Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Гилевич Надежда Ивановна

Сентябрь:

Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.

Упражнение: какое число обозначает палочка белого цвета? На какой кровати одеяло длиннее, а на какой короче? – развивать умение пользоваться доказательным способом.

Игровая деятельность по схеме № 2 «Ельник» Цель: развивать умение строить деревья из палочек №1 и №2. №1 и №3. Развивать умение ориентироваться в понятиях «высокий - низкий», развивать познавательный интерес, расширять словарь «ельник».

Упражнение: покажи какую - нибудь палочку, которая короче желтой, длиннее розовой, короче голубой и т. д.

Игровая деятельность по схеме №3. Цель: развивать умение называть цвет, ориентироваться по величине палочек, закреплять умение называть палочки наверху-внизу.

Октябрь:

Упражнение: учить детей ориентироваться. Покажи  белую  палочку.  Белая палочка номер 1,почему? Потому что в нее помещается один пассажир, так аналогично и с другими палочками (розовая –2, голубую -3, красная -4, желтая -5) и выкладывать на стол перед собой; назовите какая белая палочка по размеру? (самая короткая), учить называть и показывать самую длинную палочку (из 5).

Игровая деятельность по схеме №4 а  Цель: закреплять геометрическую фигуру – квадрат, умение выкладывать фигуру разными способами. Учить выделять одновременно два вида свойства (форма и цвет).

Упражнение: построй квадрат разными способами из голубой, розозовой палочек.

Игровая деятельность по схеме №4 в «Коврики для котят» Цель: учить подбирать палочки по размеру, закреплять навыки строить квадрат новым способом, развивать умение определять пространственное расположение квадратов (слева –  голубой маленький квадрат, справа – большой красный квадрат), закрепит время суток. (ночь)

Упражнение: «Поезд» - на развитие слухового внимания (воспитатель говорит, а  дети выполняют самостоятельно) Положите палочку номер 2 (розовая), палочку номер 5 (желтая), палочка номер 3 (голубая).

 

Какая цветом палочка находится слева? Справа? Какая палочка находится посередине? Познакомить детей с понятием «горизонтально».

 

 

Ноябрь:

Игровая деятельность по схеме №5а Цель: учить выделять два свойства фигур (форма и размер), закрепить геометрическую фигуру – прямоугольник, закрепить понятие широкий – узкий; развивать глазомер, умение сравнивать фигуры методом приложением.

Упражнение: выложить два одинаковых прямоугольника по размеру и цвету. Построй поезд из трех палочек от самой короткой до самой длинной.                                              

Закрепить понятие «горизонтально», познакомить с новым понятием «вертикально»

                                                                      

Поставь палочку номер 2 «между» белой и красной палочкой «вертикально» Что получилось? (грузовик) (варианты могут быть любые)

«Построй паровоз» - возьмите палочку номер 3 и положите «вертикально», следующую положите «рядом» палочку номер 5 «горизонтально», а рядом с желтой палочкой, «горизонтально» палочку номер 2.   

                                                                     

 Игровая деятельность по схеме №5в Цель: учить подбирать нужную полочку по размеру. Учить детей на основе сравнения выделять свойства фигур по цвету и  величине, по форме и величине. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить понятия наверху, внизу, в центре. 

Декабрь:

Упражнение: учить детей ориентироваться. Покажи  белую  палочку.  Белая палочка номер 1,почему? Потому что в нее помещается один пассажир, так аналогично и с другими палочками ( розовая –2, голубую -3, красная -4, желтая -5) и выкладывать на стол перед собой; назовите какая белая палочка по размеру? (самая короткая), учить называть и показывать самую длинную палочку (из 5).

Игровая деятельность «В гости к деду Морозу на поезде» Цель: закреплять умение выкладывать прямоугольники (вагоны) от самого большого, до самого маленького без образца. В конце работы детям показать схему №6 для сравнения.

Упражнение: развивать умение ориентироваться на карточке (верхняя-нижняя сторона, правая – левая сторона), соотносить цвет и цифру. Н-р: палочку номер 4 положите на левую сторону и т.д.

Игровая деятельность по схеме №8 Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

                                       

 

Январь:                                                                                                                    

Упражнение: возьми по одной палочке каждого цвета и, положив их, друг на друга, сделай башню. Какая палочка ниже: красная или оранжевая, бордовая или синяя? Какая из палочек выше: желтая или синяя, белая или красная? Какая палочка лежит между розовой и красной, черной и желтой? Какая палочка лежит над бордовой, над голубой? Какая палочка лежит под розовой, синей? Какая палочка лежит выше всех, ниже всех?

Игровая деятельность на развитие слухового внимания , схема №7Цель: закреплять умение ориентировать используя понятия «верху - внизу», «слева - справа», « в центре».

Упражнение: построй из всех палочек лестницу вертикально. Какая палочка находится между розовой и красной, черной и желтой? Какая палочка стоит выше всех, ниже всех?

Игровая деятельность по схеме №8 «Ёлка» Цель: развивать логическое мышление умение найти путь решения, подбирать палочки по размеру, умение сравнивать по ширине, длине.

 

 

Февраль:

Упражнение: закреплять умение детей ориентироваться. Покажи  белую  палочку.  Белая палочка номер 1,почему? Потому что в нее помещается один пассажир, так аналогично и с другими палочками (розовая –2, голубую -3, красная -4, желтая -5) и выкладывать на стол перед собой; назовите какая белая палочка по размеру? (самая короткая), учить называть и показывать самую длинную палочку (из 5).

Игровая деятельность по схеме №9 «Сосна» Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление, ориентировку на листе.

Упражнение: возьми 4 палочки и построй квадрат, а внутри квадрата еще один квадрат, (образец детям показать по завершению работы для сравнения схему №10)

Он давно знакомый мой,                                                                                                    Каждый угол в нем прямой.                                                                                                       Все четыре стороны                                                                                                                       Одинаковой длины.                                                                                                                          Вам его представить рад,                                                                                                              А зовут его…. (Квадрат)

Игровая деятельность на развитие слухового внимания, схема № 11. Цель: учить отбирать нужные палочки, соотнося цифру и цвет. Закрепить понятия «горизонтально» «вертикально», «наверх» «вниз» «за».

Март:

Упражнение:  возьмите палочку, которая больше белой на 1 (розовая), покажите палочку больше красной на 1 (желтая), палочку больше розовой на 1 (голубая). Постройте паровоз по цифрам 2,5,1,4,3.

Назовите, какого цвета палочка, которая стоит между белой и голубой, красной и желтой, розовой и белой? Какая палочка стоит в начале, конце паровоза?

Игровая деятельность «Путешествие Маши в гости к лесным друзьям» Цель: развивать фантазию детей, умение отгадывать загадки, а отгадки выкладывать самостоятельно на столе.

 Длинные ушки, быстрые лапки.              Зимой спит - летом ульи ворошит.                                                           Серый, но не мышка.                                   (медведь)
Кто это? ( зайчишка)

               Сердитый недотрога                                                                                                                                                                           Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (еж)

Упражнение: сравнивание 2 разных палочек по длине (методом приложения), учить определять, насколько палочка длиннее или короче используя мерку в виде белой палочки.

Апрель:

Упражнение: учить определять самую длинную и самую короткую палочку. (Оранжевая, белая). Развивать умение выкладывать от самой короткой до самой длинной палочки разными способами лестницу «вертикально-горизонтально».

Игровая деятельность «Путешествие в космос» Цель: развивать ориентировку детей в пространстве («слева», «справа», «вверху», «внизу»), воображение, зрительный глазомер. Педагог воспроизводит словестно, дети выкладывают на столе, в заключении педагог показывает иллюстрацию с моделью ракеты.

Упражнение: построй прямоугольник из палочки номер 4 и номер 5. Назови большой прямоугольник. Какого цвета маленький прямоугольник? Усложнение - сделай узор из палочек внутри прямоугольника. Цель: подбери нужные палочки по величине. Развивать фантазию, логическое мышление. По окончанию работы показать детям образец схемы №15.

Май: мониторинг.