“Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка (средняя группа)

Задорожная Наталья Юрьевна

  “Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

К сожалению, в последнее время у многих детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития мелкой моторики. Они не могут застегнуть пуговицы, молнию на верхней одежде, завязать шнурки на ботинках, неловко держат ложку, вилку, кисть, карандаш. Детям бывает трудно работать с пазлами, счетными палочками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_konferents.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте,  уважаемые коллеги!

Меня зовут Задорожная Наталья Юрьевна, я работаю воспитателем  в МДОБУ №3 п. Октябрьский.

 Сегодня я хочу представить свой опыт работы :

  Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

К сожалению, в последнее время у многих детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень развития мелкой моторики. Они не могут застегнуть пуговицы, молнию на верхней одежде, завязать шнурки на ботинках, неловко держат ложку, вилку, кисть, карандаш. Детям бывает трудно работать с пазлами, счетными палочками. Они не могут обвести фигуру, нарисовать по образцу или заштриховать предмет. Как результат - такие дети отстают в процессе образовательной деятельности от сверстников, испытывают дискомфорт в продуктивных видах деятельности.

Во многом, в этих проблемах детей виноваты мы, взрослые. Как часто нам не хватает терпения ждать, пока ребенок справится со шнурками или пуговицами. Мы покупаем ему рубашку на кнопках, ботинки на липучках, и мелкие движения кисти и пальцев практически исключаются из жизни ребенка.  

В практике  дошкольного воспитания собрано большое количество упражнений, игр, способствующих развитию мелкой моторики. Мы-педагоги находимся в постоянном поиске новых нетрадиционных техник, которые бы одновременно вызвали интерес ребенка к деятельности и способствовали бы развитию мелких движений пальцев рук. Наиболее полно, по моему мнению, этим требованиям отвечает пластилинография.

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой.

Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

Рисование пластилином требует определённых физических усилий. Благодаря этому движения обеих рук становятся более согласованными, кисти и пальцы рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность, что, в свою очередь подготавливает руки к рисованию и письму.

В своей работе я применяю технику пластилинографии и считаю, что она способствует развитию мелкой моторики при условии ее систематического включения в образовательную деятельность.

В первую очередь я начала свою работу с изучения методической литературы:Г.Н Давыдов «Пластилинография»,И.А Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»,Д.Н Колдина «Лепка и рисования в детском саду», журналы дошкольного воспитание, электронные ресурсы. Отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми.

Поставила перед собой цель:

Цель: развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности по пластилинографии..

Исходя из этого, возникли следующие задачи:
Задачи:
*Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
*Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).
* Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
*Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.
*Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.

 «Пластилинография» подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография.

Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками.

Свою работу в технике пластилинографии строю в соответствии с комплексно-тематическим планированием, с учётом сезона и календарных праздников. Так, например, осенью появляются картины «Осеннее дерево»; «Ежик»; зимой — «Веселый снеговик», «Елочка», к 8 Марта - подарки мамам.

Уникальность этой техники состоит в том, что она интегрируется со всеми образовательными областями. В ходе деятельности дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

В ходе бесед у детей расширяется представление об окружающем мире, происходит закрепление сенсорных эталонов: цвет, форма, величина. Закрепляются пространственные представления (впереди, вверху, слева, справа и т.д).

Чтобы самостоятельная образовательная деятельность возникала по инициативе детей, важно создать условия. В нашей группе создан уголок, в котором имеется материал к самостоятельным занятиям нетрадиционной техникой.

Работа с родителями

Добиться высоких результатов в вопросах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста можно лишь при тесном взаимодействии с родителями воспитанников.

Для них подготовила

консультации,беседы,папки-передвижки: «Что такое пластилинография?», «Роль пластилинографии в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста», «Значение мелкой моторики для развития детей»;

Таким образом, родители чаще стали обращаться за советами по проблеме развития моторики детей. Придя в детский сад после выходных дней, дети рассказывают о совместной деятельности с родителями, приносят интересные работы в технике пластилинография и с удовольствием показывают их.

Планирую подготовить родителям практический материал  по технике пластилинографии.

Работая по данному направлению, мне удалось достичь хороших результатов. У ребят заметно возрос интерес к лепке, они стали более уверенными, самостоятельными и активными. Первыми, кто оценил результат - это, конечно, родители. Они отметили, что дети стали внимательнее, возросло положительное отношение к собственной деятельности, её результатам, к сотрудничеству со взрослыми и детьми.

Данная форма нетрадиционной техники работы с пластилином оказалась интересной, занимательной и, что немаловажно, эффективной.

По моим наблюдениям занятия пластилинографией дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу; позволяют детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные и творческие способности.

В перспективе моей работе, продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторике рук   с использованием комплекса художественно-творческой деятельности по пластилинографии.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3

р.п Октябрьский

Конференция

Тема:   Пластилинография – как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Воспитатель:Задорожная Наталья Юрьевна

2022г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подгот...

Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.    Одной из главных проблем в настоящее время для общества является полноценное и всесторонне...

Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....

Презентация "Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста"

Нетрадиционная техника Пластилинография имеет два смысловых корня:"ГРАФИЯ"- создавать, изображать."ПЛАСТИЛИН" - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла....

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало созданию комплекса занятий по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального разв...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразител...