Создание условий для речевого развития детей посредством малых фольклорных форм.
консультация

. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, только называют её персонажей. Навыки речевой деятельности детей  развиты слабо. Я поставила перед собой задачу - использовать малые формы фольклора для развития речи детей. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, прибаутки, диалоги сказок, тактично, с чувством меры, с учетом доступности и восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdan_uslov_iz_opyta_raboty.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для речевого развития детей  посредством малых фольклорных форм.

 Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей 2-3 лет требуется расширение круга предметов и явлений, создание развивающей речевой среды (чтение потешек, прибауток, пение небольших песенок, совместные игры с детьми, рассматривание иллюстраций, книг, игры с текстом, в которых используется пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр на ложках и др.) средства наглядности.  Для достижения положительных результатов по развитию речи детей раннего возраста и ознакомлению их с малыми формами фольклора в группе создана  спокойная, доброжелательная обстановка.  С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т.д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет ребёнка, радует, т.е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а так же у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Наблюдение за детьми показали, что большинство малышей довольствовались лишь рассматриванием картинок в книгах. Узнавая потешку, сказку, только называют её персонажей. Навыки речевой деятельности детей  развиты слабо. Я поставила перед собой задачу - использовать малые формы фольклора для развития речи детей. Поэтому в работе с детьми я стараюсь наизусть читать колыбельные песенки, потешки, прибаутки, диалоги сказок, тактично, с чувством меры, с учетом доступности и восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использую малые фольклорные формы в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с мамой я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки: Петушок, петушок Золотой гребешок…. Или Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись….. Или  Вот собачка Жучка хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик мамочка, Этот пальчик – я, вот и вся моя семья. Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых форм дети быстро запоминают: У сороки заболи, У вороны заболи , а у Лерочки заживи. Или Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Сашенька хороший, Сашенька пригожий. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. При умывании: Водичка, водичка умой моё личико…. Знаем, знаем да-да-да Где ты прячешься вода! Выходи водица! Мы пришли умыться! От водички, от водицы  Всё улыбками искрится. От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Катя умывается, Солнцу улыбается! При расчесывании: Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти косонька до пят, Все волосоньки в ряд… Во время приёма пищи: Умница, Варенька, Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Это ложка Это чашка В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала Кашки гречневой не стало. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок, иллюстраций (Ю. Васнецова), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказываю о персонаже потешки, о его особенностях. Объясняю детям значение новых слов, услышанных в потешке, хорошо, когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «Киска», «Конь», «Козлик», «Курочка», «Котик», «Коровушка» и т.д.  Используя дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?». Провожу словесные игры по мотивам народного творчества: например «про сороку» (читаю потешку, а дети отображают её содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. «Подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробочки игрушки или картинки по знакомым потешкам. Предлагаю детям настольно-печатные игры по мотивам этих произведений. («Парные картинки», «Подбери такую же картинку», «Лото», «Разрезные картинки»). Провожу игры – инсценировки: например: «Курочка – Рябушечка на реку пошла». «Живые картинки» - при чтении потешки «Сорока - Белобока» предлагаю детям встать друг за другом, раздаю им кашу, а самому последнему – нет! И читаю: «А ты постой, вот тебе горшок пустой!» т.е. сопровождаю потешки действием. Использую потешки, поговорки, заклички во время прогулки, обращаю внимание детей на время года и состояние погоды, чтобы прогулки проходили более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц. Предлагая детям потешку, добиваюсь того, чтобы дети не только хорошо читали её, но и умели обыграть, т.е. двигаться и говорить, как домашние и дикие животные (подражать голосу и движениям лисы, зайца, медведя, котика, собачки), т.е. в зависимости от того, о ком говорится в потешке. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому звукопроизношению, использование в работе малых фольклорных форм, помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать под ритм произношения потешек, прибауток, пестушек, закличек т.е. всесторонне развивает ребёнка. Опыт  показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, а так же дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.  Малые формы фольклора  играю важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально- нравственных норм поведения в обществе. Малые формы фольклора развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, на его фантазию

 Педсовет №3

«Создание необходимых условий

 для единого образовательного пространства ДОУ

 по развитию речи дошкольников»

 

Выступление

«Создание условий для речевого развития детей раннего возраста посредством малых форм фольклора»

МДОУ «Детский сад «Василек» р. п.Мулловка»

Воспитатель Колесникова И.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для речевого развития дошкольников

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

«Создание условий для речевого развития детей в соответствии с ФГОС ДО»

Цель: выяснить состояние работы по развитию речи в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с, Камышла. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средст...

«Создание условий для речевого развития дошкольников в детском саду»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования....

«Создание условий для речевого развития дошкольников в детском саду»

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном у...

Создание условий для речевого развития ребёнка

Средства развития речи :vОбщение взрослых и детей;v Культурная языковая среда;vОбучение родной речи в образовательной деятельности;vХудожественная литература;vИзобразительное искусство, музыка, театр...

Консультация для воспитателей "«Создание условий для речевого развития детей в группах комбинированной направленности».

Речевая  развивающая  среда – это,  особым  образом  организованное  окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка....