представления о фольклоре разных народов.

Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям, их культуре, традициям, и обычаям.

Создание развивающей среды в группе: 

Пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов республики Чувашия», «Национальный костюм чувашей», «Национальный костюм народов, проживающих на территории Чувашии», «Национальный орнамент разных национальностей», «Сказки поволжских народов»,  «Пословицы и поговорки чувашского народа», «Игры народов Поволжья».

 Создание галереи детского творчества;   оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Чувашии  и с соседними республиками.

Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

        

Планируемый результат. 

1. Расширение представлений детей об особенностях народов, проживающих на территории Чувашии.
2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов, проживающих на территории Чувашии.
3. Знание правил народных игр, умение в них играть.
5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Основной этап.

Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с библиотекой, с музеем.

1-я неделя «Мир в Чувашии»

Дни недели

Утро

Вечер

Понедельник

Тема: « Мой богатый край- Чувашия»

Цель: развивать представления детей о культуре чувашского народа;  дать  детям представление о труде чувашей в прошлом;

 продолжать воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, его культуре.

Чувашские  народные игры: «Пустая изба»,  «Горшок».                                        Изучение пословиц и поговорок чувашского народа.

Игры- драматизации по  чувашским сказкам.

Выставка книг «Сказки и легенды об истории родного края»

                                                   

Вторник

Тема: «Национальный костюм чувашей»

Цель: познакомить детей с  историей возникновения национального костюма, о названии элементов мужского  и женского костюмов; познакомить с мастерством чувашских вышивальщиц, ткачих, мастериц; знакомить с чувашской вышивкой, её характерными особенностями; продолжать прививать уважение к своему народу

Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов чувашского народа.

Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор»,

«Назови правильно»
Чтение  «
Одежда Плаги»

Игра – экскурсия «Удивительный мир чувашских матрешек»

Среда

Тема: «Государственные символы  Чувашии»
Цель: Познакомить детей с государственными  символами  – герб, флаг, гимн. Историей происхождения, авторами, их описания, значения.

Разучивание с детьми текста гимна республики Чувашии.

Рассматривание макета «Чувашское подворье».

Конкурс чтецов «Моя республика».

Литературная викторина

«От добрых дел не устаешь»

Четверг

Презентация «Наша гордость»

Цель: развивать у детей чувство гордости за людей, прославивших республику, желание трудиться на благо республики  и Родины.

 Просмотр презентации

 « Богатырь Улып»

Чтение легенд об Улыпе.

Рассматривание фотографий с изображением чувашей, сражавшихся на войне, воинских наград.

Изучение танца «Хоровод»

Аппликация «Солнце красное восходит» 

Пятница

Викторина «Моя Чувашия»

Закреплять представления о Чувашии, Чебоксарах и Новочебоксарске; знания о чувашском костюме, его элементах и особенностях, знания чувашских подвижных игр и сказок; людей, которые внесли вклад в развитие Чувашии; закреплять интерес и желание изучать чувашский язык; продолжать воспитывать гордость за свою Родину

Концерт с участием детей и родителей.

Выставка "Моя республика".

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

 Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 неделя « Татарская Республика»

Дни недели

Утро

Вечер

Понедельник

Тема: «Традиции татарского народа»

Цель: познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

 Познакомить детей с традициями  татарского народа.

  Воспитывать любовь к татарскому  краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Татарские  народные игры «Тимербай», «Татарская плетень»

Изучение пословиц и поговорок о татарском народе

Рассматривание альбома о Казани;

знакомство  с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстан.

Вторник

Тема: «Татарские

национальные

праздники».

Цель:

Познакомить детей с национальными праздниками народов Татарии.

Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству татарского  народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей.

Игры подвижные «Кереш», « Скачки на лошадях».

Чтение сказки «Три дочери»

Украшение ичиги национальным узором.

Среда

Тема: "Татарский национальный костюм".

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского костюма; о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.

                                                                                                                                   

Разучивание татарского танца.                                                                          Оформление выставки «Татарские просторы»,

Лепка из соленого теста теста: чельпек, катлама, кош теле.

Игра- экскурсия «Чудесные куколки - татарские матрешки»

Четверг

  Тема «Наши добрые соседи»

Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить  знания о быте, одежде татарского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.

                                                                                                                                                  

Чтение народных сказок,       былин, песенок.

Посещение  библиотеки совместно с родителями. Тема «Чтение сказок              татарского народа»

     

Пятница

   Совместное развлечение  

родителей с детьми

«Весело живем».

Цель: Привлечение семей воспитанников  к совместной образовательной деятельности по проекту.

3- я неделя «Мордовия - край далекий»

Дни недели

Утро

Вечер

Вторник

Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин".

Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента;

сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности.

Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок.                                                         Дидактическая игра

 « Составь  узор », подвижные игры: «Раю-раю», «Котел».

Викторины: «Животные Мордовии», «Наши пернатые друзья»

Среда

Тема «Моделирование мордовской народной одежды».

Цель. Дать детям представление об истории   мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с  элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. 

Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.

                                                                                   Игра «Значение орнамента».

Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.)

Рисование «Украсим полотенце мордовским узором»

Четверг

Тема: «Мордовские национальные праздники, блюда»

Цель: Познакомить детей с  мордовскими национальными праздниками, национальными блюдами.
Воспитывать любовь и уважение к мордовской культуре.

Лепка из соленого теста «Цемант» (пельмени).

Организация выставки книг «Мордовские народные сказки».

Рассматривание альбома

«Мастера из с.Подлесная  Тавла» .

Рассматривание  альбома «Мордовский орнамент»,

Рассматривание предметов обихода мордовского  народа (салфетки, полотенца) и др.

Пятница

Постановка сказки с участием родителей «Как собака друга искала»

Подвижные игры:«В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.) Аппликация «Украшение салфетки для мамы»

Знакомство с произведениями мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородница», «На лугу», «Хитрая морковка», «Воробей»

            

4-я неделя   Тема «Марийские просторы»

Дни недели

Утро

Вечер

Понедельник

Тема: «Дружелюбные марийцы»

Цель: Дать детям представление о   территориальном расположении  республики  Мари-Эль; познакомить с легендой происхождения марийцев. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции марийского   народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории марийского народа

Хоровод «Два круга».

Знакомство с марийским музыкальным инструментом - гусли

Рассматривания фотопейзажи республики Марий Эл, марийской  утвари, марийского  национального костюма луговых и горных мари

Вторник

Тема: "Марийские узоры".                                                                                                          Цель: дать представление о работе марийских мастериц.

Исполнение детьми пьесы Сергея Макова «Весело играем» на детских музыкальных инструментах и ложках.

Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве марийцев (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.

Среда

Тема: "Марийский национальный костюм ". Цель: Познакомить с национальной  одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре марийского  народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду с взрослыми;   воспитывать уважение к марийскому народу, интерес и эмоциональный отклик.

Рассматривание марийских старинных костюмов Подвижные игры «Пелешем»,  «Йыр-йырла модыш».

Организации конкурсов по произведениям марийского народа.

Четверг

Тема «Национальные блюда »

Цель: Ознакомление детей с марийскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи.  Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи.  Развитие интереса к национальным блюдам.

Выставка работ на тему«Национальные костюмы

Марийского  народа ».                                  Чтение легенды о

богатыре - Онар.   

Рассматривание альбома «Заповедник  Большая Кокшага»                                                                                                                          

Беседа с использованием карты республики Марий Эл, прослушивание

музыкальных произведений и песен марийских композиторов, гимна республики.

Пятница

Праздник «Многонациональная республика Чувашия»

Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Чувашия , закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на  территории Чувашии . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

 Выставка детских книг писателей разных народов по теме праздника.

Конкурс детских  рисунков

по теме праздника. 

Заключительная диагностика.                                                                                                    Анализ  и обобщение полученных результатов.

Ожидаемый результат:

Расширение  интереса детей  к родному краю, его достопримечательностям.

Расширение знаний детей о народах, проживающих на территории  Чувашии; знакомство с  культурой и традициями народов, проживающих на территории

 Чувашии.

Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников  патриотизма и любви к малой Родине.

Активизация  участия  педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках  по краеведческой тематике.

Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.

        Список использованной литературы:

  1. Васильева Л.Г. Детское орнаментальное творчество. – Чеб., 2015.
  2. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. – Чеб., 2005.
  3. Васильева Л.Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края. – Чеб., 2015.
  4. Васильева Л.Г. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли». – Чеб., 2015.
  5. Васильева Л.Г. Рабочая программа воспитателя детского сада. Модуль «Этнохудожественное развитие детей 2-3 лет» ОО «Художественно-эстетическое развитие». – Чеб., 2015.
  6. Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. – Чеб., 2001.
  7. Васильева Л.Г. Чувашское прикладное искусство. – Чеб., 1992.
  8. Иллюстрированный журнал «Пике». – Чеб., 1996.
  9. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чеб., 2003.
  10.  Программа образования ребенка-дошкольника. – Чеб., 2006.
  11.  Чувашские праздники и обряды. – Чеб., 1991.
  12.  Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.

 Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мероприятия, посвященные национальным традициям народов Республики Мордовия»

Цель: формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, проживающих на территории Мордовии.В средней группе продолжаем формиров...

Проект «Приобщение детей к культуре и традициям народа Чувашии»

В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....

Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии

В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....