Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Край, в котором ты живешь" в подготовительной группе
методическая разработка (подготовительная группа)

Избицкая Ольга Сергеевна

Нравственно - патриотическое воспитание по теме "Край, в котором ты живешь". В блоке беседы, сюжетно ролевые игры, дидиктические, художественная литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно -патриотическое воспитание по теме

«Край, в котором ты  живешь»

«Край, в котором ты живешь»

Дидактическая игра «Кто в какой стране живет»

 

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Ход игры

Воспитатель. Давайте вспомним жителей разных стран.

Воспитатель задает вопрос, дети отвечают. На наборное плотно

выставляется картинка с изображением ребенка, который держит

в руках соответствующий национальный флаг

Воспитатель.

Кто живет в Америке? — Американцы.

Кто живет в России? — Россияне.

Кто живет в Японии? — Японцы.

Кто живет в Китае? — Китайцы.

Кто живет в Украине? — Украинцы.

Кто живет в Грузии?- Грузины.

Кто живет в Англии? — Англичане.

Кто живет в Испании? — Испанцы.

Кто живет в Литве? - Литовцы.

Кто живет в Бразилии? — Бразильцы.

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве»

 

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали.

Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев.

                                                 

                                                 «Край, в котором ты живешь»

С.Михалков «Моя улица»

Это — папа,

Это — я,

Это — улица моя.

Вот, мостовую расчищая,

С пути сметая сор и пыль,

Стальными щетками вращая,

Идет смешной автомобиль.

Похож на майского жука —

Усы и круглые бока.

За ним среди ручьев и луж

Гудит, шумит машина-душ.

Прошла, как туча дождевая,—

Блестит на солнце мостовая:

Двумя машинами она

Умыта и подметена.

Здесь на посту в любое время

Стоит знакомый постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

Папа к зеркалу садится:

— Мне постричься и побриться!

Старый мастер все умеет:

Сорок лет стрижет и бреет.

Он из маленького шкапа

Быстро ножницы достал,

Простыней укутал папу,

Гребень взял, за кресло встал.

Щёлкнул ножницами звонко,

Раз-другой взмахнул гребенкой,

От затылка до висков

Выстриг много волосков.

Расчесал прямой пробор,

Вынул бритвенный прибор,

Зашипело в чашке мыло,

Чтобы бритва чище брила.

Фыркнул весело флакон

С надписью «Одеколон».

Рядом девочку стригут,

Два ручья из глаз бегут.

Плачет глупая девчонка,

Слезы виснут на носу —        

Парикмахер под гребенку

Режет рыжую косу.

Если стричься решено,

Плакать глупо и смешно!

В магазине как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

Снежно-белого мышонка,

Попугайчиков зеленых —

Неразлучников влюбленных.

Мы не знали, как нам быть:

Что же выбрать? Что купить?

— Нет ли рыжего щенка?

— К сожаленью, нет пока!

Незабудки голубые,

Колокольчик полевой…

— Где растут цветы такие?—

Отвечают: — Под Москвой!

Мы их рвали на опушке,

Там, где много лет назад

По врагам стрелял из пушки

Нашей армии солдат.

— Дайте нам букет цветов!..—

Раз-два-три! Букет готов!

В переулке, за углом,

Старый дом идет на слом,

Двухэтажный, деревянный,—

Семь квартир, и все без ванной.

Скоро здесь, на этом месте,

Встанет дом квартир на двести —

В каждой несколько окон

И у многих свой балкон.

Иностранные туристы

На углу автобус ждут.

По-французски очень чисто

Разговор они ведут.

Может быть, не по-французски,

Но уж точно не по-русски!

Должен каждый ученик

Изучать чужой язык!

Вот пришли отец и сын.

Окна открываются.

Руки мыть!

Цветы — в кувшин!

И стихи кончаются.

                                                             «Край, в котором ты живешь»

Михаил Пришвин «Золотой луг»

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел — он впереди, я в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

                                                           

 «Край, в котором ты живешь»

Беседа «Моя Родина-Россия»

Цель:Формировать знания детей о России, воспитывать любовь к родному городу, краюк к Родине, чувство гордости, уважение к государственной символике.

Как называется город (село), где ты живешь?

Расскажи о своем доме и своей семье.

Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины.(Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

В о п р о с ы:

1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)

Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.

У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.

Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля

                                                             

                                                           

«Край, в котором ты живешь»

                Беседа «Русские матрешки»

Символ России -матрёшка.

Деревянную разъемную куклу назвали матрешка. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово "mater", означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие-матрешку. Но и по сей день, матрешка остается символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.

         Технологию изготовления матрешки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с легкостью. Принцип изготовления матрешки остается неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приемы токарного искусства русских умельцев.

 Как правило, матрешки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, береза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрешек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры. Иначе при сушке древесина потрескается.        

 Подготовленные таким образом бревна с замазанными торцами, укладывают штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Бревна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрешки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрешкой. Чтобы выточить на токарном станке матрешку, токарю необходимо незаурядное мастерство, умение пользоваться сравнительно небольшим набором казалось бы несложных инструментов – ножом и стамесками разной длины и конфигурации. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся матрешку, потом уже все остальные матрешки. Готовые матрешки грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрешка готова к росписи. Рассматривание деревянной матрёшки.

                                               

«Край, в котором ты живешь»

 Сюжетно – ролевая игра «Ветклиника»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

Предварительная работа: Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное» Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

                                               

«Край, в котором ты живешь»

Беседа «Санкт – Петербург – город на островах»

Цель: Способствовать привитию любви к родному городу. Углубить знания и представления детей о родном городе.

 Когда-то давно, миллионы лет назад на этом месте, где стоит наш город, был огромный ледник. Он постепенно таял и всё вокруг заливала вода. Так образовалось Балтийское море и Ладожское озеро.

Игра: предложить детям построить два круга: Балтийское море и Ладожское озеро. Сравнить их.

Дети, Ладожское озеро считается одним из самых больших в мире. В те времена вода в Ладожском озере всё прибывала из других рек и ей стало тесно, она вырвалась и понеслась к Балтийскому морю. Так родилась река Нева, которая соединяет Ладожское озеро и Балтийское море. То место, где Нева Впадает в Балтийское море у нас образует Финский залив. (Просмотр слайдов на ноутбуке)

Знаете, ребята, почему Ладожское озеро такое большое, потому что  в него впадает 33 реки. Они маленькие и большие, самые большие – Свирь, Вуокса, Волхов, а вытекает только Нева. По пути к Балтийскому морю в Неву впадают другие реки – Ижора, Охта, Тосна, Мга. Нева очень глубокая и широкая. Глубина её в Санкт-Петербурге -  24 метра, а ширина более 1 километра.

В наше время чтобы хорошо узнать Неву, другие реки и каналы нашего города, очень хорошо отправиться на экскурсию в речном трамвайчике или прогулочном катере. С берегов видны дворцы, соборы, музеи и вся красота любимого города.

Нева, при впадении в Финский залив разбивается на несколько речек, которые образовывают острова. Их 42, а при Петре Первом было 147. Во время строительства города их засыпали.

Ребята, давайте представим себе, что мы летим на вертолете и смотри на наш город сверху. Мы видим дома, крыши, реки, озера, острова, дороги и т.д. Это называется карта города. Давайте вспомним, что такое остров? Это часть суши, окруженная со всех сторон водой.

Васильевский остров – самый большой остров Санкт-Петербурга.

История острова: При Петре Первом на этом острове было артиллерийское укрепление, которым командовал капитан Василий Корчмин. Царь посылал ему приказы и подписывал «Василию на остров», так и прижилось название Васильев остров, а в наши дни стал Васильевским. До появления Санкт-Петербурга у него было финское название Хирви-Саари, это означало Лосиный остров.

Для детей на Васильевском острове можно посетить музей кукол, где можно увидеть кукол разных временных отрезков.

Еще на Васильевском острове находится Зоологический музей, где можно увидеть весь живой мир (животные, насекомые, рыбы и т.д.)

Каждый, наверно, назвать мне готов

Остров, что больше других островов.

Был центр Петербурга когда-то на нём,

Здесь возвели первый каменный дом,                                                                     1

Таможню, Кунсткамеру, дом для Сената…

Как этот остров зовётся, ребята?

Каменный остров – это ещё один большой остров Санкт-Петербурга. Остров окружен рекой  Малая Невка. Когда-то в этой реке, у южного её берега, находился гигантский камень, что и стало причиной названия этого острова.

Владела островом сестра

Великого царя Петра

Дремучий лес шумел окрест

Там, говорят, был найден крест…

Теперь здесь парк и стадион.

Как этот остров наречен?

Да, это ещё один большой остров – Крестовский. На этом острове и сейчас можно увидеть озеро в виде креста. Легенду о кресте мы услышали из стихотворения. Первая постройка на острове была тоже в виде креста. В наши дни на этом острове находится главный стадион для проведения футбольных матчей, а ещё самый большой комплекс аттракционов и дельфинарий.

                                                                                                     

                                               

«Край, в котором ты живешь»

Игра-ситуация «Покупка необходимых товаров»

Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».

Покупатель (воспитатель): «Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука, дайте мне один пакет муки».

Продавец (ребенок): « Вот, берите».

Покупатель: « Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?».

Продавец: « Есть».

Покупатель: «Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм?»

Продавец: « Есть».

Покупатель: « А пряники есть? Они мятные или шоколадные?»

Продавец: « Мятные».

Покупатель: « Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!»

                                        «Край, в котором ты живешь»

Рассматривание картины И.И. Левитан «Золотая осень»

Цель: Познакомить детей с профессиями художника. Формировать умение понимать содержание произведений искусства.  Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах.

                                                «Край, в котором ты живешь»

Театрализация «Три желудя»

Цель:  Обучение проигрыванию ролей, изучение  своего персонажа.

Воспитатель читает сказку.

С дуба упали три жёлудя. Первый жёлудь заметил Кабан и сразу съел его. Второй жёлудь нашла Белка и спрятала его в дупле. А третий жёлудь отыскала Сойка и закопала его. Весной третий жёлудь пророс, и в лесу появился новый дубок. Он был очень рад, что Сойка забыла про свой жёлудь.

Словарная работа.

1. Вспомнить, какие плоды растут на дубе, рябине, ёлке, яблоне.

2. Объяснить значение слов:

                  Дупло – отверстие, дыра в стволе дерева;

                 Дубок – маленький дуб.

 Вопросы.

1. Откуда упали три жёлудя?

2. Кто заметил первый жёлудь? Что Кабан с ним сделал?

3. Кто нашёл второй жёлудь? Что Белка с ним сделала?

4. Кто обнаружил третий жёлудь? Что Сойка с ним сделала?

5. Почему в лесу появился новый дубок?

6. Почему дубок был рад, что Сойка забыла про свой жёлудь?

Воспитатель ещё раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли Ведущего, Кабана, Белки, Сойки, Дуба.

Дети надевают маски.

Инсценировка.

Ведущий: С дуба упали три жёлудя (бросает на пол три жёлудя).

Кабан: Первый жёлудь заметил Кабан и сразу съел его (подбегает к первому жёлудю и показывает, как Кабан «жуёт» жёлудь).

Белка: Второй жёлудь нашла Белка и спрятала его в дупле (подскакивает ко второму жёлудю и «прячет» его в «дупло»).

Сойка: А третий жёлудь отыскала Сойка и закопала его(«подлетает» к жёлудю и «закапывает» его).

Дубок: Весной третий жёлудь пророс, и в лесу появился новый дубок. Он был очень рад, что Сойка забыла про свой жёлудь(присаживается, поднимает жёлудь, «вырастает» - поднимает руки вверх).

Инсценировку можно повторить 2-3 раза с разными участниками.

                                                 

                                               

«Край, в котором ты живешь»

Театрализация «Полезный зонтик»

Цель:  Научить в соответствии с ролью изображать каждого конкретного персонажа, используя средства интонационной-выразительности и его действия.

Чтение сказки Т.А. Куликовской «Полезный зонтик».

Вопросы детям:

Что Лиса сделала с зонтиком? Что сказала про него?

Что Медведь сделал с зонтиком? Что он сказал про него?

Что Волк сделал с зонтиком? Что он сказал про него?

Что Ёжик сделал с зонтиком? Что он сказал про него?

Что лягушка сделала с зонтиком? Что она сказала про него?

Инсценировка сказки: «Полезный зонтик».

Автор: - Нашли звери в лесу зонтик.(Показывает зонт).

Лиса: - Какой он красивый и нарядный, его сделали из разноцветной

ткани.

(Лиса вертит зонтик в руках).

Медведь: - Какой он лёгкий?(медведь подбрасывает зонтик).

Заяц:- Какой он удобный, у него есть ручка.

(Заяц держит зонт над головой).

Ёжик: - Какой он крепкий, у него железные спицы.

(Ёжик аккуратно дёргает спицы).

Лягушка: - Какой он гладкий?

(Лягушка гладит купол зонта, показывая какой он гладкий).

Шум дождя.

Автор:- Пошёл дождик, и звери спрятались под зонтом.

(Звери прячутся под зонтом).

Шум дождя прекращается.

Все герои: - Какой он полезный, под ним никакой дождь нестрашен.

                                               

«Край, в котором ты живешь»

Декоративно – прикладное искусство «Узор для осеннего платка»

Цель: расширить знания детей о народном декоративно - прикладном искусстве.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с историей платка, технологией его создания;

- подвести к понятию «композиция»;

- учить применять художественные навыки в работе по заданной теме.

Развивающие:

- развивать художественный вкус, чувство цвета и ритма;

- развития у детей творческого воображения, фантазии.

Воспитательные:

- прививать любовь к искусству русских художников и мастеров;

- воспитывать стремление выполнять работу как можно лучше.

Оборудование: образцы орнамента из листьев, платки, гуашь, белая бумага

Рисование «Осеннее дерево»

Цель: Учить изображать гуашью на листе дерево.

Задачи:

Образовательные

Закреплять представления детей о признаках осени.

 Знакомить с приёмами заполнения фона (закрашивать фон небольшими пятнами, близкими по цветовой гамме) учить рисовать дерево, правильно передавая его строение.

Развивающие

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, обучать созданию цветов и оттенков, смешивая их на палитре для получения нового цвета, оттенка; закреплять умение работать с палитрой, продолжать формировать навыки рисования тонких линий концом кисти.

Воспитательные

 Воспитывать бережное и заботливое отношение к родной природе, развивать память и зрительный контроль, самостоятельность, воспитывать аккуратность и любовь к творчеству, развивать фантазию и воображение, терпение, учить анализировать работы свою и товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"

Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живём И берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою дом И душистый, золотистый х...

презентация по нравственно-патриотическому воспитанию "Мценск город в котором я живу"

Наш город расположен в Орловской области России, административный центр Мценского района. Является городом областного значения, образует муниципальное образование городской округ город Мценск. Один из...

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Есть такая профессия» в подготовительной группе

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Есть такая профессия» в подготовительной группе. В блоке сюжетно ролевые игры, художественная литература, дидактические игр...

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Фольклор и мастерство» в подготовительной группе

Нравственно – патриотическое воспитание по теме «Фольклор и мастерство» в подготовительной группе. В блоке сюжетно ролевые игры, дидактические игры, беседы, художественная литер...

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/

Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....

План по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» 2023-2024 год Подготовительная группа

План по самообразованиюТема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»2023-2024 годПодготовительная группа...