Подвижные игры в подготовительной группе. (Организация, проведение, игры).
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Полянская Екатерина Николаевна

     П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициатива ребенка и воспитываются его нравственные качества.

    Подвижные игры всегда интересны детям, они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариантностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач.  Дети учатся придумывать самостоятельно, обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения (Е.А. Тимофеева)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры

в подготовительной группе.

(Организация, проведение, игры).

        Подвижные игры, которые затевают дети 6-7 лет – хорошая школа развития активности и самостоятельности. Однако, действовать самостоятельно в коллективе, без участия педагога для ребенка нелегко, но весьма ценно в воспитательном отношении.

         В подвижных играх дети используют двигательные умения, приобретенные на занятиях и в играх под руководством воспитателя, приобретают навыки организаторов. Складываются основы правильных взаимоотношений в коллективе.

        Овладевая правилами подвижной игры, ребенок руководствуется ими в самостоятельных играх, приучается подчинять свои желания целям коллективной игры. В личном опыте ребенок находит пути действовать согласованно с коллективом.

        Однако, наблюдая за современными детьми, можно заметить, что детям трудно организовывать подвижные игры.

         Естественная потребность в движении, интерес к действиям в коллективе иногда дезорганизует жизнь группы, вызывая конфликты, излишний шум. На предложение воспитателя затеять ту или иную игру дети откликаются охотно. Присутствие педагога вносит в игру организованное начало: он подскажет, напомнит, что-то уточнит. Если же воспитатель отвлечется, игра становится шумной, бестолковой и прекращается. Дети сами бывают не удовлетворены такой игрой. «У нас не получается. Все кричат, ничего не поймешь. Поиграйте с нами!»- говорят дети воспитателю. Дети не верят в свои организаторские возможности и перекладывают роль на воспитателя.

В чем же проблема? Проблема кроется в одинаковой активности воспитателя на различных этапах развития игры. Воспитателю хочется дать детям как можно больше знаний о содержании игры, ее правилах. Чем больше воспитатель расскажет, напомнит, подскажет, тем, казалось бы, дети лучше усвоят игру. Но, этим воспитатель лишает возможности приобретать опыт организации игры, не создавая условий для развития самостоятельности, чрезмерно опекая детей.

«Дети вы неправильно встали, нужно отодвинуться, так вы мешаете друг другу. Вам будет трудно бегать.»- говорит воспитатель. А ведь игра проводится не первый раз. В этой ситуации было бы лучше предложить детям самим вспомнить правила, перед началом игры, и только в крайнем случае прийти на помощь.

Целесообразно перед игрой активизировать детскую память.: «Вспомните, как начинается игра».

Действуя только под непосредственным руководством взрослого, ребенок зачастую подражает наиболее активным детям или пользуется словесной инструкцией, которую как правило, дети получают перед игрой от воспитателя. Знание правил и содержания игры остается поверхностным. Непрочные знания и отсутствие организационных навыков приводит к тому, что дети не могут самостоятельно организовать содержательную жизнь в коллективе, зачастую ждут вмешательства воспитателя.

Воспитатель учит детей организовывать подвижную игру, рассказывая о содержании и правилах, объясняет, как договориться о совместной игре, показывает приемы выбора ведущего (считалки), далее дети начитают организовывать игры самостоятельно.

Так, привлечение детей к объяснению условий игры, к уточнению основных правил и выбору ведущего (водящего) дает детям возможность научиться самостоятельно организовывать игры.

Отметим, что целесообразно знакомить с новой игрой сразу по 12-15 детей, не более. При таком количестве участников больше детей может выполнять ведущие роли, лучше закрепляются навыки движений.

Беседы об игре тоже дают хороший результат. Беседу следует немного отодвигать от игры. Она бывает более эффективна и оживленная, когда впечатления детей свежи.

Можно заинтересовать детей вопросами: «Какое правило трудно выполнять?», «Как действовать чтобы было легче выполнять задание, не нарушая правила?», «По правилам ли играли ведущие?».

При повторении игры можно дополнить беседу вопросами и примерами, направляющими детей на усложнение игры, на ее дальнейшее развитие. Чтобы игра была интересной, можно ввести в нее кое-что новое. После нескольких бесед у детей появляется стремление повторять игру, интерес не ослабевает. Даже малоактивным детям хочется предложить что-то свое.

Игру можно повторять и со всей группой, и с несколькими детьми - в зависимости от воспитательных задач. Если нужно активизировать нерешительных детей, можно организовать игру в малой подгруппе, постепенно привлекая их к роли ведущих. Легко возбудимые дети в небольших подгруппах, играющих более сознательно, овладевают правилами игры, умениями затевать игры самостоятельно, проявлять инициативу при анализе игры.

Предлагаем несколько подвижных игр для подготовительной группы:

  1. «Жмурки»

Задачи: формировать умение детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться, ловкость, быстроту действий.

Ход игры: выбирается водящий. Он встаёт в середину комнаты (зала, площадки), ему завязывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем все дети разбегаются по комнате (площадке), а ловишка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности для ловишки дети должны предупредить словом «Огонь!». Поймав кого-нибудь ловишка передаёт свою роль пойманному.

Правила: завязанную на глаза повязку не снимать и не подглядывать.

Варианты если игра проходит на улице, то очерчивается граница, за которую играющие не имеют права забегать. Переступивший условленную границу считается сгоревшим и обязан заменить водящего.

  1. «Два мороза»

Задачи: формировать умение детей перебегать  в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание.

Ход игры: на противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящие – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

  1. «Догони свою пару»

Задачи: формировать умение детей быстро бегать в заданном направлении, стараясь догнать свою пару. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту движений. Способствовать проявлению выносливости.

Ход игры: дети встают парами на одной из сторон площадки: один впереди, другой сзади – отступя 2-3 шага. По сигналу воспитателя первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят – каждый свою пару. При повторении игры дети меняются ролями.

  1. «Горелки»

Задачи: формировать умение детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры: дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева, стремясь схватиться за руки. ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Правила: во время произнесения слов ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

  1. «Кого назвали, тот ловит мяч»

Задачи: формировать умение детей ловить мяч, подброшенный вверх двумя руками, не прижимая к груди, бросать вверх, называя имя ребёнка. Развивать умение действовать быстро. Укреплять моторику рук.

Ход игры: дети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках большой мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо повыше, чтобы успеть поймать, и в направлении того, кого назвали.

Варианты: дети стоят в кругу, один ребёнок подбрасывает мяч вверх и называет имя того, кто должен его поймать все остальные дети разбегаются подальше от центра. Поймавший мяч кричит – стоп! Все останавливаются. А тот, кто поймал мяч, с места бросает мячом в того, кто стоит ближе, если попал, тот становится водящим, если не попал, сам бросает мяч вверх.

Источники:

  1. Методический журнал «Дошкольное воспитание». Статья К. Тюрина «Подвижные игры в подготовительной группе».
  2. Сайт «Кладовая развлечений». Блог С.В Ивановой «Подвижные игры для детей подготовительной группы. Картотека.».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры. Подготовительная группа.

Картотека спортивных подвижных игр для детей подготовительной группы....

Организация совместной деятельности детей и взрослых в подготовительной группе Форма проведения: Квест - игра

Организация совместной  деятельности детей и взрослых в подготовительной группеФорма проведения: Квест - играТема: «Дары осени»....

Подвижные игры (подготовительная группа)

Подборка подвижных игр может быть использована инструкторами по физической культуре ДОУ и воспитателями подготовительных групп. Данные игры созданы на основе классических, традиционных, предусмотренны...

Конспект ОД по организации и проведение русских народных подвижных игр в режиме дня «Народные игры». Старшая группа.

Задачи:Образовательная:1. Знакомить детей с народными подвижными играми:а) закреплять умение подбрасывать мяч кверху и целится в игрока, быстро реагировать на сигнал «стой», имя ребенка на...

Конспект проведения нетрадиционного родительского собрания в подготовительной группе в форме игры КВН с участием детей

Тема: «КВН. Книга наш- друг»Цель:Способствовать поддержанию традиции семейного чтения. Показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей. Создать атмосферу ...