Консультация с элементами мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями"
методическая разработка

Сафронова Татьяна Петровна

Применение нетрадиционных форм работы с родителями способствует:

  • вовлечению родителей в совместную образовательную деятельность с детьми,
  • проявлению у родителей интереса к содержанию образовательной деятельности с детьми,
  • возникновению дискуссии по их инициативе,
  • приведению примеров из их собственного опыта,
  • размышлению родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация с элементами мастер-класса

«Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ»

  1. Перечислите формы работы с родителями, которые вы применяете в вашей практике (на листочках).
  2. Назовите традиционные формы работы с родителями.
  • Родительские собрания
  • Беседы,
  • Консультации,
  • Анкетирование,
  • Практикумы,
  • Семинары,
  • Наглядная информация,
  • Выставки,
  • Конкурсы и др.

Нетрадиционные формы работы с родителями (нетрадиционные формы родительских собраний)

  • Круглый стол,
  • Вечер вопросов и ответов,
  • Семейный театр,
  • Родительская почта,
  • Семейная гостиная,
  • Семейный клуб,
  • Телефон доверия,
  • Семейная библиотека,
  • Походы,
  • Родительские вечеринки,
  • Чайные паузы,
  • Видеоролики,
  • Рекламная информация,
  • Родительский журнал,
  • Родительская газета,
  • Переписка с родителями,
  • Презентации и др.

Нетрадиционные формы родительских собраний:

  • Открытый микрофон,
  • Посиделки, Душевный разговор
  • Круглый стол,
  • Мастер-класс,
  • Семейный калейдоскоп,
  • Новоселье,
  • Встречи со специалистами,
  • Устный журнал,
  • Конференции,
  • Педагогическая гостиная,
  • КВН,
  • ТОК-ШОУ,
  • Игровой практикум,
  • Собрание-студия,
  • Собрание-практикум,
  • Собрание-совещание,
  • Собрание-выставка,
  • Открытые родительские собрания.
  • Педагогическая лаборатория,
  • Читательская конференция,
  • Аукцион.

Методы активизации:

  • Мозговой штурм,
  • Список прилагательных и определений,
  • Ассоциации,
  • «Коллективная запись»,
  • «Запись на листах»,
  • «Эвристические вопросы»,
  • «мини-эксперименты»,
  • «Решение проблемных ситуаций»,
  • «ролевое проигрывание семейных ситуаций»,
  • Тренинговые игровые упражнения и задания,
  • Анализ родителями поведения ребенка,
  • Обращение к опыту родителей,
  • Игровое взаимодействие детей и родителей.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

  • информационно - аналитическая;
  • досуговая;
  • познавательная
  • наглядно - информационная.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Наименование

Цель

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Проведение социологических срезов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках, конкурсах.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием,

Педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Информационно - аналитическая

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психологопедагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

Досуговая

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п.

Познавательная

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков.

Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрывания проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т.п.

Наглядно - информационные

Наглядно - информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки- передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителе й, родительскую почту «Вы спрашиваете - мы отвечаем», советы, рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера, с пропагандой определенных идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Не забудьте организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Мастер-класс

«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний»

Предлагаю вам познакомиться  со следующими приемами: активизация родителей «Эвристические вопросы», решение педагогических ситуаций, сказкотерапия с предметами, рефлексивная технология.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен обладать такими личностными характеристиками, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, доброжелательное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развивать ребенка, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, способности и желание учиться.

На примере родительского собрания «Я и мой ребенок: искусство быть родителем»

Скажите, как можно ввести родителей в проблему?

С детьми заранее проводится беседа, их ответы записываются: «Что ты любишь делать?» «Твое любимое блюдо?» «Любимая сказка?» и т.д.

На собрании родителям предлагаются те же вопросы, на которые они письменно отвечают, а затем сравнивают свои ответы с ответами детей.

Таким образом, родители сами смогут сделать вывод о том, как хорошо они знают своего ребенка.

«Эвристические вопросы»

К приемам активизации родителей относятся семь ключевых вопросов: кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Например, 1-й и 5-й дают в сочетании новый вопрос: Кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему и увидеть нестандартные пути её решения.

Давайте на примере распространенной ситуации «Для ребенка в семье авторитет только бабушка» попробуем использовать данный прием.

Решение педагогических ситуаций

  1. Образование групп по желанию (3-4 человека).
  2. Участники каждой группы получают проблемы в виде педагогических ситуаций (одинаковые в каждой группе). В группе идет обсуждение.
  3. Каждый берет свою педагогическую ситуацию и объединяется с такими же участниками, но других групп. Идет обсуждение одной проблемы.
  4. Участники возвращаются в свои группы и рассказывают, что узнали.
  5. Ведущий предлагает озвучить решение предложенных проблем (определяет, кто будет отвечать).

Анализ предложений других участников группы может изменить мнение некоторых участников.

Педагогические ситуации

Предлагаем поразмышлять.

1-я ситуация

Ребенок: Купи! Купи! Купи!

Мама: Я тебе уже сказала: нет!

Ребенок: А-а-а-а-а-а-а-а!

Мама: пойдем из магазина.

Ребенок: Хочу игрушку как у Саши! А-а-а-а-а-а-а-а-а!

Мама: нет, хватит, ничего не получишь! Идем!.

Ребенок: Не пойду, мама. Купи!

Вопрос: Как отказать ребенку?

2-я ситуация

Некоторые родители думают, что запрещая мальчикам плакать от обиды или из-за боли, они воспитывают в нем настоящего мужчину.

Вопрос: правильно ли это?        

3-я ситуация

Ваня (5 лет) принес в детский сад новую машинку. Машинка очень понравилась мальчику Пете.

Мама, забирая вечером сына из детского сада, заметила отсутствие новой игрушки.

Мама: А где твоя новая машинка?

Ваня: Я подарил её Пете.

Мама: Разве так можно, ты же её очень просил.

Ваня: Мама, ты же сама всегда говоришь: «Жадным быть нехорошо».

Вопрос: как объяснить ребенку правила поведения?

Ведущий: В чем же преимущества данных приемов?

Во-первых, коллектив родителей сплачивается.

Во-вторых, участники совместно ищут выход из сложившихся ситуаций. Тем самым урегулируется управление воспитательно-образовательным процессов как в детском саду, так и дома.

В-третьих, коллективный поиск решений проблемы приводит к нестандартным решениям.

Сказкотерапия с предметами

Обыграем элементы арт-терапии, которые можно использовать в иге с ребенком дома.

Оборудование: различные мелкие игрушки (киндер-сюрпризы) и предметы.

Схема: Жила – была…. Она жила  (у кого, где) ….. Эту игрушку (например, куклу) потеряли, и она попала в магазин забытых игрушек. Она общалась (с кем и о чем). Осталась или ее кто-то забрал….

Обыгрывается ситуация с тремя участниками мастер-класса.

Беседа: 

Как хозяйка относилась к кукле?

Где кукле было лучше: у хозяйки или в магазине?

Как она общалась с другими игрушками в магазине?

Предпринимала ли попытки вернуться, чтобы ее нашли?

Что можно выявить с помощью данной методики?

  1. Выраженность оптимизма или пессимизма. Выявляются снижение уровня оптимизма, жизнелюбия и активности, сниженный фон настроения. Пессимизм, фиксация теневых сторон жизни. Заторможенность.
  2. Уровень контактности, степень общения, взаимодействия.

Если отношения владельца, хозяйки к кукле носило негативный характер.

Если игрушка в магазине отказывалась с кем-то общаться, была изолирована от других.

Если игрушка не проявляла чувства тоски, желания вернуться к хозяйке. В магазине чувствовала себя лучше, чем дома..

Если игрушку никто не забирал.

Положительные стороны данного метода заключаются в решении индивидуальной проблемы, улучшения воспитательно-образовательного процесса, как в детском саду, так и в домашних условиях.

С помощью арт-терапевтических техник мы можем лучше понимать своих детей, видеть, что на самом деле их тревожит. Ведь дети не всё могут выразить словами, поэтому арт-терапия – ещё одна возможность общения с ребенком на его языке, на языке образов, символов, метафор.

Игра «Правила поведения»

Предлагаются различные ситуации из жизни детей и правила поведения в них.

Если ребенок по-мнению родителей, выполняет данное правило, они выкладывают на стол карточку зеленого цвета, если не всегда получается или не совсем правильно – желтого, если совсем не выполняет – красную.

  • Ребенок умеет мыть руки, причем моет их всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытирать развернутым полотенцем.
  • Придя домой раздевается и одевается в определенной последовательности; одежду складывает, вешает.
  • Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто (куртку), благодарит за оказанную помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свиданья».
  • Своевременно пользуется носовым платком, туалетом.
  • Умеет правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирает игрушки и строительный материал в определенное место.

А сейчас посмотрите на свои фишки. Их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу, упражнения.

А чтобы детям приобрести эти навыки, требуется помощь взрослого.

Окончание («открытый конец»)

Ведущий. Мы с вами, и воспитателями, и педагогами, должны оставлять большой или меньший след в душе детей, а семья остается всегда и более глубоко воздействует на ребенка.

Мы надеемся, что представленные идеи послужат толчком для организации новых форм работы с родителями, пересмотра условий для сотрудничества с семьей.

И в заключение предлагаем рефлексию «Чемодан, мясорубка, корзина».

Участникам предлагается по три разноцветных листочка и коробочки с изображением мясорубки, чемодана, корзины.

На желтом листочке напишите, что нужного и полезного вы узнали и станете использовать в практике.

Данный листочек положите в коробочку с изображением чемодана.

На оранжевом листочке напишите, что из полученного в ходе встречи может быть полезным, но при условии дополнений и изменений. Этот листочек положите в коробочку с изображением мясорубки.

На розовом листочке напишите, что было абсолютно бесполезным и ненужным. И положите его в коробочку с изображением мусорной корзины.

Данный вид рефлексии можно также использовать при встрече с родителями.

Давайте перечислим приемы активизации родителей, с которыми мы познакомились:

Задание:

Составить разработку родительского собрания, в ходе которого родители занимают активную субъективную позицию при обсуждении актуальной и важной для них проблемы. Составляемая разработка должна состоять из таких разделов, как:

- тема родительского собрания,

- цели и задачи его проведения,

- подготовительная работа,

- оформление, оборудование и инвентарь,

- план проведения,

- решение собрания.

Данную разработку необходимо представить на педсовете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ

Слайд 2

Т радиционные формы работы с родителями Родительские собрания Беседы, Консультации, Анкетирование, Практикумы, Семинары, Наглядная информация, Выставки, Конкурсы и др.

Слайд 3

Нетрадиционные формы родительских собраний Круглый стол, Вечер вопросов и ответов, Семейный театр, Родительская почта, Семейная гостиная, Семейный клуб, Телефон доверия, Семейная библиотека, Походы, Родительские вечеринки, Чайные паузы, Видеоролики, Рекламная информация, Родительский журнал, Родительская газета, Переписка с родителями, Презентации и др.

Слайд 4

Открытый микрофон, Посиделки, Душевный разговор Мастер-класс , Семейный калейдоскоп, Новоселье, Встречи со специалистами, Устный журнал, Конференции, Педагогическая гостиная, КВН, ТОК-ШОУ, Игровой практикум, Собрание-студия , Собрание-практикум, Собрание-совещание, Собрание-выставка, Открытые родительские собрания. Педагогическая лаборатория, Читательская конференция, Аукцион,

Слайд 5

Методы активизации Мозговой штурм, Список прилагательных и определений, Ассоциации, «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини-эксперименты», «Решение проблемных ситуаций», «Ролевое проигрывание семейных ситуаций», Тренинговые игровые упражнения и задания, Анализ родителями поведения ребенка, Обращение к опыту родителей, Игровое взаимодействие детей и родителей.

Слайд 6

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями информационно - аналитическая; досуговая ; познавательная наглядно - информационная.

Слайд 7

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, «Почтовый ящик»

Слайд 8

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках, конкурсах.

Слайд 9

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, Педагогическая библиотека для родителей.

Слайд 10

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями Наименование Цель Формы проведения общения Наглядно-информационные : информационно-ознакомительные, информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Слайд 11

Родительское собрание « Я и мой ребенок: искусство быть родителем » Скажите, как можно ввести родителей в проблему? Предварительная беседа с детьми: « Что ты любишь делать?» « Твое любимое блюдо?» «Любимая сказка?» Ответы детей записываются.

Слайд 12

«Эвристические вопросы» Семь ключевых вопросов : Кто ? Что? Зачем? Где ? Чем? Как? Когда ? Смешивание 2 вопросов = 21 вопрос Родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему и увидеть нестандартные пути её решения. Например, «Для ребенка в семье авторитет только бабушка»

Слайд 13

Решение педагогических ситуаций Образование групп по желанию (3-4 человека ). Участники каждой группы получают проблемы в виде педагогических ситуаций (одинаковые в каждой группе). В группе идет обсуждение . Каждый берет свою педагогическую ситуацию и объединяется с такими же участниками, но других групп. Идет обсуждение одной проблемы . Участники возвращаются в свои группы и рассказывают, что узнали . Ведущий предлагает озвучить решение предложенных проблем (определяет, кто будет отвечать).

Слайд 14

1-я ситуация Ребенок : Купи! Купи! Купи! Мама : Я тебе уже сказала: нет! Ребенок: А-а-а-а-а-а-а-а! Мама : пойдем из магазина. Ребенок: Хочу игрушку как у Саши! А-а-а-а-а-а-а-а-а! Мама : нет, хватит, ничего не получишь! Идем!. Ребенок : Не пойду, мама. Купи! Вопрос: Как отказать ребенку?

Слайд 15

2-я ситуация Некоторые родители думают, что запрещая мальчикам плакать от обиды или из-за боли, они воспитывают в нем настоящего мужчину. Вопрос : правильно ли это?

Слайд 16

3-я ситуация Ваня (5 лет) принес в детский сад новую машинку. Машинка очень понравилась мальчику Пете. Мама, забирая вечером сына из детского сада, заметила отсутствие новой игрушки. Мама : А где твоя новая машинка? Ваня : Я подарил её Пете. Мама : Разве так можно, ты же её очень просил. Ваня : Мама, ты же сама всегда говоришь: «Жадным быть нехорошо». Вопрос : как объяснить ребенку правила поведения?

Слайд 17

В чем же преимущества данных приемов? К оллектив родителей сплачивается . У частники совместно ищут выход из сложившихся ситуаций. Тем самым урегулируется управление воспитательно-образовательным процессов как в детском саду, так и дома . К оллективный поиск решений проблемы приводит к нестандартным решениям.

Слайд 18

Сказкотерапия с предметами Схема: Жила – была…. Она жила (у кого, где) ….. Эту игрушку (например, куклу) потеряли, и она попала в магазин забытых игрушек. Она общалась (с кем и о чем). Осталась или ее кто-то забрал …. Беседа: Как хозяйка относилась к …кукле ? Где ….кукле было лучше: у хозяйки или в магазине? Как она общалась с другими игрушками в магазине? Предпринимала ли попытки вернуться, чтобы ее нашли ?

Слайд 19

Что можно выявить с помощью данной методики ? Выраженность оптимизма или пессимизма. Уровень контактности, степень общения, взаимодействия. Сказкотерапия помогает: -лучше понимать своих детей, -видеть , что на самом деле их тревожит. Ведь дети не всё могут выразить словами, поэтому арт-терапия – ещё одна возможность общения с ребенком на его языке, на языке образов, символов, метафор.

Слайд 20

Игра «Правила поведения » Карточка зеленого цвета – выполняет данное правило. Желтого цвета - не всегда получается или не совсем правильно. Красного цвета - совсем не выполняет .

Слайд 21

Окончание («открытый конец ») « Чемодан, мясорубка, корзина »

Слайд 22

Приемы активизации родителей «Эвристические вопросы» Решение педагогических ситуаций Сказкотерапия с предметами Рефлексивная технология («Чемодан, мясорубка, корзина») Игра «Правила поведения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для работников дошкольного образования «ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»

Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс ДОУЗадача:Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью ДОУ...

Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...

Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...

Консультация для воспитателей « Использование нетрадиционные форм работы с родителями по здоровьесбережению»

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных форм работы с родителями по здоровьесбережению"...

Консультация для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы с родителями".

В данном материале представлен консультационный материал для воспитателей ДОУ, посвященный нетрадиционным  формам работы  с родителями, которые мы проводим в нашей группе....

консультация для педагогов-дошкольников «Нетрадиционные формы работы с родителями»

материал  рассказывает  о  необычных  формах  работы  с  родителями...