Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе.
план-конспект занятия (старшая группа)

Саратовская Наталья Васильевна

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе.

 

ТемаЖивая и неживая природа.

ЦельПознакомить с понятием «природа»«живая природа»«неживая природа».

Задачи:

1. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.

2. Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа»Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.

3. Познакомить с понятием «живая природа»«неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.

4. Обобщить знания детей о живом и неживом объектеВыявить с детьми главные различия: живые рыбки живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки- неживые. Они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.

5. Воспитывать познавательный интерес к поведению рыбок и любовь к природе.

Материал к занятию: Сюжетная картина «природа», предметные картинки с природой и без природы на каждого ребенка; картинки - человек, собака птица, рыба, дерево цветок, еж, солнце, облака, почва, камни, вода; аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, сердечки из цветной бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

2. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы) .

а) В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю каплями падает опять. (вода)

б) Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я все терплю

И всем добром плачу. (земля, почва)

в) Голубой платок,

Красный колобок.

По платку катается

И людям улыбается. (небо и земля)

г) Голубая простыня

Весь свет покрывает. (небо)

д) Светит, сверкает,

Всех согревает. (солнце)

е) Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (ветер)

- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!

3. – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?

(Дети называют объекты живой и неживой природы)

- А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа)

- Как вы думаете, что такое природа?

Дети: На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д.

- Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?

Дети: Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа.

- А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?

Дети: Человек.

- Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природойПрирода - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

4. Воспитатель предлагает детям игру «Природа или нет

- Ребята, у вас на столах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет?

- А теперь положите картинки с природой в конверт, а остальные оставьте на тарелочках.

(Дети распределяют картинки)

- А теперь предлагаю проверить, как вы справились.

Обобщение.

5. Физминутка «Жук».

В группу к нам жук влетел(грозят пальцем)

Зажужжал и запел«Ж-ж-ж-ж»,

Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)

Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)

Жук наш приземлился.

Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)

Посиди немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)

На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно (хлопки над головой)

Хлоп – хлоп – хлоп,

Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

6. Следующее задание игра «Живая и неживая природа». Дети встают в круг.

Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю.

- Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.

- А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.

7. – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы.

Экспериментальная деятельность. Дети переходят к аквариуму. Воспитатель предлагает детям сравнить живую рыбку с игрушечной.

- Давайте сравним рыбок. Какие они? (Одна живая, другая игрушечная)

- Где живут живые рыбки? (в воде) А игрушечные? (в шкафу, на полке)

- Что могут делать живые рыбки? (плавать, кушать корм, вилять хвостиком и т. д.)

- А игрушечные могут? (нет, они лежат на дне в тазу)

- Давайте возьмем их в руки. Почему живых рыбок нельзя вынимать? (они погибнут, их можно кормить, наблюдать за ними, а каких рыбок можно брать в руки?

8. Игра «Хорошо - плохо».

( Слова: вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например: Чем хороша вода? Чем может навредить вода)

9. Природа в рисунках детей. Воспитатель предлагает нарисовать природу. Дети

рисуют и дарят рисунки гостям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе.

ТемаЖивая и неживая природа.

ЦельПознакомить с понятием «природа»«живая природа»«неживая природа».

Задачи:

1. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.

2. Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа»Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.

3. Познакомить с понятием «живая природа»«неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.

4. Обобщить знания детей о живом и неживом объектеВыявить с детьми главные различия: живые рыбки живут в воде, самостоятельно плавают и едят корм; игрушечные рыбки- неживые. Они стоят на полке, в шкафу, самостоятельно плавать не могут.

5. Воспитывать познавательный интерес к поведению рыбок и любовь к природе.

Материал к занятию: Сюжетная картина «природа», предметные картинки с природой и без природы на каждого ребенка; картинки - человек, собака птица, рыба, дерево цветок, еж, солнце, облака, почва, камни, вода; аквариум с рыбками, игрушечные рыбки, сердечки из цветной бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

2. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы) .

а) В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю каплями падает опять. (вода)

б) Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я все терплю

И всем добром плачу. (земля, почва)

в) Голубой платок,

Красный колобок.

По платку катается

И людям улыбается. (небо и земля)

г) Голубая простыня

Весь свет покрывает. (небо)

д) Светит, сверкает,

Всех согревает. (солнце)

е) Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (ветер)

- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!

3. – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?

(Дети называют объекты живой и неживой природы)

- А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?

(Воспитатель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа)

- Как вы думаете, что такое природа?

Дети: На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д.

- Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?

Дети: Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа.

- А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?

Дети: Человек.

- Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природойПрирода - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

4. Воспитатель предлагает детям игру «Природа или нет

- Ребята, у вас на столах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет?

- А теперь положите картинки с природой в конверт, а остальные оставьте на тарелочках.

(Дети распределяют картинки)

- А теперь предлагаю проверить, как вы справились.

Обобщение.

5. Физминутка «Жук».

В группу к нам жук влетел(грозят пальцем)

Зажужжал и запел«Ж-ж-ж-ж»,

Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)

Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)

Жук наш приземлился.

Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)

Посиди немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)

На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно (хлопки над головой)

Хлоп – хлоп – хлоп,

Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

6. Следующее задание игра «Живая и неживая природа». Дети встают в круг.

Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю.

- Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.

- А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.

7. – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы.

Экспериментальная деятельность. Дети переходят к аквариуму. Воспитатель предлагает детям сравнить живую рыбку с игрушечной.

- Давайте сравним рыбок. Какие они? (Одна живая, другая игрушечная)

- Где живут живые рыбки? (в воде) А игрушечные? (в шкафу, на полке)

- Что могут делать живые рыбки? (плавать, кушать корм, вилять хвостиком и т. д.)

- А игрушечные могут? (нет, они лежат на дне в тазу)

- Давайте возьмем их в руки. Почему живых рыбок нельзя вынимать? (они погибнут, их можно кормить, наблюдать за ними, а каких рыбок можно брать в руки?

8. Игра «Хорошо - плохо».

( Слова: вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например: Чем хороша вода? Чем может навредить вода)

9. Природа в рисунках детей. Воспитатель предлагает нарисовать природу. Дети

рисуют и дарят рисунки гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета».

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета»....

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе "Путешествие в лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельностив области познание, ознакомление с миром природыдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в лес»Задачи:Образовательные:1....

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Лекарственные растения»

НОД направлена на  ознакомление детей старшего возраста с лекарстенными растениями: их названиями, внешним видом, целебными свойствами....

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе Тема: «Зимующие птицы»

НОД направлена на расширение знаний о зимующих птицах, внимательном отношении и заботе о них....

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе тема: «Полезные растения»

Задачи:Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;Познакомить детей с целебными кустарниками;Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Путешествие в тундру»

Образовательная область: познавательное развитиеЦель: создание условий для формирования у детей представления о природных условиях тундры, о животном и растительном мире.Задачи:- Образовател...