Индивидуальная траектория профессионального развития 2026-2027 год
методическая разработка (младшая группа)

 

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon islamova_26-27.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №70 комбинированного вида

Ново-Савиновского района г. Казань

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции

на 2026-2027 г.

Тема: «Сенсорное развитие  у  детей раннего возраста средствами дидактических игр»

Тема: Сенсорное развитие у детей раннего возраста средствами дидактических игр.

Учебный год: 2026-2027г.г.

Составила: Исламова Гузель Камеловна

Направление: сенсомоторное.

Дата начала работы над темой:  сентябрь 2026г. 

Окончание работы: август 2027г.

Срок реализации: 1 год.

Актуальность:

Сенсорное развитие ребенка – это процесс развития его восприятия и формирования представлений, касающихся внешних свойств предметов: формы, цвета, величины.. Познавательная активность ребенка  в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего  грандиозен и это самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.

Основной формой и содержанием организации жизни детей является игра. « Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего», - говорила Н.К.Крупская. В современной системе сенсорного воспитания определенное место отводится дидактическим играм, которые позволяют шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности. Использование дидактических игр в сенсорном развитии повышает интерес детей к знаниям. Особенность игр в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее освоение материала. Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Цель:

Развитие мелкой моторики,  чувствительности, творческих способностей, воображения, совершенствование сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр.

           Задачи: 

-  расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание новых игр при участии родителей);

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

* произвольное внимание;

* логическое мышление;

* зрительное и слуховое восприятие;

* память;

* речь детей.

 Предполагаемый результат:

Систематизировать  материал по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами авторских дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

Сформировать у детей раннего возраста сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов;

 - Обучить детей установлению сходства и различия между предметами.   Сформировать у детей умение называть свойства предметов.
- Повысить уровень знаний родителей по сенсорному развитию и стимулировать интерес в дальнейшем развитии детей.

Форма отчета по проделанной работе: отчет, публикации, консультация для родителей.

Этапы создания системы работы:

  1. Теоретический.
  2. Практический.

Форма работы с детьми:

  1. Совместная групповая и подгрупповая работа с детьми.
  2. Индивидуальная работа.
  3. Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

Методы и приемы работы с детьми:

  1. Словесный метод.
  2. Наглядно-действенный метод.
  3. Практический.

Форма самообразования: Чтение методической, педагогической и предметной литературы, подбор материала и атрибутов для работы с детьми, родителями, коллегами.

Изучение учебно-методической литературы:

1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2. Высокова Т. П. «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». – Волгоград, 2011.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012.

4. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003.

5. Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста».- Мозаика-синтез, 2013.

Раздел

Сроки

Цели и задачи

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

октябрь- декабрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений. Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь; способствовать тактильному восприятию; развитие мелкой моторики рук.

 

 «Чудесный мешочек» (непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры)

«Найди пару»                ( маленькие полотняные мешочки с различными крупами по 2 шт.)

“Веслые  клубочки”              ( клубочки пряжи).

“ Шнуровки” (Шаблоны из картона любой формы с проделанными отверстиями для шнурков).

“ Подбери крышечку” (полотно с верхом от пластиковых бутылок с разными по размеру крышками ).

«Путешествие с клубочком»  

Январь-март

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы и величины.  Цель: Знакомить с понятиями большой -  маленький; соотносить формы деталей с формами отверстий; учить группировать предметы по форме и размеру.

« Закрой окошко в домике» ( плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических фигур, наборы фигур, строго соответствующие по размеру отверстий окошек в домике).

« Спрячемся от дождика»    ( Набор геометрических фигур разного размера, три рисунка зонтика).

« Найди домик для матрешки»                     ( плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие).

«Спрячь шарик в ладошках» ( два комплекта больших и маленьких шаров).

« В гости солнышко пришло».

Апрель-май

Дидактические игры на закрепление цвета.       Цель: Учить различать и называть цвета, соотносить цвета разнородных предметов; развивать

 моторику пальцев рук через действия с предметами.

“ Воздушные шарики” (плоскостные изображения шариков 4-х основных цветов и 4 ленточки такого же цвета).

“ Подбери чашки к блюдцам” ( наборное полотно, плоскостные изображения блюдец и чашек основных цветов).

“ Посади жука на свой лист”( плоскостные изображения жуков и листьев основных цветов).

“ Подбери серединку цветочку”(демонстрационные изображения

цветков красного, желтого, синего и зеленого цветов, а также изображения цветочной серединки аналогичных цветов).

“Цветные ладошки”

Работа с родителями

Октябрь-Ноябрь

Организация совместного досуга по изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию.

Подборка материала.

Мастер-класс «Умные игрушки»

Декабрь-февраль

Распространение педагогического опыта  

Изучение материала, составление конспекта.

Симпозиум «Игры , способствующие сенсорному развитию и воспитанию»

Март-Май

Распространение собственного опыта

Изучение литературы, составление конспекта.

Круглый стол «С интересом мы играем -сенсорику развиваем»

Работа с педагогами ДОУ

Сентябрь-ноябрь

Распространение педагогического опыта.

« Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста»

Публикация

Декабрь – Февраль

Распространение собственного педагогического опыта.

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Выступление на МО воспитателей групп раннего развития.

Март-Май

Распространение собственного опыта.

 «Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста.

Публикация

Предметно-пространственная развивающая среда

Ноябрь

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений. Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь; способствовать тактильному восприятию; развитие мелкой моторики рук.

 

Непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры)

 « Волшебный мешочек»

Маленькие полотняные мешочки с различными крупами по 2 шт.

«Найди пару»                

Клубочки пряжи

“Веслые  клубочки”              

Шаблоны из картона любой формы с проделанными отверстиями для шнурков

“ Шнуровки”

Полотно с верхом от пластиковых бутылок разного размера.

“ Подбери крышечку”

Февраль      

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы и величины. Цель: Знакомить с понятиями большой -  маленький; соотносить формы деталей с формами отверстий; учить группировать предметы по форме и размеру.

Плоскостные изображения домиков с вырезанными окошками разных геометрических фигур, наборы фигур, строго соответствующие по размеру отверстий окошек в домике).

«Закрой окошко в домике»

Набор геометрических фигур разного размера, три рисунка зонтика.

« Спрячемся от дождика»

плоскостные изображения матрешек 2-х размеров: большие и маленькие.

«Найди домик для матрешки»

два комплекта больших и маленьких шаров

« Спрячь шарик в ладошках»

Май

Дидактические игры на закрепление цвета. Цель: Учить различать и называть цвета, соотносить цвета разнородных предметов.

Плоскостные изображения шариков 4-х основных цветов и 4 ленточки такого же цвета.

« Воздушные шарики»

« Подбери чашки к блюдцам»

Плоскостные изображения жуков и листьев основных цветов.

« Посади жука на свой лист»

Демонстрационные изображения цветков красного, желтого, синего и зеленого цветов, а также изображения цветочной серединки аналогичных цветов.

« Подбери серединку цветочку»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)

Индивидуальная  траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)...

Индивидуальная траектория профессионального развития на 2024-2025 учебный год

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Индивидуальная траектория профессионального развития на 2026-2027 учебный год

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2022-2023 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2023-2024 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2024-2025 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...

Индивидуальная траектория профессионального развития 2025-2026 год

Младший возраст – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозм...