адаптация и социализация
статья (младшая группа)

Анастасия Геннадьевна Козлова

Статья-консультация на тему адаптации в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова  Анастасия  Геннадьевна, воспитатель.

МБ ДОУ “Детский сад №4”Cказка” корпус “Семицветик”.

Московская область, город Протвино.

Адаптация и социализация ребенка в детском саду:

что может и должен сделать воспитатель?

В широком смысле слова адаптация — это процесс приспособления ребенка к условиям внешней среды. Адаптацией детей в яслях и детском саду называют привыкание малыша к совершенно новой обстановке вне пределов родного дома и без родителей. Малыши привыкают к новому для них режиму дня: занятия, прием пиши, прогулки с получениями новых знаний и подвижными играми, привыкают к стабильному времени отдыха, прогулкам.

Почему одни дети привыкают к детскому саду быстрее и проще, а другие дольше и сложнее? Чтобы помочь малышу, вы должны понимать, от чего зависит успешная адаптация и как решать возникающие проблемы.

Как определить форму адаптации ребенка?

Выделяют три формы адаптации детей дошкольной группы: легкая, средняя и тяжелая. Чтобы определить, к какой из них относится ребенок, понаблюдайте за ним.

-Легкая форма адаптации-

Малыш вливается в детский коллектив за 2–4 недели. Этот вариант характерен для большинства детей. При этом ребенок:

*без слез и истерик заходит в группу и остается там;

*общаясь с педагогом, смотрит ему в глаза;

*может попросить о помощи;

*играет с другими детьми;

*способен сам найти себе занятие на короткое время;

*быстро привыкает к распорядку дня;

*адекватно реагирует на замечания воспитателя.

-Средняя форма-

Адаптация занимает около 1,5 месяцев, при этом малыш:

*проявляет негативные эмоции, плачет после разлуки с матерью;

*отвлекаясь, вступает в игру и забывает о расставании;

*общается с воспитателями и другими детьми;

*выполняет правила распорядка;

*адекватно реагирует на замечания;

*редко затевает ссоры.

-Тяжелая форма-

Адаптация затягивается на несколько месяцев, а иногда вообще не наступает — в таких случаях говорят о полной дезадаптации, когда ребенок не может посещать дошкольное учреждение. Встречается она крайне редко. Если в течение года ребенок так и не смог привыкнуть к ДОУ, стоит обратиться к специалистам (неврологу, психологу).

В этой форме ребенок:

Адаптация ребенка в детском саду:

*не желает контактировать с воспитателями и детьми;

*расставаясь с матерью, кричит, плачет или уходит в себя;

*не желает заходить в группу;

*отказывается от игр и еды;

*не хочет соблюдать режим дня;

*проявляет агрессию или замыкается в себе;

*плачет или пугается, когда к нему обращается воспитатель.

От чего зависит форма адаптации?

На форму адаптации влияют:

Степень привязанности к значимому взрослому, обычно к маме. Чем надежнее привязанность, чем сильнее ребенок уверен в маме, тем легче адаптация. Излишняя эмоциональная привязанность, напротив, осложняет адаптацию.

Особенности взаимоотношений в семье. У чутких и внимательных родителей малыш легче приспосабливается к новым условиям, у строгих — тяжелее.

Отношение родственников к детскому саду. Сложнее всего детям, которых отдают в садик из-за давления внешних обстоятельств, например, если родителям надо выходить на работу. В семьях, где главная цель — социализация, адаптация проходит проще.

Степень социализации ребенка. В детском саду ребенок контактирует с множеством взрослых и ровесников. Если ребенку такое общение в новинку, он может испытывать трудности. Поэтому чем шире был круг общения ребенка до посещения ДОУ, тем легче ему привыкнуть к новой обстановке.

Возраст ребенка. Чем старше ребенок, тем дольше адаптация. Оптимальный возраст для начала посещения ДОУ — от 2 до 2,5 лет. В этом возрасте малыш уже начинает интересоваться другими детьми, может с ними взаимодействовать. В то же время еще не наступил кризис трех лет, связанный с формированием своего «я».

Здоровье физическое и психическое. Любое отклонение от средних показателей затрудняет адаптацию. Сложно привыкают к детскому саду дети:  часто болеющие, отстающие в развитии или, наоборот, опережающие ровесников.

Вы не в силах воздействовать ни на один из этих факторов, но можете облегчить адаптацию для ребенка.

Какую помощь может оказать воспитатель для успешной адаптации и социализации ребенка?

Чтобы успешно справиться с обязанностями воспитателя по адаптации детей в ДОУ, соблюдайте следующие принципы.

Адаптация ребенка в детском саду

1. Постепенность

Принимайте малышей на адаптацию по очереди, не больше двух детей в один день и четырех в неделю. Пусть сначала ребенок побудет в группе 2 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания, учитывая, насколько быстро происходит привыкание.

2. Индивидуальный подход

Уделите внимание каждому новичку. Поговорите с родителями, расспросите о предпочтениях и особенностях малыша и постарайтесь в разумных пределах их учесть. Особенно внимательно отнеситесь к чувствительным, эмоциональным и замкнутым детям.

3. Сотрудничество с родителями

Объясните родителям, что обе стороны должны предъявлять к детям одинаковые требования. Рассказывайте родителям об успехах и достижениях ребенка, демонстрируйте его работы. Оформите уголок в помощь родителям, размещайте там актуальную полезную информацию и советы.

4. Спокойствие

Адаптация может сопровождаться плачем, упрямством и капризами. Соблюдайте спокойствие и создавайте благоприятный эмоциональный климат. Маленькие дети легко отвлекаются, поэтому возьмите на вооружение простые игры, потешки, песенки и игрушки.

Что еще поможет воспитателю наладить контакт с детьми?

Важный навык, который ускорит социализацию и адаптацию ребенка к детскому саду, — эмоциональный интеллект (ЭИ). Развитый ЭИ помогает достичь успеха на любом этапе жизни. Те, кто обладает им, эмоционально устойчивы, легче выражают свои чувства и считывают эмоции окружающих.

*Установка контакта с детьми

*Формулировка основных правил поведения

*Обучение детей соблюдению правил

*Обучение детей оценивать свое поведение

*Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило

*Нарушение правил и дальнейшее поведение

Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы. Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе. Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?

Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты. А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств. А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.

Установка контакта с детьми

Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом.

Как завоевать авторитет?

Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”. Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях. Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.

Формулировка основных правил поведения

Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.

Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”.

Обратите внимание, что мы написали две формулировки - запрет и вариант альтернативного поведения. Запрет должен касаться не самих эмоций и желаний, а способа их выразить. Например, злиться допустимо, но нельзя бить другого ребенка. Аналогичным образом нужно формулировать другие правила. Их должно быть не больше пяти.

Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.

Обучение детей соблюдению правил

Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.

А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить. Сначала дети будут часто нарушать правила, но постепенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”. Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.

Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.

Обучение детей оценивать свое поведение

Способность анализировать свое поведение влияет на соблюдение правил. Нарисуйте таблицу, в которой дети будут каждый день отмечать уровень своей дисциплины по основным правилам. Если ребенок считает, что он сегодня хорошо себя вел, он рисует в таблице зеленый кружочек. Если он вел себя неплохо, но нарушил некоторые правила, он рисует желтый кружочек. А если вел себя плохо – красный.

Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.

Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило

Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.

Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его.

Нарушение правил и дальнейшее поведение

Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание. Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится. Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.

Если ребенок  и дальше  нарушает дисциплину, поставьте его перед выбором - либо он выполняет правило, либо получает наказание. Цель не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы он сделал выбор. Если мальчик бегает по классу, окликните его и остановите. Скажите: “Я вижу тебе хочется подвигаться. По классу бегать нельзя. Ты можешь пойти в соседнюю комнату попрыгать на батуте. Если продолжишь бегать, значит ты выбираешь просидеть 10 минут на стуле для размышлений”.

Вы можете выбрать любые методы для улучшения дисциплины в группе, но они не должны ущемлять достоинства ребенка. Требовательность к соблюдению дисциплины должна сочетаться с уважением к малышам. Воспитателю следует смотреть на ситуацию с позиции ребенка - поставить себя на его место и попытаться понять причину нарушения дисциплины.

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Сост. Н.В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.

2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - С.49-53.

3. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С.57-64.

4. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М.: Педагогика, 2004. - 232 с.

5. Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. Современная воспитательная система детского сада. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 12 - 17.

6. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 192 с.

7. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

8. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.

9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Владос, 2004. - 416 с.

10. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. - 2006. - №1 - С.34-37.

11. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.

12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2001. - 253 с.

13. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Тренинговая программа адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. - М.: генезис, 2000. - 123с.

14. Роньжина А.С. Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: книголюб, 2003. - 72с.

15. Самарина Л.В., Холопова В.А. Открой новый мир. Программа адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Сборник: воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 221с.

16. Смирнова Е.О. Социализация детей раннего возраста. Сборник: Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. - СПб., 2003. - 221с.

17. Социальная адаптация детей в ДОУ / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. - М., 1980. - 315с.

18. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.46-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.

Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...

Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.

Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК «ЧУДЕСНАЯ ИСТОРИЯ» ДЛЯ ГРУПП АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ВЕСНУШКИ»

НОВОГОДНИЙ УТРЕННИК «ЧУДЕСНАЯ ИСТОРИЯ» ДЛЯ ГРУПП АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ «ВЕСНУШКИ» ...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДОУ

В 2018 году наш детский сад стал одним из участников государственной программы Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»....

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Создание условий для успешной адаптации и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей ОВЗ в условиях ДО

В дошкольном учреждении для беспрепятственного входа и выхода в здание детского сада и транспортировки инвалидов колясочников установлен пандус с соблюдением нормативных требований. ...

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы педагога-пси...