Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
статья (младшая группа)

Железнова Елена Радиславовна

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» как средство адаптации и социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Опыт работы педагога-психолога Железновой Е.Р.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир»

как средство адаптации и социализации детей раннего возраста

к условиям дошкольного образовательного учреждения

Железнова Елена Радиславовна

                                                                                                    педагог – психолог

                                                                                     МАДОУ № 15 «Сибирячок»

С начала учебного года в МАДОУ № 15 функционирует социально-игровая студия игры с кинетическим песком «Понарошкин мир» для детей младшего дошкольного возраста. С целью организации детской деятельности мною разработана  авторская программа дополнительного образования «Игры с кинетическим песком», которая реализуется в течение года.

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, в соответствии  со способностями, с учетом особенностей темперамента  детей.

Цель программы: создание условий для социально – коммуникативной  деятельности и развития представлений об окружающем мире у дошкольников младшего возраста при интегративном взаимодействии восприятия произведений художественной литературы, игр с кинетическим песком.  

Обучающие:

- способствовать формированию первичных представлений о многообразии предметного окружения;

- формировать первичные представления детей о себе и ближайшем социальном окружении;

- содействовать формированию первичных представлений о природном многообразии;

- упражнять в элементарной характеристике образов литературных персонажей;

- расширять представления детей о свойствах кинетического песка,  вспомогательных материалов, оборудования;

- совершенствовать операционально-технические возможности руки в процессе выполнения игровых заданий с песком, неоформленным материалом.

Развивающие:

- содействовать развитию у детей способности к эмоционально-заинтересованному восприятию художественного слова и осмыслению содержания;

- развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в социальном и природном мире;

- способствовать развитию изобразительных возможностей детей  в процессе работы с разнообразными материалами;

- оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативной сферы ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослым.

Воспитывающие:

- воспитывать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к индивидуальным поделкам из песка и совместным  продуктам  деятельности;

- способствовать формированию социально-значимых личностных качеств: самостоятельность, целенаправленность действий, уважительное отношение к окружающим, умение вступать в коммуникативное взаимодействие;

- формировать адекватное межличностное поведение в группе сверстников.

     Отличительной особенностью программы «Игры с кинетическим песком» для младших дошкольников является интегрированный характер содержания детских видов деятельности. В данной программе теоретическая и практическая часть объединены одной  тематической направленностью, имеют общие задачи и включены в состав одного интегрированного занятия. В теоретическую часть планирования интегрированной деятельности входит: знакомство с художественным произведением для детей (рассказы, стихотворения, малые фольклорные формы, сказки). Практическая часть на занятии представлена играми, экспериментированием и выполнением изображений из  кинетического песка. Готовые пластические образы фотографируются и создается продукт – книжка-малышка, картины для интерьера ДОУ.

     Мною разработан и реализуется в течение года календарный график организации детской деятельности в студии «Понарошкин мир».

Фрагмент планирования.

Дата.

Время пров-ния.

Форма

Тематическая

направленность.

Содержание.

Место

пров-ния.

Материал.

Форма контроля.

16

сентября

15.20 – 15.40

Подгрупповые занятия

6 – 8 детей.

«Овощи для Зайки»

Прослушивание

музыкального произведения.

Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик».

Практическая деятельность с песком.

Обыгрывание («Покормим Зайку»).

Студия

Кинетический песок трех цветов, формочки овощей.

Образная игрушка заяц.

Аудиозапись «Звуки осеннего леса» //

Беседа по итогам работы.

Анализ поделок.

     В процессе занятий по программе сочетаю восприятие художественно-литературных произведений с релаксационными играми и созданием пластических образов из кинетического песка. В программе использованы классические литературные произведения для детей авторов России и других стран, фольклор народов мира. В процессе проведения организованной деятельности с воспитанниками, обеспечиваю положительный психоэмоциональный фон посредством общения с художественным словом, способствую гармонизации детско-взрослых отношений через игру  и направляю воспитанников на создание поделок с использованием кинетического песка. Данная программа является вариативной. При необходимости допускается корректировка тем, изменение вариантов восприятия литературного материала, обогащение содержания детской деятельности, авторская интерпретация  содержания знакомых игр (например: чтение произведение педагог заменяет театрализованным показ с использованием разных видов театра, применяет аудиозапись произведения или демонстрирует мультфильм; знакомая детям кнопочная мозаика переносится на «песочную полянку», вместо специальной доски).

       Организация работы студии по освоению программного материала «Игры с кинетическим песком» планируются во вторую половину дня пребывания детей в детском саду.  Занятия имеют определенную структуру,  тематически направлены и организуются 1 раз в неделю.  Каждое занятие начинается с сюрпризного момента, игры или восприятия художественного произведения. Это способствует эмоциональному настрою, направляет активность в познавательное русло и способствует возникновению интереса к практической деятельности.  В ходе восприятия произведений детской литературы и беседы сообщаю дошкольникам младшего возраста необходимые сведения, на базе которых и разворачивается познавательная и практическая деятельность детей. Подвожу малышей к  тому, чтобы они экспериментировали, учились рассуждать, сами задавали вопросы, общались. На следующем этапе занятия мы приступаем к работе с песком. Работа с пластичным, податливым материалом снимает эмоциональное напряжение у малышей, вызывает желание экспериментировать с ним, сооружать разнообразные тематические композиции. Чтобы поддержать детский интерес, на  занятиях использую разнообразный игровой, формовочный, декоративный и неоформленный материал. В процессе деятельности создаю условия для детского общения и взаимодействия. Малыши могут выполнять работу индивидуально, в парах или в малых группах, создавая тематическую композицию. Умение работать сообща, взаимодействовать, делиться, демонстрировать постройку педагогу и сверстникам – очень важно при формировании и развитии коммуникативных навыком младших дошкольников. Увлекательная игровая  деятельность с кинетическим песком,  совместное творчество способствуют формированию коммуникативных способностей и приобретению опыта социального взаимодействия.  

   Мониторинг освоения программы проводится в рамках психолого-педагогической диагностики усвоения приобретенных умений и направлен на оценивание созданных условий в процессе образовательной деятельности, эффективности педагогических действий. Оценочные материалы включают показатели  измерения освоения программы и фиксируются в диагностических картах.

В результате освоения программы дети знают:

  • способы ведения беседы в группе сверстников при обсуждении воспринятого литературного произведения;
  • назначение основных и вспомогательных  материалов, инструментов для практической деятельности с кинетическим песком;
  • разные способы изображения предметов, объектов из кинетического песка;
  • этапы практической самостоятельной работы (последовательность действий в процессе деятельности с песком и неоформленным материалом);
  • правила техники безопасности в процессе использования материалов, инструментов.

По окончании реализации программы дети умеют:

  • соотносить пластическое изображение предмета с реальными объектами действительности;
  • пояснять простейшие взаимосвязи в социальном и природном мире;
  • эмоционально заинтересованно воспринимать содержания художественных произведений;
  • самостоятельно создавать изображения из кинетического песка по мотивам произведений;
  • проявлять в процессе создания поделки индивидуальность;
  • самостоятельно, эстетически грамотно использовать средства выразительности при работе с песком (удачные композиционные, цветовые решения);
  • инициировать простейшее коммуникативное взаимодействие со сверстниками и взрослым.

     Таким образом, в процессе комплексного сочетания таких видов детской деятельности как восприятие художественной литературы и игра с кинетическим песком, у детей младшего дошкольного возраста в «интересно оправленной форме» пополняются и расширяются имеющиеся представления о мире, о взаимоотношениях людей в социокультурном пространстве, обогащается словарь, развиваются речь, коммуникативные навыки, воображение. В процессе психолого-педагогического воздействия, основанного на грамотном вовлечении в познавательно-игровую деятельность в условиях студии, каждый ребенок перестает быть «интересующимся потребителем информации», а он становится активным субъектом в познании окружающего мира и самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...

Доклад на областном семинаре: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

«Организация пространственно-предметной среды дошкольного учреждения как условия воспитания детей раннего возраста»...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...