Беседа " Дымковская игрушка"
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Анна Федоровна Кондрашова

Беседа в средней группе

по теме "Дымковская игрушка"

 

 

Цель: воспитывать интерес к народному творчеству.

Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, презентация, видео как создавалась дымковская игрушка.

Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка». Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки.

 

Ход

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему мастерству молодых учили.

Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами

 Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)

Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух).

1. Барышня

Дымковские барышни прекрасны,

Узоры на юбках разнообразны

Полосы, волны, овалы, круги и точки-

Словно волшебные строчки

Символы природы они обозначают

Здоровья, счастья, добра желают.

Дымковскую игрушку разрисовывают разными элементами: кружками, кольцами, полосками, змейками.

Стандартные цвета, которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.

Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?

Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?

 Детей: солнце.

 Воспитател: А что могла означать волнистая линия?

 Детей: воду.

 Воспитател: А что же могла означать клетка?

Детей: поле.

Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?

Детей: яркие, нарядные, веселые, праздничные.

 Воспитателя: Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась Дымковская игрушка. Ребята, а для чего были сделаны эти игрушки? (для красоты, ими украшали окна). А играли этими игрушками?

 Детей: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которыми жилище украшают. Их берегут!

Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео, воспитатель параллельно рассказывает).

Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и до лепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. А когда рождается третий раз?

Деятельность детей: В третий раз игрушка рождается, когда ее белят и расписывают красками.

Деятельность воспитателя: Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие, нарядные игрушки продают на ярмарке. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

 Воспитателя: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку.

Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!

Приходи, скорей народ!

Разевай по шире рот,

Добрым людям здесь почет,

Всех нас ярмарка зовет.

Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)

Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«БЕСЕДА ПО ИСТОРИИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ»

конспект занятия по изучению истории Дымковской игрушки...

Беседа о дымковских игрушках на тему: "Игрушки не простые-глиняные, расписные" для детей старшей группы. Работаем по программе: "Миры детства: конструирование возможностей".

Продолжать знакомство детей с дымковской игрушкой как видом народного декаративно-прикладного искусства для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок. Обратить внима...

Беседы "Дымковская игрушка"

Беседы на тему знакомства старшей группы с дымковской игрушкой...

Беседа «Дымковская игрушка» разновозрастной группе

Расширение представление о дымковской игрушке как народно-прикладном искусстве....

Конспект беседы «О народных промыслах России (филимоновская и дымковская игрушка)».

laquo;Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувств...

Конспект беседы "О народных промыслах России"(филимоновская и дымковская игрушка)

• «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»(определение из словаря С.И.Ожегова, М.Русский словарь, 1984). Очень краткое и ёмкое определение. Когда же это чувство формируе...