Проект "Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик"
проект (подготовительная группа) на тему
Здесь можно начти проект как знакомить культурой и традициями народов Чувашии и соседних республик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик»
Вид проекта: творческий
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети подготовительной группы, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Актуальность проблемы:
Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Чувашия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, марийцы, а также представители других национальностей. Республика Чувашия располагает богатейшим историко-культурным наследием. Компактное проживание разных народов на одной территории привело к взаимовлиянию и обогащению культур. Следовательно, мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры очень востребована в наши дни, поэтому мы взрослые должны воспитывать у детей интерес и уважение не только к культуре чувашского народа, но и других народов, проживающих на территории Чувашии. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов.
Цель проекта: создание условий для развития творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Культура и традиции народов Чувашии и соседних республик».
Задачи проекта:
Расширять и углублять детские представления о чувашской, татарской, мордовской, марийской республике , о традициях и культуре этих народов, о знаменитых людей.
Формировать элементарные представления о фольклоре разных народов.
Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям, их культуре, традициям, и обычаям.
Создание развивающей среды в группе:
Пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов республики Чувашия», «Национальный костюм чувашей», «Национальный костюм народов, проживающих на территории Чувашии», «Национальный орнамент разных национальностей», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки чувашского народа», «Игры народов Поволжья».
Создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Чувашии и с соседними республиками.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Диагностика с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.
Планируемый результат.
1. Расширение представлений детей об особенностях народов, проживающих на территории Чувашии.
2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов, проживающих на территории Чувашии.
3. Знание правил народных игр, умение в них играть.
5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
Основной этап.
Работа с детьми, сотрудничество с родителями, с библиотекой, с музеем.
1-я неделя «Мир в Чувашии»
Дни недели | Утро | Вечер | |
Понедельник | Тема: « Мой богатый край- Чувашия» Цель: развивать представления детей о культуре чувашского народа; дать детям представление о труде чувашей в прошлом; продолжать воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, его культуре. | Чувашские народные игры: «Пустая изба», «Горшок». Изучение пословиц и поговорок чувашского народа. Игры- драматизации по чувашским сказкам. Выставка книг «Сказки и легенды об истории родного края»
| |
Вторник | Тема: «Национальный костюм чувашей» Цель: познакомить детей с историей возникновения национального костюма, о названии элементов мужского и женского костюмов; познакомить с мастерством чувашских вышивальщиц, ткачих, мастериц; знакомить с чувашской вышивкой, её характерными особенностями; продолжать прививать уважение к своему народу | Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов чувашского народа. Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно» Игра – экскурсия «Удивительный мир чувашских матрешек» | |
Среда | Тема: «Государственные символы Чувашии» | Разучивание с детьми текста гимна республики Чувашии. Рассматривание макета «Чувашское подворье». Конкурс чтецов «Моя республика». Литературная викторина «От добрых дел не устаешь» | |
Четверг | Презентация «Наша гордость» Цель: развивать у детей чувство гордости за людей, прославивших республику, желание трудиться на благо республики и Родины. | Просмотр презентации « Богатырь Улып» Чтение легенд об Улыпе. Рассматривание фотографий с изображением чувашей, сражавшихся на войне, воинских наград. Изучение танца «Хоровод» Аппликация «Солнце красное восходит» | |
Пятница | Викторина «Моя Чувашия» Закреплять представления о Чувашии, Чебоксарах и Новочебоксарске; знания о чувашском костюме, его элементах и особенностях, знания чувашских подвижных игр и сказок; людей, которые внесли вклад в развитие Чувашии; закреплять интерес и желание изучать чувашский язык; продолжать воспитывать гордость за свою Родину | Концерт с участием детей и родителей. Выставка "Моя республика". Обмен опытом (рецепты). Чаепитие. Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. |
2 неделя « Татарская Республика»
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Тема: «Традиции татарского народа» Цель: познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн). Познакомить детей с традициями татарского народа. Воспитывать любовь к татарскому краю, к ее природе, бережное отношение к ней. | Татарские народные игры «Тимербай», «Татарская плетень» Изучение пословиц и поговорок о татарском народе Рассматривание альбома о Казани; знакомство с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстан. |
Вторник | Тема: «Татарские национальные праздники». Цель: Познакомить детей с национальными праздниками народов Татарии. Развивать интерес детей к укладу жизни и творчеству татарского народа, кругозор и любознательность; воспитывать уважение к людям разных национальностей. | Игры подвижные «Кереш», « Скачки на лошадях». Чтение сказки «Три дочери» Украшение ичиги национальным узором. |
Среда | Тема: "Татарский национальный костюм". Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского костюма; о названии элементов мужского (камзол, түбәтәй, читек) и женского (кулмәк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к чувашскому народу.
| Разучивание татарского танца. Оформление выставки «Татарские просторы», Лепка из соленого теста теста: чельпек, катлама, кош теле. Игра- экскурсия «Чудесные куколки - татарские матрешки» |
Четверг | Тема «Наши добрые соседи» Цель: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о быте, одежде татарского народа. Развивать у детей познавательный интерес к другим народам.
| Чтение народных сказок, былин, песенок. Посещение библиотеки совместно с родителями. Тема «Чтение сказок татарского народа»
|
Пятница | Совместное развлечение родителей с детьми «Весело живем». Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту. |
3- я неделя «Мордовия - край далекий»
Дни недели | Утро | Вечер |
Вторник | Тема: "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин". Цель: Дать представление о мордовской рубахе, оригинальному расположению нашивок, особенностями ношения и значении орнамента; сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей мордовской национальности. | Разучивание мордовских народных пословиц и поговорок. Дидактическая игра « Составь узор », подвижные игры: «Раю-раю», «Котел». Викторины: «Животные Мордовии», «Наши пернатые друзья» |
Среда | Тема «Моделирование мордовской народной одежды». Цель. Дать детям представление об истории мордовского народа, о национальном костюме, познакомить с элементами мужского и женского костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; воспитывать уважение и интерес к культуре мордовского народа. | Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком. Игра «Значение орнамента». Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.) Рисование «Украсим полотенце мордовским узором» |
Четверг | Тема: «Мордовские национальные праздники, блюда» Цель: Познакомить детей с мордовскими национальными праздниками, национальными блюдами. | Лепка из соленого теста «Цемант» (пельмени). Организация выставки книг «Мордовские народные сказки». Рассматривание альбома «Мастера из с.Подлесная Тавла» . Рассматривание альбома «Мордовский орнамент», Рассматривание предметов обихода мордовского народа (салфетки, полотенца) и др. |
Пятница | Постановка сказки с участием родителей «Как собака друга искала» | Подвижные игры:«В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.) Аппликация «Украшение салфетки для мамы» Знакомство с произведениями мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородница», «На лугу», «Хитрая морковка», «Воробей» |
4-я неделя Тема «Марийские просторы»
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Тема: «Дружелюбные марийцы» Цель: Дать детям представление о территориальном расположении республики Мари-Эль; познакомить с легендой происхождения марийцев. Обогатить духовный мир ребёнка, передать традиции марийского народа сформировать основы культуры. Формировать у дошкольников положительное отношение к событиям и истории марийского народа | Хоровод «Два круга». Знакомство с марийским музыкальным инструментом - гусли Рассматривания фотопейзажи республики Марий Эл, марийской утвари, марийского национального костюма луговых и горных мари |
Вторник | Тема: "Марийские узоры". Цель: дать представление о работе марийских мастериц. | Исполнение детьми пьесы Сергея Макова «Весело играем» на детских музыкальных инструментах и ложках. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве марийцев (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду. |
Среда | Тема: "Марийский национальный костюм ". Цель: Познакомить с национальной одеждой, орнаментом; прививать уважение к культуре марийского народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду с взрослыми; воспитывать уважение к марийскому народу, интерес и эмоциональный отклик. | Рассматривание марийских старинных костюмов Подвижные игры «Пелешем», «Йыр-йырла модыш». Организации конкурсов по произведениям марийского народа. |
Четверг | Тема «Национальные блюда » Цель: Ознакомление детей с марийскими национальными блюдами. Объяснение новых слов, отработка произношения и активизация их в речи. Упражнения в правильном интонировании предложений. Развитие связной речи. Развитие интереса к национальным блюдам. | Выставка работ на тему«Национальные костюмы Марийского народа ». Чтение легенды о богатыре - Онар. Рассматривание альбома «Заповедник Большая Кокшага» Беседа с использованием карты республики Марий Эл, прослушивание музыкальных произведений и песен марийских композиторов, гимна республики. |
Пятница | Праздник «Многонациональная республика Чувашия» Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Чувашия , закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Чувашии . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю. | Выставка детских книг писателей разных народов по теме праздника. Конкурс детских рисунков по теме праздника. |
Заключительная диагностика. Анализ и обобщение полученных результатов.
Ожидаемый результат:
Расширение интереса детей к родному краю, его достопримечательностям.
Расширение знаний детей о народах, проживающих на территории Чувашии; знакомство с культурой и традициями народов, проживающих на территории
Чувашии.
Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.
Активизация участия педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках по краеведческой тематике.
Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
Список использованной литературы:
- Васильева Л.Г. Детское орнаментальное творчество. – Чеб., 2015.
- Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. – Чеб., 2005.
- Васильева Л.Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края. – Чеб., 2015.
- Васильева Л.Г. Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли». – Чеб., 2015.
- Васильева Л.Г. Рабочая программа воспитателя детского сада. Модуль «Этнохудожественное развитие детей 2-3 лет» ОО «Художественно-эстетическое развитие». – Чеб., 2015.
- Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. – Чеб., 2001.
- Васильева Л.Г. Чувашское прикладное искусство. – Чеб., 1992.
- Иллюстрированный журнал «Пике». – Чеб., 1996.
- Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чеб., 2003.
- Программа образования ребенка-дошкольника. – Чеб., 2006.
- Чувашские праздники и обряды. – Чеб., 1991.
- Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мероприятия, посвященные национальным традициям народов Республики Мордовия»
Цель: формирование у детей чувства любви к родине на основе ознакомления с природным окружением, культурой и традициями народов, проживающих на территории Мордовии.В средней группе продолжаем формиров...
Досуг "Знакомство с традициями народа Чеченской Республики"
Формирование культуры толерантности...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Проект «Приобщение детей к культуре и традициям народа Чувашии»
В последнее время интерес к национальным традициям возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания, но и с тем, что становится всё более очевидным, что человек есть продукт той...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.
Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...
Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.
Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....
Авторские разработки и проекты: Волонтерское движение дошкольников, Народное искусство и культурное наследие народа Чувашии
В методическую копилку я помещаю все свои авторские работы, всё, что может пригодиться для работы с детьми....