Семинар-практикум
методическая разработка

Кузнецова Екатерина Николаевна

для старших воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар - практикум

«Типичные ошибки в организации работы ДОУ по обогащению и развитию игрового опыта дошкольников»

Цель: Ознакомление молодых педагогов с типичными ошибками в организации игровой деятельности.

        

Задачи:

  1. Способствовать повышению профессионального уровня молодых педагогов по вопросу организации игровой деятельности дошкольников.
  2. Стимулировать умения взаимодействовать с коллегами в ходе профессиональной деятельности.
  3. Способствовать стимулированию потребности в постоянном профессиональном самосовершенствовании.
  4. Создание  благоприятного психоэмоционального климата в коллективе.
  5. Формирование у молодых педагогов таких качеств, как взаимопонимание, взаимовыручка.

         

Форма проведения: «Педагогический пробег»

План проведения

1. «Современный дошкольник: особенности игровой деятельности» - вступительное слово руководителя МО для молодых педагогов.

2. Руководитель, он же начальник пробега, знакомит участников с правилами пробега. Он определяет станции (вопросы), назначает  станционных смотрителей (из числа опытных педагогов). Они являются экспертами, следят за правильностью выполнения задания, оценивают деятельность участников пробега на своих станциях.

        Участники делятся на две команды. Каждая команда выбирает название и девиз. Игра начинается с представления команд, затем капитаны команд получают маршрутные карты. Команды под руководством капитана двигаются по своему маршруту, на станциях выполняют задание и  получают оценку смотрителя. В конце пробега подсчитывается количество очков, определяется победитель.

 

 1. Станция «Игра в слова»

        Задание обеим командам. Из предложенного набора слов составить тему семинара. Команда, выполнившая задание двигается по своему маршруту.  

  2. Станция «Ура! Подвижная игра».

Задание. Участникам команд предлагаются ситуации (младший дошкольный возраст) и несколько вариантов ответов на них:

ситуации

варианты ответов

С помощью каких приемов воспитатель привлекает детей к подвижной игре?

1. Предложение поиграть

2. Поручение дежурным

3. Звуковой сигнал

Интерес к игре поддерживается с помощью…

1. Мини – сказки

2. Показа игрушки

3. Использование пособий и атрибутов

4. Стихотворении, песенки, загадки

5. Эмоциональности воспитателя

Воспитатель объясняет содержание и правила игры…

1. В процессе игры

2. До начала игры

3. По частям

4. Кратко напоминает

Роли в игре распределяются…

1. По желанию  детей

2. Назначаются педагогом

3.Жеребьевкой

4. Считалкой

5. Волчком со стрелкой

  3.Станция «Наоборот»

        Станционный смотритель предлагает участникам надувные шары. Внутри шаров - карточки, на которых сформулирована неподходящая тактика взаимодействия педагога с детьми в сюжетной игре. Участникам предлагается с помощью иголки лопнуть шар, достать карточку, прочитать и высказаться по данному вопросу, предложить свой вариант ответа.

        Варианты неподходящей тактики для 1 – ой команды:

1. Включаться в игру с детьми, не обозначив своей роли или не выяснив, какую роль взял на себя ребенок; переходить к другой роли, не обозначив момент её смены, обращаться к партнерам во время игры по имени, не используя ролевого обращения (типа «Вася, полечи меня», а не «Доктор, полечи меня…»)

2. Делать основным предметом внимания детей в игре детальные действия, присущие принятой роли (взвешивать, до деталей копировать укол и другие профессиональные процедуры), учить точному воспроизведению профессиональных операций, соответствующих роли.

         3. Задавать детям предварительный план игры (сценарий) с конкретными предписаниями действий, жесткой ролевой структурой. Требовать в процессе игры соблюдения этого плана (реализации готового сюжета).

         4. В игре ограничиваться лишь такой её формой, которая продвигала игровые умения детей в более раннем возрасте (т.е. использовать предметно – игровые действия в рамках привычных сюжетов); нацеливать детей на детализацию ролевых действий, а не на творческое развитие сюжета.

5. Вмешиваться в отношения между сверстниками, сложившиеся в детской группе, требуя от детей принять какого – либо ребенка в их игру  или «назначая» по педагогическим кого – либо из детей на главную роль.

        Варианты неподходящей тактики для 2 – ой команды.

1. Заранее задавать детям жесткий сюжет игры с определенной последовательностью событий и четко установленным составом ролей; требовать доводить этот сюжет «до конца», выполняя одну роль, принятую в начале игры.

            2.Требовать от детей соблюдения взятой на себя роли на протяжении всей игры.

        3.Пытаться организовать всю группу детей для игры по единому сюжету, управлять ею, контролируя действия участников так, что все дети оказываются занятыми, но никто из них не свободен в своих действиях.

 4. Использовать в игре с детьми очень громоздкую, подробную ролевую атрибутику (типа полных костюмов) жестко закрепляющую за участником игровую роль и мешающую сменить её на другую, в соответствии со смыслом развертываемых в игре событий.

          5. Стимулировать игру детей только по реалистическим сюжетам, темы которых отражают программное содержание ознакомления с окружающим (знакомство с определенными профессиями и т.п.), подбирая для игры материалы и атрибуты, наводящие детей на детальное воспроизведение профессиональных функций взрослых.

        4. Станция «Игра и речь»

        Задание. На столе разложены карточки с описанием игрового опыта детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в игровом барабане карточки речевых умений детей (см. Таблица «Игровой опыт – речевые умения») Участники команд, предварительно раскрутив барабан, должны достать карточку речевых умений и подобрать ей соответствующий игровой опыт.

        5. Станция "Ситуация»

          Задание. Участникам предлагаются педагогические ситуации, которые они должны решить.

Педагогические ситуации

Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали этого и после напоминаний воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?

Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в данном случае?

Ребенок все время выполняет в играх ведущую роль. Каким образом дать возможность выполнить эту роль другим детям?

Две девочки во время игры в «семью» хотят выполнять роль мамы, назревает ссора. Какой должна быть реакция педагога?

Дети не хотят играть в предложенную воспитателем игру. Как поступить педагогу?

Дети повторяют в игре некрасивое поведение взрослых. Как должен отреагировать на это воспитатель?

Мама рассказывает воспитателю, что дочка все время играет с одной куклой, старой, сломанной, хотя в доме много новых красивых кукол. Что Вы посоветуете этой маме?

        

        В конце пробега подводятся итоги, определяется победитель, вручаются призы и все участники приглашаются на чаепитие, где можно продолжить обсуждение данной проблемы, поговорить о том, какие трудности возникают у молодых педагогов в организации игровой деятельности, какие чувства вызвало у них проведенное мероприятие.

 

Игровой опыт

Формирование умения осуществлять условные игровые действия с сюжетами игрушками и предметами – заместителями. Использование однотемных и одноперсонажных сюжетов.

 

Игровой опыт

Формирование умения принимать игровую роль, втягивание детей в ролевое взаимодействие при минимальных игровых действиях с предметами.

Обучение новым ролевым действиям.

Игровой опыт

Формирование умения принимать роль, реализовывать специфические ролевые действия, парное ролевое взаимодействие.

Использование однотемных и двухперсонажных сюжетов, где уже очевидна их смысловая и функциональная связь. Появление желания создавать игровые образы, отражать их в движении (в том числе и с музыкой), использовать персонажи знакомых сказок с элементами импровизации.

Речевые умения

Подражание речи взрослого, расширение пассивного словаря за счет комментирования вслух воспитателем действий игры.

Речевые умения

Появление умения словесно обозначать игровую роль. Перевод игры в область простого ролевого диалога.

Обогащение словаря, используемого в диалогах.

Речевые умения

Умение словесно обозначать роль, вести элементарный ролевой диалог. Словесное пояснение образцов с помощью распространенных предложений («Мы мышата, бегаем тихо – тихо, пищим и любим сыр и сухарики»).

Игровой опыт

Значительное обогащение сюжетов, тематического разнообразия игр. Формирование умений устанавливать и менять ролевые отношения в зависимости от замысла и действий партнера (как сверстника, так и взрослого).

Умение выразительно передавать образы сказочных и литературных персонажей.

Игровой опыт

Умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров – сверстников.

Формирование умения комбинировать предложенные участниками игры нескольких событий в одном сюжете. Широкое использование игр – придумываний, сказочных сюжетов, структура которых способствует непосредственному игровому воздействию.

Выразительная передача игровых образов, умелая имитация характерных движений, мимики.

Речевые умения

Вербальное обозначение игровой роли, более связное объяснение изменения ролевого поведения.

Расширение и значительное обогащение лексикона, позволяющее разнообразить общение в игре и речевые умения детей вообще.

Выразительное изменение голоса, тона при имитации речи героев.

Речевые умения

Четкое называние игровой роли. Грамматически связное определение событий, места расположения играющих. Использование синонимов, антонимов, сравнений при характеристике действий и используемых предметов. Исполнение при необходимости стихов, песен в соответствии с игровым образом. Речевое фантазирование, т.е. развитие сюжета в речевом плане.

Современный дошкольник: особенности игровой деятельности

       Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей – от элементарных до самых сложных. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Л.С.Выготский называл игру « школой произвольного поведения». Д.Б.Эльконин как одно из главных положений концепции игры рассматривал её социальную природу. Выдающийся теоретик и исследователь игровой деятельности детей многократно подчёркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Он считал, что игра возникает из условий жизни ребёнка в обществе и отражает эти условия. Положения, выдвинутые Д.Б.Элькониным, стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника.

         Однако, исследование Д.Б.Эльконин проводил в 60-70 годы 20-го века. С тех пор в обществе, в отношениях между людьми, в условиях жизни детей произошли значительные изменения, что в свою очередь отразилось на игре. Как отмечают родители и воспитатели, за последние пять-шесть лет в играх детей произошли определённые изменения. Наиболее явное изменение: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры ( и по количеству, и по продолжительности ). Основная причина, как считают педагоги,- недостаток времени. Действительно, большая часть времени отводиться различным занятиям. В результате у детей остаётся мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки, толкотня. Поэтому воспитатели воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми – различной мозаикой, конструкторами. В 1997 году, в Москве было проведено социалогическое исследование ( 1997 ) Центром социалогии образования под руководством В.С.Собкина. Результаты ответов детей, их анализ (650 детей ) дали достаточно полную картину. В основном исследователи выясняли характер игр – в соответствии с принятой типологией: ролевые игры; подвижные игры с правилами; игры-драматизации; настольно-печатные.

          Полученные данные свидетельствуют: в достаточно обширном перечне игр (248 названий) первое место занимают традиционные подвижные игры с правилами – 45%. Из них на первом месте и с большим отрывом идут прятки – 16%, затем салочки – 13%, кошки – мышки – 9%, жмурки, прыгалки и пр. в сумме набрали лишь 7%.

          Второе место – 25% - занимают ролевые игры, среди которых на лидирующую позицию у девочек вышли традиционные «дочки – матери» - 6,2% - и современная разновидность этой игры, «кукла Барби», - 5%. У мальчиков наиболее популярны игры в машинки – 5%. Из остальных сюжетов игр лишь двое детей упомянули игру в «магазин», трое – в «больницу», «зайчиков», «роботов» и один – в «школу».

           Третье место по популярности занимают настольные и спортивные игры – 17%: многочисленные настольно – печатные игры, конструкторы, мозаика, шашки, карты.

            Четвётую, самую малочисленную (12%), но весьма разнообразную группу составили игры – драматизации.

             О чём свидетельствуют результаты этой статистики? Наиболее популярны игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразны  и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные 10 – 20 лет назад. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребёнка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме поплощает его связь с обществом. Принимая роль (доктор, космонавт, генерал), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляет себя с ним, взрослым.

             То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать о том, что игра перестаёт быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники всё более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Сюжеты современных детей оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

          Вместе с тем игра по-прежнему привлекает детей, но не ролевая, а с правилами, знание которых – важнейшее условие для участников. На вопрос: «Есть ли в твоей любимой игре правила и знаешь ли ты их?» - около половины детей (45%) ответили отрицательно или вовсе не смогли сформулировать свою мысль. Треть детей – 27% - были уверены: игра не имеет правил; 18% всё – таки назвали правила, однако их ответы сводились к абстрактным гигиеническим или моральным нормам. Иными словами, термин «правило» дети связывали с требованием взрослых, а не с принятыми ими порядком игры. Только в 10% случаев были названы правила, действительно относящиеся к игре и отражающие её суть. Показательны ответы детей ещё на один вопрос:»Что будет, если играющий нарушит правила?» При развитой форме игровой деятельности выполнение правил и отказ от импульсивных действий обычно приносят участникам максимальное удовольствие. Следовательно дети должны были сказать:»Игра не получится» или «Будет неинтересно». Однако большинство – 62% - связали нарушение правил с какими  – либо «санкциями» со стороны окружающих. Значительная часть – 19%, напротив, была уверена: «Ничего не будет» (или  всё будет хорошо»). И только 5% детей ответили на вопрос с позиции развитой игровой деятельности: «Игра не начнётся (не получится)» или «Придётся объяснить ещё раз».

          Приведённые данные свидетельствуют о том, что отношение дошкольников к игре( а значит, и сама игровая деятельность ) существенно изменилось: уходит её суть, т.е. осознанное и ответственное поведение играющего. Дети перестают соотносить своё поведение и свои желания с «идеей» - образом идеального взрослого или примером правильного поведения. А ведь именно это самостоятельное регулирование действий превращает поведение ребёнка из ролевого в волевое.

          Игра не возникает сама собой, она передаётся от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть…В результате игра уходит из жизни ребён5а, а вместе с ней уходит и само детство. Весьма печально…Тем более что факт этот негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребёнка. Все мы знаем, что именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью в том, что ребёнок добровольно, с удовольствием подчиняется определённым правилам (открытым или заданным). Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребёнка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевая импульсивные желания.

           Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в тоже время именно в игре учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и (наверное, это главное) учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в  сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

            Сказанное вовсе не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными. Однако, правила эти исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним

            В развитой форме игры дети действуют самостоятельно и правильно. Если правила исключаются из игры, можно говорить о том, что игра перестает быть «школой произвольного поведения». Ни один вид деятельности, присущий детям дошкольного возраста, эту функцию не выполняет. А ведь произвольность – не только действия по правилам. Это и осознанность, и независимость, и ответственность, и самоконтроль, и внутренняя свобода. Лишившись этих качеств, ребёнок становится ситуативно  зависимым от окружающих взрослых.

            Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить её смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать эллюзии, что способности эти развьются сами по себе в более зрелом возрасте.

           Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

           Многих родителей и воспитателей, как правило мало волнуют проблемы игры. Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка они считают сепень его готовности к школе, т.е. умение считать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, ребёнок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учёбе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказывается только в первые два – три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счёту. Но как только на уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребёнок пасует, ждёт указаний взрослого.

        То, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Надо понимать  и помнить: заставляя ребёнка учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений.      

       

 

Особенности организации дидактической игры с детьми дошкольного возраста на разных возрастных этапах

     

       Утверждение, что ребёнок раскрывается в игре, давно не у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е.А.Аркин называл этот вид деятельности «психическим витаминном», а психолог С.Л.Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности.

        Дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

        Существуют общие требования к организации и проведению дидактической игры (характерные для всех возрастов).

- педагог прежде всего сам должен хотеть играть с детьми,

- подбор игр должен осуществляться с учётом возрастных особенностей детей,

- дидактические игры должны применяться с постепенным усложнением,

- предварительное ознакомление детей с содержанием, ходом игры,

- подведение итогов игры.

       Особенности организации дидактической игры детей

                                             3-4 лет

           Для детей младшего дошкольного возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой дидактический материал, который все дети могли обследовать и активно действовать им. При проведении дидактической игры воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. При объяснении правил игры воспитатель обращает свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках. Если в игре используются стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает выразительно.

        Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (конкретно что), убрали на место игрушки. Интерес усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились во время проведения игры. Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности.

       

Особенности организации дидактической игры детей

                                            4-5 лет

          Роль воспитателя в организации игры детей меняется, он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до её начала. Дети запоминают правила, если они даются чётко, понятно, эмоционально. При первом проведении игры воспитатель берёт на себя роль контролёра, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из ребят. В процессе игры воспитатель внимательно следит за её ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но ив других видах деятельности.

        Анализ проведённой игры помогает воспитателю продумать усложнение за счёт включения новых материалов, а также правил игры. В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, высокое и т.д.)?».

          С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки.

 

          Особенности организации дидактической игры детей  

5-6 лет

         Педагог, руководя играми воспитанников старшей группы, учитывает их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку:, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5-6 лет выполняют это с большим увлечением.

         При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли.

         В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность,  как в выборе игры, так и в творческом решении её задач. В игре дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Педагог может выступать в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

        В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

        В конце игры воспитатель обязательно оценит как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметит успехи, поддержит тех, у кого ещё что-то не получилось.

          Особенности организации дидактической игры детей

6-7 лет

          Для этого возраста чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка, воля.

          Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнёров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей. Через усвоение игровых правил, а  следовательно, с помощью дидактической игры воспитатель подводит детей к серьёзному отношению к правилам и в других видах деятельности. Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр у них развивается связная, образная речь, юмор, умение шутить.        

           

 

ТИПИЧНЫЕ

ОШИБКИ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОУ ПО ОБОГАЩЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ИГРОВОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель:  Активизировать деятельность педагогов: способствовать приобретению или опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; закреплять умение отбирать нужную информацию и разных источников; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Предварительная работа:  Формирование двух команд педагогов. Изготовление каждой командой пособия которое можно использовать для работы по развитию речи детей (плоскостные и объёмные модели, дидактические игры, игрушки). Составление рекламного клипа для данного пособия. Заучивание фольклорных произведений. Распределение ролей: жюри, ведущей, капитаны команд, демонстраторы.

Ход игры

   

  I часть – теоретическая.

1. Перечислите задачи по развитию возраста.

2. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

3. Каковы задачи словарной работы?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Что включает в себя работа по формированию грамматической речи дошкольника?

Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

5. Что такое монолог?

 Речь одного собеседника, обращённая к слушателям.

6. Что такое диалог?

 Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

7. Рассказ – описание – это…

Текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

Рассказ – повествование – это…

Рассказ, сюжет которого развёртывается во времени.

Вопросы задаются командой поочерёдно. Итог I части проводит жюри. За каждый правильный ответ – 1 балл.

   

      II часть – «Аукцион знаний».

Ведущий знакомит участников с правилами.

1. Демонстратор каждой команды представляет изготовленное пособие, кратко рассказывая о том, где и как оно может быть использовано.

2. Команды проводят презентацию своих пособий.

3. Жюри назначает «цену» (баллы).

4. Пособие может «купить» как вся команда – соперник, так и отдельные её игроки. «Покупающие» должны в течении 2-3 минут подготовить и показать сценку или исполнить частушки, песни с элементами устного народного творчества, потешки, поговорки.

Если покупающие команды набирают одинаковое количество очков, то на ринг выходят капитаны.

Речевой материал, который могут использовать во время аукциона ведущий и демонстраторы:

 «Вы, купцы, дорогие люди торговые,

На нашей ярмарке должны

Себя показать, товар свой продать,

Товар купить, ничего не забыть.

Все рассказать – не утаить,

Ну, выходите вперёд,

Себя показать, товар описать».

                       *

«Я продаю – вы покупаете,

Что купили – применяете».

                       *

«Покупайте – не стесняйтесь,

А купив – не удивляйтесь».

      III часть – практическая

Творческие задания по работе с пословицами.

Каждая команда получает карточку с заданием:

     Карточка № 1

Нарисуйте пословицу «Не копай другим яму, сам в неё попадёшь».

Найдите лишнюю пословицу:

1. «Хвастать – не косить, спина не болит».

2. «Не спеши языком – торопись делом».

3. «Язык до Киева доведёт».

4. «От слова до дела – сто перегонов».

Ответ: пословица № 3.

Вспомните пословицы противоположные по смыслу пословице:

«Пришла беда – отворяй ворота».

     Карточка № 2

Изобразите пословицу: «Красно говорит, а слушать нельзя». С помощью  схемы найдите пары:

1. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

2. «Руби дерево по себе».

3. «Знание никому не в тягость».

4. «Без корня и полынь не растёт».

5. «Родимая сторона мать, чужая – мачеха».

6. «По Сеньке и шапка».

Ответ: 1-3; 2-6; 4-5.

Назовите пословицу противоположную данной по смыслу. «Коротка ночь до зари, коли много работы».

 

     IV  часть. Жюри подводит итог деловой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...