Рабочаяя программа "Осень - дивная пора"
рабочая программа (средняя группа)

Брюнина Юлия Алексеевна

Рабочая программа для средней группы на тему "Осень-дивная пора" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen-divnaya_pora.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект для средней группы «Осень – дивная пора».

Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

    Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

Вид, тип проекта: краткосрочный, исследовательско - творческий, групповой.

Цель проекта: познавательно-исследовательская деятельность по изучению

природы в осенний период времени.

Срок проведения: октябрь 2022

Количество участников проекта: дети группы «Почемучки», воспитатели, родители воспитанников

Задачи проекта:

- расширить представления об изменениях в природе осенью;

- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой

природы;

- привлечь внимание к окружающей природе и её объектам;

- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира,

разнообразия его красок и форм;

- способствовать формированию умения передавать в рисунке красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки; развивать эстетическое восприятие;

- привлекать родителей к жизни группы;

Возраст детей: с 4 до 5 лет (средняя группа).

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

Ожидаемые результаты :

• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

• активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

• воспитание экологического сознания детей группы;

• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

• конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

План - схема осуществления проекта " Осень – дивная пора"

(средняя группа « Почемучки»)

Познание

Беседы об осени: « Осень – чудесное время года», « Перелётные птицы»,  «Листопад», «Приметы осени», «Что мы знаем про осень?», «Правила поведения в лесу».

Д/и  «Запасы зверей» Цели:   совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.

Д/и  «Хлопай в ладоши»

Цель:   закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,

находить их на картинках, развивать слуховое внимание.

Д/и «Что бывает осенью?»

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Д/и «Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Д/ и: «Найди ошибку»

Цель: развивать мышление, внимание; учить выделять признаки осени.

Здоровье

Ежедневные прогулки;

П/и «Тучи», «Пугало», « Волшебный кубик» , «Ягоды, грибы, орехи»,     «Гуси и волк» , «Ручеек» , «Сыч и мышата» , «Ветер и деревья».

 Хороводные игры «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Огородная –хороводная», «Мишка».

Физкультминутки:  «Листики», « Собираем сливы».

Коммуникация

Творческое рассказывание детей по темам: «Что я видел по дороге в детский сад», « Мы гуляли в парке»;

Рассматривание сюжетных картин;

Пальчиковые игры: «Грибы», «Капуста», «Осенние листья», «Ягоды», «Вышел дождик погулять»;

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты»,

Игры: «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно»;

Загадки на тему осени;

Чтение художественной литературы

Пословицы, загадки, поговорки, потешки;

Чтение и заучивание стихотворений об осени;

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова;

Чтение «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерёва;

Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова;

Чтение М.Пришвина « Осенние листики»;

Чтение Е.Исаевой «Секреты осеннего леса»;

Чтение Скребицкого « Осень»;

Рисование красками: «Деревья в золотом убранстве», «Осенние краски».

Аппликация: «Грибочки», коллективная работа «Осенний лес»;

Работа с родителями

- Консультации: «Осенняя прогулка», «Осень без простуды».

- Совместная экскурсия в осенний парк.

Социализация

Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «Огород», «Семья собирается на прогулку»;

Игра – драматизация сказки «Репка», «Под грибом»;

Игра «Что нам осень принесла»;

Д/и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты»;

П/и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок»;

Труд: «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке;

Участие в выставке детского сада «Мистер Кабачок» (поделки из кабачков);

Музыка

Слушание: И. П. Чайковского «Времена года», А Вивальди «Осень», детских песен об осени; 

Разучивание песни об осени: «Осень в золотой косынке»;

Итоговое мероприятие: выставка коллективной работы «Грибная поляна в осеннем лесу».

Практический этап

- реализация комплексного проекта « Осень – дивная пора" с участниками проекта.

 

В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, экологические сказки, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательного характера, экологические игры - путешествия, эксперименты.

В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды, семена цветов, собранных детьми с клумб участка, осенние букеты из листьев, поделки - сотворчество с родителями из природного материала.

       Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи;

холодно - лужи долго не высыхают;

солнце нет - пасмурно, темно;

дует ветер - по небу быстро двигаются облака;

ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд;

солнце днём очень низко над горизонтом.

 

       Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.

 

      Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

 

      Во время прогулок организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к дереву беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".

Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

 

     Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы «Почемучки», а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Заключительный этап:

- Выставка коллективной работы «Грибная поляна в осеннем лесу»;

- Презентация для детей «Осень – дивная пора».

Приложение1

Физминутки осенние:

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Присели.)

 

Беленькое облако (руки изображают округленную тучку)

Поднялось над крышей (поднимаем руки над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше. (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (покачивать руками из стороны в сторону над головой)

Зацепил за ручку (сцепить руки над головой)

Превратилось облако

В дождевую тучку (руками описать большой круг перед собой и опустить. Присесть)

 

Тучи в небе кружатся,

(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)

Что ни шаг, то лужица.

(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)

День осенний хмурится,

(Руки на поясе — повороты влево вправо.)

Листопад на улице.

(Кружатся на месте.)

По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)

Желтая метелица.

 

Гриша шёл, шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз-грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок.

 

Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап! (Касаются стола кистями рук.)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох. (Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко.)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поо-чередно всех пальцев левой руки.)

Кто нашел его, друзья? (Сжав все пальцы, левой руки, кроме мизинца, показывают его.)

Это я, я, я!

Приложение 2

Картотека загадок и поговорок про осень.

 

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...(Осень)

 

Листья падают с осин,

мчится в небе острый клин(Осень)

 

 

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я - ...(Осень)

 

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

 

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ!(Поздняя осень)

 

Рыжий Егорка

Упал на озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.(Осенний лист)

 

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан ... (Иней)

 

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто ... (Листопад )

 

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

 

Картотека загадок про овощи, фрукты и ягоды.

 

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?(Огурец)

 

 

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.(Лук)

 

Сто одежек — Все без застежек.(Капуста)

 

Это вовсе не игрушка — Ароматная…(Петрушка)

 

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.(Картошка)

 

Лоскуток на лоскутке — зеленые заплатки,

Целый день на животе нежится на грядке.(Капуста)

 

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных. (Кукуруза)

 

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.(Свекла)

 

Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.(Лук)

 

Маленький и горький, луку брат.(Чеснок)

 

Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет. (Лук)

 

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок — Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький. (Огурец)

 

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.(Репка)

 

Кругла да гладка,

Откусишь-сладка.

Засела крепко

На грядке… (Репка)

 

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.(Морковь)

 

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

 

В огороде — желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена. (Тыква)

 

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.(Капуста)

 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(Лук)

 

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.(Морковь)

 

Голова на ножке, в голове горошки.(Горох)

 

Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.(Огурцы)

 

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко.(Яблоко)

 

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь  — очень гладкая,

На вкус  — как сахар сладкая.(Морковь)

 

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?(Репка)

 

Я румяную Матрешку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрешка

Упадет сама в траву.(Яблоко)

 

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид - похож на мяч.(Арбуз)

 

 Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.(Яблоко)

 

Пословицы про осень

Осень идет и дождь за собой ведет.

Осенний дождь мелко сеет, да долго тянется.

Жили у брата три сестрицы: весна – молодица, зима – белолица и осень – водяница.

Летом ведро воды – ложка грязи, осенью ложка воды – ведро грязи.

Весной дождь парит, а осенью – мочит.

Весной что рекой прольет -  капли не видать; осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай.

Сентябрь птиц в дорогу погнал.

Птицы улетают низко – к теплой зиме, а если летят высоко – к холодной зиме.

Строгой зима будет, если птицы в отлет дружно пошли.

Воздвиженье – последний воз с поля сдвинулся, птица в отлёт пошла.

Теплая осень — к долгой зиме.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме. Раннее опадание листвы — к ранней зиме. Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осень-дивная пора"

Сценарий развлечения в средней группе с Дворником, Мухомором и инсценировкой "Лесной зонтик"...

"Осенние приметы-дивная пора"

Презентация совместного с родителями экологического развлечения...

"Короткая, но дивная пора…"

Презентация времени года - осень....

проект в средней группе " Осень- дивная пора"

В материале предоставлены материалы для проведения проекта об осени: дидактические игры, подвижные игры, темы для лепки, рисования, аппликации...

Конспект НОД "Природы дивная пора"

Конспект НОД в подготовительной группе...

"Осень - дивная пора"

Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про вр...

"Осень дивная пора"

Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы плас...