Критерии и карты оценки, чтобы проверить информационную безопасность презентаций, видео и книг в детском саду
статья

Голендухина Лариса Владимировна

В статье – критерии и карты, которые помогут вам оценить информационную безопасность аудиовизуальной и печатной продукции в детском саду и избежать штрафа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии и карты оценки, чтобы проверить информационную безопасность презентаций, видео и книг в детском саду

Педагоги используют в работе с детьми огромное количество фото, видео, плакатов, презентаций. При этом часто не знают, какой вред они могут нанести воспитанникам. В статье – критерии и карты, которые помогут вам оценить информационную безопасность аудиовизуальной и печатной продукции в детском саду и избежать штрафа. Картотека методического кабинета пополнилась новыми презентациями, видео, плакатами. Педколлективы старались обезопасить детей от вируса, учили правильно мыть руки, но не думали, как новая информация и ее количество могут негативно сказаться на воспитанниках. Чтобы проверить, насколько материалы, которые педагоги используют на занятиях с детьми и размещают на стендах, отвечают требованиям информационной безопасности, используйте критерии и карты оценки.

Компоненты инфосреды детского сада 

Печатная продукция:

  • книги, брошюры, альбомы;
  • плакаты, буклеты, открытки;
  • обложки блокнотов, тетрадей;
  • иные изделия полиграфического производства.

Аудиовизуальная продукция:

  • кино-, видео-, фоно-, фотопродукция и ее комбинации на любых носителях;
  • мультфильмы, диафильмы;
  • компьютерные игры, музыкально-дидактические видеоигры;
  • видеозанятия, обучающие видеоролики;
  • теле- и радиопрограммы;
  • электронные презентации;

образовательные интерактивные программы: интерактивный пол, интерактивные столы

Зачем нужны презентации, видео и другая продукция в детском саду

Аудиовизуальная и печатная продукция – это основные компоненты информационной среды детского сада, которые обогащают развивающую предметно-пространственную среду. Различные плакаты, презентации, видео помогают педагогам реализовать принцип наглядности: с их помощью они развивают у детей наблюдательность, мышление, воображение, память, стимулируют их познавательную и творческую активность.

Все больше информации дошкольники получают через информационную среду, а не напрямую при общении с природой, со взрослыми и сверстниками. При этом не все производители информационной продукции для детей ответственно подходят к вопросу ее безопасности. Поэтому педагогам важно научиться выбирать безопасные книги, плакаты, мультфильмы, игры для работы с воспитанниками.

Почти в каждом детском саду можно найти информационную продукцию, тематика, стиль языка, содержание которой не соответствуют требованиям информационной безопасности и особенностям восприятия детей. Чаще всего педагоги используют ресурсы без развивающего потенциала, для «псевдо-учебной» деятельности.

Как влияет аудиовизуальная и печатная продукция на детей

Из-за возрастных особенностей дошкольников информационная продукция может оказывать на них достаточно сильное влияние. Дошкольники склонны к «эмоциональному заражению», восприимчивы к зрительным образам, легко пугаются, не могут различать реальную и воображаемую ситуацию. Им легко внушить что-либо, они не способны оценивать информацию критически, у них еще не сформировались защитные психологические механизмы.

На детей негативно влияют сцены жестокости и насилия, герои, которые демонстрируют антиобщественные действия и опасное поведение. После просмотра сцен насилия дети могут видеть в нем вариант допустимого поведения в жизни, чтобы решать конфликты с другими детьми. В их сознании может закрепится образ «жестокого мира» и страх стать жертвой насилия. Сцены с опасными ситуациями, катастрофами и их последствиями, с чудовищами и испуганными героями могут привести к проблемам с психологическим здоровьем и психическим развитием детей, вызвать страхи.

Разработчики Концепции информационной безопасности детей (распоряжение Правительства России от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей») также выделили отдаленные последствия негативного влияния аудиовизуальной и печатной продукции, которая не соответствует требованиям информационной безопасности. У дошкольников может измениться ценностно-смысловая структура сознания. Им будет сложнее социализироваться и общаться, они могут быть более агрессивными. У детей может снизиться познавательная активность и появиться зависимость, например от гаджетов.

По каким критериям оценивать безопасность книг, презентаций и видеороликов

Внешние эксперты оценивают информационную продукцию на основе методик из Концепции информационной безопасности детей. Карты оценки 1–3 подойдут для предварительной внутренней оценки аудиовизуальной и печатной продукции в детском саду. Чтобы оценить безопасность информационной среды детского сада в целом, используйте шесть критериев из общей карты оценки. Проверьте возрастную маркировку, убедитесь, что в продукции нет сцен жестокости, насилия, информации эротического характера. Обратите внимание, не демонстрируются ли антиобщественные действия, модели опасного поведения, экстремальные виды деятельности и объекты, которые могут вызывать у детей страх. Карта покажет общую картину по детскому саду. Чтобы ее заполнить, проставьте «+» и «-».

Если какой-то альбом, раскраска или учебное пособие в конкретной возрастной группе вызовет сомнения, например, там будет очень страшный и жестокий герой, оцените ее более детально с помощью второй карты. Поручите это сделать воспитателям группы. Если информационная продукция получит отрицательную оценку хотя бы по одному из критериев, ее нельзя использовать в работе с детьми.

Мультфильмы лидируют по количеству сцен насилия и страшных объектов в детском информационном «рационе». Чтобы оценить их безопасность, используйте карту оценки мультфильма. Ее можно предложить как воспитателям, так и родителям, чтобы они могли контролировать инфополе детей дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада"

Презентация для родителей "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада"...

Конспект мероприятия на тему: «День книги в детском саду», в рамках Недели детской книги

Конспект развлечения для детей старшей возрастной группы...

Презентация " Уголок книги в детском саду"

Задачи:- Создание положительной мотивации к обучению чтению;- Знакомство с произведениями устного народного творчества и авторскими произведениями;- Знакомство с классиками детской литературы;- Обучен...

«Информационная безопасность презентаций в детском саду. 15 требований к мультимедийным презентациям для детей»

Мною представленный материал поможет создать безопасную презентацию для дошкольников....

«Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста».

laquo;Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста»....

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года 2024" Куулар Елены Вячеславовны МБДОУ Детского сада "Чечек" с.Шеми

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года 2024" Куулар Елены Вячеславовны МБДОУ Детского сада "Чечек" с.Шеми...

Критерии и карты оценки, чтобы проверить информационную безопасность презентаций, видео и книг в детском саду

В статье – критерии и карты, которые помогут вам оценить информационную безопасность аудиовизуальной и печатной продукции в детском саду...