Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Краски творчества» (нетрадиционные техники рисования)
рабочая программа
Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через освоение нетрадиционных техник изображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_platnaya_kraski_tvorchestva_2021g.docx | 58.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Муниципальное образование Нефтеюганский район Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района
НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Детский сад «Лесовичок»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
НРМ ДОБУ «Д/с «Лесовичок»
Протокол № 1
От 25.08 2021 г.
УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
НРМ ДОБУ «Д/с «Лесовичок»
_______Е. И. Пулик
Приказ №397-0 от26.08.2021 г.
Дополнительная общеобразовательная
Общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию
«Краски творчества»
(нетрадиционные техники рисования)
Автор:
Педагог дополнительного образования
Игнатова Т. В.
гп. Пойковский
2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ…………………………………………...3
Пояснительная записка……………………………………………………….....3
Цели и задачи……………………………………………………….……………4
Принципы лежащие в основе программы……………………………………...5
Категория дошкольников………………………………………………………..6
Ожидаемые результаты………………………………………………………….9
Мониторинг результатов образовательной деятельности…………………...10
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ……………………………..12
Основные формы и методы работы………………………………………...…12
Проектирование образовательного процесса………………………………...17
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………….27
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………...27
Материально техническое обеспечение………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………….27
Пояснительная записка
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных- дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждают детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот , подавляют развитие личности. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не доится, что у него что-то не получится, - немного техники и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения рук.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет и как самостоятельное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становится узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести необходимые знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности которые сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.
Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучения способов действия, развития творчества. Все эти процессы тесно связаны, их единству помогают методы и приемы используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, эмоционально-образного восприятия изобразительного искусства, художественно-образного начала в рисунках.
Актуальность программы:
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизной и отличительной особенностью программы
«Краски творчества» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты , природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через освоение нетрадиционных техник изображения.
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
Воспитательные
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности .
Образовательные:
- Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развивать творческие способности детей.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы лежащие в основе программы
- Принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
- Принцип культуросообразности: знакомство с историей материалов и техник;
- Принцип доступности: учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- Принцип поэтапности: последовательность, приступая к очередному этапу нельзя миновать предыдущий;
- Принцип динамичности: от простого к сложному;
- Принцип сравнений: разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразия материала;
- Принцип сотрудничества; совместная работа с родителями.
Категория дошкольников
Возраст детей 3-4 лет.
В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер.
Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками.
У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, пластилином переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности.
Возраст детей 4-5 лет.
В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.
Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов, довольно широк. В рисунках появляются детали. Графическое изображение человека характеризуется наличием частей тела, частей головы, одежды и ее деталей. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
В процессе восприятия произведений изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
Возраст детей – 5-6 лет.
Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Возраст детей 6-7 лет.
В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. В этом возрасте продолжается развитие наглядно образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.
Планируемые результаты
Перспектива
Овладение знаниями в области различных художественных, нетрадиционных и комбинированных технологий и применение их в жизни. Умение самостоятельно переносить усвоенные знания в новую ситуацию, комбинировать новые способы деятельности. Участие детей в выставках художественного творчества, окружных и международных конкурсах. Создание выставки детских работ.
Воспитанники 3-5 лет должны уметь:
- Проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, печатанье по трафарету, рисование картоном, салфеткой, поролоном.
- Украшать силуэты игрушек элементами дымковской, хохломской росписи.
- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
- Делать фон для своей будущей работы.
- Составлять узоры и предметы из геометрических фигур.
Воспитанники 5-7 лет должны уметь:
- Умеет организовывать свое рабочее место;
- Уверен в действиях и ответах в течении НОД;
- Уверенно использует способы нестандартного раскрашивания;
- Умеет экспериментировать с изобразительными материалами;
- Умеет передавать личное отношение к объекту изображения;
- Умеет четко работать с инструментами;
- Умеет штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
- Завершает работы декором;
- Развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
- Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Мониторинг образовательной деятельности по программе кружка
«Краски творчества»
Оценка становления основных характеристик освоения НТР ребенком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт. Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения , которые накопились за время кружковой работы.
Качественные характеристики | ||
Низкий уровень (0 балл) | Средний уровень (1 балла) | Высокий уровень (2 балла) |
НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа. | НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога. | По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует НТР. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа. |
Диагностика проводится два раза в год: в октябре , апреле |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Основные этапы реализации:
На 1 этапе- репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе- конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе- творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
Основные применяемые технологии:
- Здоровье сберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии.
- Технология исследовательской деятельности.
- ИКТ
Виды и техники нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметри изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размазанный.
Структура программы:
Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации его как творческой личности.
Программа составлена по возрастным группам и охватывает три этапа:
1 этап - Диагностический (2- младшая, средняя группа).
2 этап – Практический (старшая группа).
3 этап – Обобщающий (подготовительная группа).
Структура занятия:
1. Вступительная беседа (2-8 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается рабочее настроение, он знакомится с новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями.
2. Выполнение задания (6-25 мин).
3. Заключительная часть (2-8 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности. Предполагается и интегрированность, дающая возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа.
Проектирование образовательной деятельности
Программа кружка «Краски творчества» рассчитана на один год обучения:
Возрастная категория детей посещающих кружок 3-7 лет.
Учебный период начинается с 1 октября и заканчивается 30апреля.
Занятие проводится 1 раз в неделю, по средам в 16.00-16.20, 16.30-16.55
Вид проведения: подгрупповой.
Списочный состав группы – 10 воспитанников.
Количество занятий в год: – 28 .
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения | дети 3–4 лет | Младший дошкольный возраст | 15 минут (один академический час) |
Второй год обучения | дети 4–5 лет | Средний дошкольный возраст | 20 минут (один академический час) |
Третий год обучения | дети 5–6 лет | Старший дошкольный возраст | 25 минут (один академический час) |
Четвертый год обучения | дети 6–7 лет | Подготовительная к школе группа | 30 минут (один академический час) |
Количество часов в год:
Младший дошкольный возраст | 420 минут или 7 часов |
Средний дошкольный возраст | 560 минут или 9 часов |
Старший дошкольный возраст | 700 минут или 11,5 часов |
Подготовительная к школе группа | 840 минут или 14 часов |
Перспективный план работы по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе по художественно-эстетическому развитию
«Краски творчества» на 2021-2022г.
2 младшая, средняя группы
№ | Тема (техника) | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь | |||
1 | Мой любимый дождик | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приемы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передовая его характер, используя точку и линию как средство выразительности. | Лист бумаги с наклеенной тучкой, синяя гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации и эскизы. |
2 | Подсолнухи | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. | Лист бумаги с нарисованным кругом и лепестками, черная гуашь в мисочках, ватные палочки. |
3 | Фрукты | Учить детей рисовать фрукты, используя шаблон при помощи пупырчатого целлофана | Лист бумаги, мисочка с гуашью( красный, желтый зеленый) , шаблон фруктов, шаблон вазы. |
4 | Осеннее дерево | Познакомить с приемами печати печатками, развивать интерес к рисованию, воспитывать аккуратность | Лист бумаги, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания иллюстраций. |
Ноябрь | |||
5 | Ежик | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов. |
6 | Звездное небо (фотокопия) | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования | Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. |
7 | Ковер из осенних листьев | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Листья, трафарет, акварельные краски, кисточки |
8 | Осеннее дерево | Учить изображать изображаемого предмета, используя различные | Трафарет, акварельные краски, кисточки |
Декабрь | |||
9 | Ежики на опушке. | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Лист А4,акварельные краски, кисточки |
10 | Кошечка | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Лист А4,акварельныекраски, кисточки |
11 | Снежок | Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Монотипия. Рисование пальчиками |
12 | Красивая тарелочка | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | |
13 | Фантазии | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение | Лист А4, акварельные краски |
Январь | |||
14 | Вечер | Черно-белый граттаж. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Лист А4,акварель |
15 | Снежинки | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Картон, клей, цветная бумага |
16 | Волшебная птица | Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи). | Лист А4, акварель,гуашь |
Февраль | |||
17 | «Папочка» | Создание праздничной открытки для пап. Ознакомление с правилами работы акварельными карандашами. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Акварельная бума- 1 га (А4), акварельные карандаши, баночки с водой, кисти, георгиевские ленточки, клей. Готовые открытки. |
18 | Любимый узор | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками |
19 | Граттаж «По сугробам» | Знакомство с техникой изобразительного искусства «Граттаж», объяснить последовательность выполнения зимнего пейзажа, Выполнение работ на выставку, развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Листы бумаги А4, хозяйственное мыло, кисти, гуашь (черная, синяя, фиолетовая, голубая), стеки, одноразовые тарелки, стаканчики с водой. Готовые работы, выполненные в технике «Граттаж». |
Март | |||
20 | «Зимняя сказка» | Продолжать знакомить детей с техникой изобразительного искусства «Граттаж». Закрепить навыки работы с мыльным раствором. Выполнение работ в технике «Граттаж». Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Листы бумаги А4, хозяйственное мыло, кисти, гуашь, стеки, одноразовые тарелки, стаканчики с водой. |
21 | Штрихование «Ежик» | Создание трафарета - ёжик, с помощью картона. Выполнение композиции в технике «Штрихование», закрепляем навыки ровного и аккуратного штриха, учимся высветлять и затемнять элементы работы при помощи силы надавливания. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Картон, клей- карандаш, ножницы, листы бумаги А4, простые карандаши, цветные карандаши, трафарет -ёжик. Готовые работы выполненные в технике «Штрихование». |
22 | «Яркий букет» | Выполнение работ с помощью масляной пастели. Формировать навыки плотного закрашивания, без просветов, умение высветлять и затемнять элементы рисунка за счет надавливания. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Листы бумаги А4, масляная пастель. Готовые работы выполненные пастелью. |
23 | Отпечатки мыльных пузырьков «Подводное царство» | Выполнение работ с помощью гуаши и жидкого мыла. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Воспитывать аккуратное отношение к рабочему месту, к материалам которыми выполняется работа. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Гуашь, вода, жидкое мыло, листы бумаги А4, трубочки из под сока, одноразовые тарелки. |
24 | Тиснение «Подарок маме» | Знакомство с техникой изобразительного искусства «Тиснение», история появление. Выполнение открыток для мам с помощью фольги. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Фольга, заготовки (на листе А4 изображение цветов простым карандашом), стеки, картон, ножницы, клей карандаш. Готовые работы, выполненные в технике «Тиснение» |
Апрель | |||
25 | Рисование ладошками «Солнышко» | Упражнять в рисование пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | Лист А4, пальчиковые краски , салфетки |
26 | «Яблонька» | Выполнение работ с помощью акварельных карандашей. Закрепление навыков работы акварельными карандашами. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Акварельная бумага, акварельные карандаши, стаканчики с водой, кисти. Готовые работы выполненные акварельными карандашами. |
27 | «Соленый пейзаж» | Создание текстурного фона с помощью акварели и соли. Знакомство с понятие - текстурная бумага. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Акварельная бумага, акварель, поролоновые палочки, стаканчики с водой, крупная поваренная соль, готовые работы. |
28 | «Весеннее превращение» | Выполнение работ с помощью акварели и целлофановых пакетов. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Воспитывать аккуратное отношение к рабочему месту, к материалам, которыми выполняется работа. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Акварельная бумага, акварель, целлофановые пакеты, стаканчики с водой, готовые работы. |
Количество занятий: - 28 |
Перспективный план работы по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе по художественно-эстетическому развитию
Краски творчества» на 2021-2022г.
Старшая, подготовительная группы
№ | Тема (техника) | Программное содержание | Оборудование |
Октябрь | |||
1 | Окраска воды(освоение цветовой гаммы) | Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность | Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? 2 прозрачные баночки с водой, красная гуашь |
2 | Осеннее дерево | Познакомить с приемами печати печатками, развивать интерес к рисованию, воспитывать аккуратность | Лист бумаги, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания иллюстраций. |
3 | Подсолнух | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. | Лист бумаги с нарисованным кругом и лепестками, черная гуашь в мисочках, ватные палочки. |
4 | Красивый букет( печатание растений) | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
Ноябрь | |||
1 | Загадки(ниткография) | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. | Чем можно рисовать, чтобы получились красивые рисунки? Волшебные нитки рисуют загадки, а дети отгадывают. Дети рисуют и пытаются увидеть в изображении сходство с каким-либо предметом Нитки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага. |
2 | Синий вечер(линогравюра) | Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук. | Чтение стихотворения Фетисова «Синий вечер». Показать, как лучше расположить силуэты. Объяснить последовательность выполнения работы. По 2 листа белой бумаги , на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка |
Ноябрь | |||
5 | Вылечим зайчонка(пальцевая живопись) | Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. | Лист А4,карандаш,листья |
6 | Портрет зайчонка(силуэтное рисование) | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования . Развивать чувство композиции | Цветная бумага, ножницы, клей, лист А4 |
7 | Домик(печатание) | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати | Листья, трафарет, акварельные краски, кисточки |
8 | Ежик(метод тычка) | Учить изображать изображаемого предмета, используя различные | акварельные краски, кисточки |
Декабрь | |||
9 | Укрась рукавицу(работа со знакомыми техниками) | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. | Лист А4,акварельные краски, кисточки |
10 | Береза в снегу(метод тычка) | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции | Лист А4,акварельныекраски, кисточки |
11 | Узоры на окнах(раздувание капли) | Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции | Монотипия. Рисование пальчиками |
12 | Звездное небо(фотокопия) | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | |
13 | Невидимки(линия как сдедство выразительности) | Кляксография, «знакомая форма – новый образ» Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение | Лист А4, акварельные краски |
Январь | |||
14 | Нарисуй что хочешь(работа со знакомыми техниками) | Черно-белый граттаж. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Лист А4,акварель |
15 | Загадки(рисование над пламенем свечи) | Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | Картон, клей, цветная бумага |
16 | Новые игрушки(кубизм) | Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу (из цветов и листьев городецкой росписи). | Лист А4, акварель,гуашь |
Февраль | |||
17 | Мой сон(работа со знакомыми техниками) | Создание праздничной открытки для пап. Ознакомление с правилами работы акварельными карандашами. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Акварельная бума- 1 га (А4), акварельные карандаши, баночки с водой, кисти, георгиевские ленточки, клей. Готовые открытки. |
18 | На что похоже(аппликация с дорисовыванием) | Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) | Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками |
19 | Граттаж «По сугробам» | Знакомство с техникой изобразительного искусства «Граттаж», объяснить последовательность выполнения зимнего пейзажа, Выполнение работ на выставку, развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Листы бумаги А4, хозяйственное мыло, кисти, гуашь (черная, синяя, фиолетовая, голубая), стеки, одноразовые тарелки, стаканчики с водой. Готовые работы, выполненные в технике «Граттаж». |
Март | |||
20 | Придумай и дорисуй | Продолжать знакомить детей с техникой изобразительного искусства «Граттаж». Закрепить навыки работы с мыльным раствором. Выполнение работ в технике «Граттаж». Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Листы бумаги А4, хозяйственное мыло, кисти, гуашь, стеки, одноразовые тарелки, стаканчики с водой. |
21 | Открытка(техника тиснения) | Создание трафарета - ёжик, с помощью картона. Выполнение композиции в технике «Штрихование», закрепляем навыки ровного и аккуратного штриха, учимся высветлять и затемнять элементы работы при помощи силы надавливания. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Картон, клей- карандаш, ножницы, листы бумаги А4, простые карандаши, цветные карандаши, трафарет -ёжик. Готовые работы выполненные в технике «Штрихование». |
22 | Облака(рисование по сырому фону) | Выполнение работ с помощью масляной пастели. Формировать навыки плотного закрашивания, без просветов, умение высветлять и затемнять элементы рисунка за счет надавливания. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Листы бумаги А4, масляная пастель. Готовые работы выполненные пастелью. |
23 | Отпечатки мыльных пузырьков «Подводное царство» | Выполнение работ с помощью гуаши и жидкого мыла. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Воспитывать аккуратное отношение к рабочему месту, к материалам которыми выполняется работа. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Гуашь, вода, жидкое мыло, листы бумаги А4, трубочки из под сока, одноразовые тарелки. |
24 | По замыслу(совместное рисование) | Знакомство с техникой изобразительного искусства «Тиснение», история появление. Выполнение открыток для мам с помощью фольги. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Фольга, заготовки (на листе А4 изображение цветов простым карандашом), стеки, картон, ножницы, клей карандаш. Готовые работы, выполненные в технике «Тиснение» |
Апрель | |||
25 | Цветик семицветик(освоение цветовой гаммы) | Упражнять в рисование пальчиками, скатывание шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитывать у ребенка художественный вкус. | Лист А4, пальчиковые краски , салфетки |
26 | Грибная полянка(техника акватуши) | Выполнение работ с помощью акварельных карандашей. Закрепление навыков работы акварельными карандашами. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. | Акварельная бумага, акварельные карандаши, стаканчики с водой, кисти. Готовые работы выполненные акварельными карандашами. |
27 | «Соленый пейзаж» | Создание текстурного фона с помощью акварели и соли. Знакомство с понятие - текстурная бумага. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Акварельная бумага, акварель, поролоновые палочки, стаканчики с водой, крупная поваренная соль, готовые работы. |
28 | Одуванчики(рисование мыльными пузырями) | Выполнение работ с помощью акварели и целлофановых пакетов. Развивать фантазию и творчество детей, формировать эстетический вкус. Воспитывать аккуратное отношение к рабочему месту, к материалам, которыми выполняется работа. Развивать интерес к экспериментальной деятельности. | Акварельная бумага, акварель, целлофановые пакеты, стаканчики с водой, готовые работы. |
Количество занятий: - 28 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
- методические пособия и книги по нетрадиционным техникам рисования;
- готовые изделия в техниках: монотипия, линогравюра, набрызг и т.д.
- инструменты, материалы и принадлежности.
Материально техническое обеспечение
Бумага (А4, АЗ), акварельная бумага, карандаши простые, фломастеры, карандаши цветные, кисти (акварельные и клеевые), акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, масляная пастель, фломастеры, мел, клей ПВА, клей карандаш, ножницы, салфетки тканевые, салфетки бумажные, пластиковые поверхности (А4), целлофановые пакеты, Нитки шерстяные, поролон, губки, поролоновые палочки, палитра, парафин (свеча), мыло хозяйственное, жидкое мыло, трубочки из под сока, крупная поваренная соль, стаканчики для воды, стирательные резинки, одноразовые тарелки, вата, зубочистки, ватные палочки, оргстекло.
Список литературы:
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду.-М.,2006
- Белашова ТА. Нетрадиционные техники рисования пейзажа в подготовительной группе. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – М., 2005.
- Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя мир!. - М.: «Просвещение», 1992.
- Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.-М.:ТЦ «Сфера», 2004.
- Копцева Т.А. Природа и художник. - М.: творческий центр «Сфера», 2001.
- Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. - СПб.: «Детство-пресс», 2004.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
- Ляхович С.В. Занятия по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с нетрадиционными художественными техниками. - Ханты-Мансийск.: «Информационно-издательский центр», 2009.
- Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет.-М.:ТЦ «Сфера», 2004.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». - Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2004.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. - М.: Творческий центр «Сфера», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства детей дошкольного возраста.
Представлена пояснительная записка , программа и несколько уроков по Борецкой и Пермогорской росписи....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновый калейдоскоп» (5-6 лет старшая группа)
Учить приемам работы с пластилином...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) ( 5 – 7 лет )
Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относите...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности по развитию творческой активности детей через овладение навыками анимационных техник для детей 6-7 лет «Мультстудия МультСад»
Мультипликация даёт возможность проявить свои способности в рисовании и различных видах прикладного искусства, музыке, речевом развитии; получить навыки работы с техническим оборудованием. Дошкольники...