Мастер-класс "Палочки Кюизенера"
материал

Одноконная Ирина Сергеевна

Мастер-класс "Палочки Кюизенера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_palochki_kyuizenera_-_kopiya.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Палочки Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами.

В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим  пособием,  которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Палочки Кюизенера способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Задачи:

  1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
  2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее-короче», «выше-ниже» и мн.др.
  3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
  4. Подойти вплотную к сложению, вычитанию.
  5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование),  зрительную и слуховую память,  внимание,  воображение, речь.
  6.  Способствовать развитию детского творчества, фантазии, познавательной активности.
  7. Развивать умение работать в коллективе.

На начальном этапе  палочки используются как игровой  материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

1. Познакомьте  с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

На втором этапе  палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 

1.-Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным.

- Какого цвета вагон стоит пятым? восьмым?

- Какого цвета вагон справа от синего? Слева от желтого?

- Какого цвета вагон самый короткий? самый длинный?

- Какого цвета вагоны длиннее желтого? короче синего?

- Какого цвета вагон стоит между красным и фиолетовым?

- Какой по счету стоит вагон розового цвета? Черного цвета?

(с помощью этой игрой формируем понятие числовой последовательности, «право - лево», «между», «длиннее-короче»)

2.«Состав числа из единиц и из двух меньших чисел»

- Выложите перед собой в ряд три белых палочки  близко друг к другу. Найдите палочку, равную по длине трем белым палочкам.

-Какое это число? (3)

- Из скольких единиц состоит число 3? (по аналогии вводятся все остальные числа до 10)

- Положите перед собой палочку фиолетового цвета.

-Какому числу соответствует фиолетовая палочка?

- Попробуйте теперь разложить это число из двух меньших чисел.(все варианты чисел)

- Расскажите, из каких двух меньших чисел состоит число 6?

(аналогично с другими числами).

 

3.Игра «Посудная лавка» КРОСТИКИ

 (учатся ориентироваться на плоскости, количественному счету)

Темой этой игры послужила посуда, как одна из лексических тем.

Ребенок видит разнообразие посуды. Различные чайники, кофейники, вазочки, чашки. Здесь же подобраны стихи.

В альбоме четыре  вида  игровых заданий для детей.

  1. Самое простое задание.

Конструирование предметов с использованием приема «наложение». На рисунок выкладываем палочки такого же цвета и размера.

  1. Более сложное задание.

Завершить рисунок. На листе нарисована  половина предмета. Выложите вторую часть предмета, симметричную первой. Таким образом, мы на практике смогли познакомить детей с понятием симметрия.

  1. Наиболее сложное задание.

Выкладывание палочек по схеме (кростики). Необходимо  отступить по горизонтали или вертикали нужное количество клеточек и положить палочку заданного цвета. Если все выполнено правильно, можно сверить свой предмет с рисунком, изображенным в углу листа.

Выполнение этого упражнения развивает  логику, память, мышление и, конечно, ребенка радует результат, когда на листе появляется предмет.

4. Самостоятельное творчество.

Лист совершенно пустой для собственных изображений придуманных предметов.

        Список литературы

1. Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по математике детей 5-7 лет / Л.Д.Комарова. – М.: Издательство Гном и Д, 2006

2.«Логика и математика для дошкольников» Методическое пособие / авт. – сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая / (Библиотека программы «Детство»). – СПб: «Акцидент», 1996

3.Фидлер М. Математика уже в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада / пер. с польск. О.А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981

4. Финкельштейн Б.Б. Комплект игр «Страна блоков и палочек» для детей 4-7 лет. Сюжетно-дидактические игры с международными материалами: логическими блоками Дьенеша, цветными счетными палочками Кюизенера. ООО «Корвет».

5. Финкельштейн Б.Б. «На золотом крыльце сидели...». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ», 2003.

6.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников»

2. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.

3. Финкельштейн Б.Б. «Посудная лавка». Комплект игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера. - С.-Пб.: ООО «КОРВЕТ», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по работе с палочками Кюизенера

Для Мо города делала презентацию по работе с палочками Кюизенера...

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Расширяем горизонты математического пространства с помощью палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.

Развитие логического мышления, состава числа из двух меньших, классификация,обобщение систематизация....

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...