Методическая разработка Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников
презентация

Цырегма Аюшеевна

Аннотация:

 Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения технологии "Утренний круг" в деятельности воспитателя с детьми.

В методических рекомендациях представлена  структура  утреннего круга примерные конспекты в разных возрастных группах дошкольного учреждения .

Пояснительная записка.

"Утренний круг" это новый для программы "От рождения до школы" элемент в режиме дня.  Утренний круг представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции и социализации детей.

Утренний круг-это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и др.

Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются "мировые" и "научные проблемы"(развивающий диалог) и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "АЛТАН СЭСЭГ"

Методическая разработка

Технология «Утренний круг»

как средство социализации дошкольников

Подготовила: Жапова Ц.А

2022г

Содержание:

Аннотация

с.3

Пояснительная записка

с.3

1.

Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников.

с.3-6

2.

 Этапы утреннего круга и приёмы, подготовительные действия проведения.

с.6-7

3.

Структура утреннего круга с примерами

с.7-13

4.

Актуальные задачи утреннего круга  для разных возрастных групп

с.13-14

5

Примерные конспекты проведения   утреннего круга для разных возрастных групп

с.14-18

Заключение

с.19

           Аннотация:

 Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопроса применения технологии "Утренний круг" в  деятельности воспитателя с детьми.

В методических рекомендациях представлена  структура  утреннего круга примерные конспекты в разных возрастных группах дошкольного учреждения .

Пояснительная записка.

"Утренний круг" это новый для программы "От рождения до школы" элемент в режиме дня.  Утренний круг представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции и социализации детей.

Утренний круг-это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и др.

Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются "мировые" и "научные проблемы"(развивающий диалог) и т.д.

1.Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях.  Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.  

Социальные психологи утверждают, что в современном обществе ребенку принадлежит самостоятельное определение стратегии поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Следовательно эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям социума - одно из главных условий жизни ребенка в обществе, а также личной готовности ребенка к школе.

 Дошкольное образовательное учреждение- это место, где дети могут без опасения проявлять свою самостоятельность и инициативу, взаимодействовать с детским коллективом и воспитателем (взрослым) в различных видах деятельности, предложить которые семья не в состоянии.

Эффективной технологией успешной социализации детей дошкольного возраста, по мнению авторов программы "От рождения до школы", в частности может выступать технология "Утренний круг".

Утренний круг -это режимный момент для общения взрослых и детей в обсуждении проблем, принятие совместных решений по организации и планированию содержания своего образования, который проводится до или сразу после завтрака со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимает от 10 до 20 минут.

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:

  • создаёт условия для общения детей и взрослых;
  • развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность;
  • нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию;
  • работает над развитием навыков культурного общения;
  • обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения;
  • развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично;
  • формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Технология утренний круг используется в дошкольном учреждении уже с трех лет, и для каждого возраста детей есть свои образовательные задачи, которые педагог корректирует сам.  Утренний круг позволяет спокойно и организованно переключиться на образовательную деятельность.

Утренний круг позволяет гармонично включить несколько образовательных областей: социально — коммуникативное, физическое и речевое развитие. Детям с речевыми нарушениями, а также застенчивым трудно реализовать себя и почувствовать значимыми в какой-либо сфере деятельности. Непрерывный диалог воспитателя и воспитанника, живой отклик в процессе взаимодействия будут способствовать активной социализации и повышению речевой активности детей.

Задачи педагога:

Планирование: организовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).  

Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.).  

Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.).  

Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.  

Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).  

Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

Ожидаемый образовательный результат

Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).  

Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность. Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.  

Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.  

Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

2. Этапы утреннего круга и приёмы, подготовительные действия проведения.

  Педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.

Приветствие (1–3 минуты).

Игра (2–5 минут).

Обмен новостями (2–10 минут).

Составление плана дня (5–12 минут).  Иногда даже простая игрушка при проведении привычных видов работы вносит необходимую новизну традиционный утренний круг.

Приветствие. Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).  Одной из традиций является начало утреннего круга в форме позывных.  Для оповещения можно выбрать: музыку; звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе); речёвку (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).  Соединение рук под речёвку настраивает ребят на совместное дружное времяпрепровождение

Многие методисты считают, что сама по себе речёвка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети ещё не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот приём рекомендуется сочетать с музыкой или звоном колокольчика.

Для проведения утреннего круга необходимы подготовительные действия:

  • Правила. Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность. Их формулировки обговариваются с детьми. Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов. Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения. В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний. Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках мяч».
  • Вопросы. Для начала группового сбора осуществляется подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.

Например:

  • Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?
  • Какое у вас настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
  • Кто очень хочет задать вопрос?
  • Кто желает поделиться своими новостями (впечатлениями, идеями, мыслями)?
  • О чём бы вы хотели узнать?
  • Что бы вы хотели посоветовать?
  • Как бы вы поступили в подобной ситуации?
  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

3.Структура утреннего круга:

  1. Позывные для утреннего круга. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка, эстафета волшебного клубочка, когда дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности. Позывные можно связать с требуемой темой.
  2. Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.
  3. Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее)«Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон или другой значимый для детей предмет.
  4. Новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно проводятся «Новости выходного дня». Важной темой является тема «Добрые дела». Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы можно предложить детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
  5. Обмен информацией. Также важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе. Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому вводим различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня. Безусловно, воспитатели следят, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
  6. Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематическим проектом.
  7. Проблемные ситуации. Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.
  8. Игры по теме проекта. Этот компонент утреннего круга направлен на расширение информационного поля тематического проекта. Здесь возможно и сообщение новых знаний, и обобщение имеющихся, и встреча с интересным человеком. Также это может быть презентация какой-либо части проекта детьми из старших групп, ребенком совместно с родителем, либо сам ребенок представляет сообщение (например, по теме «Семья» ребенок показывает и рассказывает родословное древо своей семьи, или плакат «Интересы моей семьи», или даже семейные фотографии).
  9. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети закрепляют карточкой на доске выбора. Воспитатель может использовать этот момент и как образовательный.

Структура утреннего сбора с примерами.

Вкусные дары осени

Позывной «Дудочка».

Громко дудочка поёт,

Ребятишек в круг зовёт.

Приветствие.

Здравствуй, небо голубое (Смотрят вверх),

Здравствуй, солнышко родное (Руки вверх),

Здравствуй, матушка Земля (Кланяются),

Здравствуй, ты (Пожимают друг другу руки),

И здравствуй, я (Руки к груди)!

По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:

Мы рады, что пришли в детский сад,

Всем, всем, всем доброго дня!

Игра-тренинг.

В.: Дети, представьте себе, что мы овощи на грядке (помидоры, огурцы и пр.). Давно не было дождя, и овощи завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелёк до земли. (Дети на счёт 1 опускают голову, 2 — роняют руки вдоль туловища, 3 — приседают на корточки).

Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать. (Дети повторяют упражнение в обратном порядке).

Беседа по аналогии «трёх вопросов» (мне бы хотелось узнать «кто садит овощи», «как ухаживать за овощами», «какие мама делает заготовки»).

(Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу — осенний листочек).

Какое сейчас время года сейчас?

Что поспевает на грядках осенью?

Какие вы знаете овощи?

Какие овощи вы любите?

Что мама делает из овощей?

Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».

Используются наборное полотно и тематические картинки. Дети называют овощ и «сажают» его на «грядку».

Дидактическая игра «Раздели по корзинкам овощи и фрукты».

Цель: Классификация.

Пальчиковая гимнастика «У Зиночки в корзиночке».

 У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!

(Дети делают ладошки «корзинкой». Сгибают пальчики, начиная с большого. Показывают большой палец).

Игра на воображение с опорой на комментарий.

В.: Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.

(Дети приседают на корточки, голову и руки опускают; поднимают голову, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвёл; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены).

Работа с календарём (число, месяц, день недели).

Презентация воспитателем организации дня.

Грузовик привёз игрушки

Позывной «Погремушка».

Динь-дон, дили-дили, погремушки нам купили.

У Марины, у Танюшки и у Вовы погремушки,

И звенит со всех сторон: дили-дили-дили-дон.

Приветствие.

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись

И друг другу улыбнулись!

Игра-тренинг.

В.: Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем сегодня Кате, Серёже, Саше, … (перечисляет всех детей, напоминает о добрых делах, которые они сделали накануне). А что вы можете  пожелать мне?

Загадки об игрушках.

Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке».

Цель: совершенствовать лексико-грамматическую структуру речи. Дети на ощупь отгадывают, какую игрушку они достают и говорят, как с ней можно играть.

Интервью «Моя любимая игрушка».

Пальчиковая гимнастика.

Я с игрушками играю (Руки перед собой, сжимают-разжимают пальцы обеих рук):

Мячик я тебе бросаю (Протягивают руки вперёд — «бросают мяч»).

Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладут друг на друга несколько раз).

Грузовик везде катаю (Двигают перед собой слегка раскрытой кистью правой руки — «катают машинку).

Подвижная игра «Найди домик игрушки».

Цель: закрепить умение убирать игрушки на место.

Дети закрывают глаза, воспитатель расставляет на полу разные игрушки, малыши по сигналу разносят игрушки по местам.

Работа с календарём (число, месяц, день недели).

Презентация воспитателем организации дня.

Дом, в котором мы живём.

Позывной «Картинка — дом».

 Вот какой красивый дом,

В этом доме мы живём.

Раз, два, три, четыре —

В новой мы живём квартире!

Приветствие.

Встань, как только солнце встанет (Руки вверх),

И тихонечко к окошку руку луч к тебе протянет (Руки вперёд). Ты подставь скорей ладошку (Подставляют ладошки солнышку),

Пусть тебя увидит мама и одетым, и обутым (Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви),

Пусть твой день весёлым, звонким будет (Широко разводят руки в стороны).

Пальчиковая гимнастика «Дом».

Дом стоит (Складывают ладони «домиком» над головой),

На дверях замок висит (Смыкают ладони в «замок»).

За дверями стол стоит (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки),

Вокруг дома частокол (Руки перед собой, пальцы растопырить).

«Тук-тук-тук!» — дверь открой (Стучат кулачком по ладони),

«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх).

Интервью «Какой дом у тебя».

Для чего человеку нужен дом?

Как вы помогаете маме и бабушке поддерживать порядок в  доме?

Кто убирает твои игрушки?

Кто живёт дома вместе с тобой? (С кем ты живёшь?).

Какие добрые слова ты говоришь своим близким?

Как ты заботишься о маме, папе, бабушке, дедушке?

Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф).

Цель: группирование предметов по назначению.

Подвижная игра «Ищи свой дом».

Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок — цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть.

 На сигнал «Быстро в домик, дождь пошёл» малыши бегут занимать место в «домике» (любое место).

Работа с календарём (число, месяц, день недели).

Презентация воспитателем организации дня.

4.Актуальные задачи утреннего круга  для разных возрастных групп

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

  • Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).
  • Учить ставить цель (я буду строить дом).
  •  Учиться говорить предложениями.
  • Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение).
  • Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
  • Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).
  • Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
  • Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).
  • Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
  • Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
  • Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
  • Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и

поступков (если я сделаю так, то…).

  • Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
  • Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании. Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).

5. Примерные конспекты проведения   утреннего круга для разных возрастных групп

Вторая группа раннего возраста         

  1. Приветствие. (Дети сидят на паласе).

Кто-то у нас в уголочке маленький сидит и тихонечко пищит.

(Мышка).

(Дети прислушиваются и отгадывают).

  1. Игра с мышонком.

Маленький мышонок потерялся.

Надо маму отыскать и скорей её позвать.

(Дети на картинках с изображением животных ищут мышку).

  1. Знакомство.

Маму — мышку мы нашли,

Мышонок успокоился.

Пора и познакомиться.

(Дети называют мышонку свои имена).

  1. Игра с заводной мышкой.

Мышка с вами познакомилась,

А теперь хочет играть,

От вас быстро убегать.

(Дети догоняют заводную мышку).

  1. Игра с цветными картинками «Найди домик для мышат».

Цветные мышки по поляне побежали

И свои норки потеряли.

(Дети ставят мышек в домики по цвету).

  1. Конструирование «Дом для мышонка».

В поле у мышонка есть норка. А в нашей группе ему негде жить.

Давайте построим ему домик.

(Дети строят мышонку домик из конструктора).

  1. Подвижная игра «Кошки-мышки».

Мышонок любит не только с мышатами играть, но и от кошки убегать.

(Дети бегают по паласу. При слове «кошка» бегут прятаться в «домик»).

  1. Игра «Покажи свой стульчик».

Мышонок устал играть,

Он хочет отдыхать.

Кто хочет мышонку свой стул показать?

(Дети находят свои стульчики по картинкам и показывают мышонку).

10.Словесная игра: «Во что мы поиграем».

Мышонок хочет узнать,

Во что будем мы играть.

(Дети по очереди показывают и рассказывают, во что они будут играть самостоятельно).

Мышонок на свободном стульчике посидит и на вас поглядит. Хватит нашим игрушкам скучать. Идите, ребята, скорее играть (Дети расходятся по группе играть).

Младшая группа         

1. Приветствие.  Я проснусь, затороплюсь, быстро в садик соберусь,

В группе книжки и игрушки и любимые подружки.

  1. Игра «Улыбка».

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Мой мизинчик, где ты был?

С безымянным щи варил,

А со средним кашу ел, с указательным запел.

А большой меня встречал и конфетой угощал.

  1. Обсуждение: Как называется наша группа? Для чего нам спальня? Раздевалка? Туалетная? Игровая? Что мы делаем в этих комнатах? Что есть в спальне и т. д.?
  2. Показ картины «В детском саду».

Кого вы видите на картине? Как вы думаете, это спальня? Как называется эта комната?

Средняя группа

  1. Звенит колокольчик.

Раз, два, три, четыре, пять — становитесь в круг играть.

Ребята, вот и настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех вас видеть.

  1. Речёвка.

Слева друг и справа друг,

Очень дружный общий круг. Крепче за руки держитесь,

И друг другу улыбнитесь!

Я предлагаю спеть песенку «Доброе утро»!

(Поют песенку «Доброе утро» с элементами самомассажа).

  1. Приветствие.

А теперь, ребята, давайте поприветствуем друг друга (стоя в кругу, дети приветствуют друг друга разными способами).

  1. Коммуникативная игра «Я человек».

Играющие стоят парами лицом друг к другу.

Я человек, и ты человек.

У меня нос, и у тебя нос.

У меня щёчки аленькие, и у тебя щёчки аленькие.

У меня губки сладенькие, и у тебя губки сладенькие.

Мы с тобой друзья, мы любим друг друга.

(Дети выполняют движения по тексту, дотрагиваясь до своего лица, а затем до лица партнёра, в конце пожимают руки и обнимаются). Ребята, садитесь на ковёр, как вам удобно.

  1. Обмен информацией.

Ребята, давайте посчитаем, сколько мальчиков и девочек сегодня присутствуют. Мальчиков мы обозначим синими машинками, а девочек — красными. (Выкладывают на доске синие и красные машинки).

Кого сегодня больше? Меньше? А кого сегодня нет с нами? А как вы думаете, почему эти малыши не пришли в детский сад. Как мы  сможем узнать, что с ними? (Ответы детей).

Ребята, сегодня второй день недели. Как он называется? А какой день недели был вчера? А какой день недели будет завтра? Какое у нас сейчас время года? Назовите мне приметы осени.

  1. Новости.

А теперь пришло время поделиться новостями. Что интересного у вас произошло? (Новостями делятся сегодня девочки).

7. Ребята, я хочу напомнить вам, что тема нашей недели «Транспорт нашего города». Я предлагаю поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Но так как тема наша посвящена транспорту, то все движения, которые мы будем показывать, должны быть связаны с транспортом. Согласны? (С помощью считалки выбирают водящего и показывают различные движения: едут на машине, летят на самолёте, путешествуют на поезде и т. д.)…

Старшая группа

 (Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки).

Приветствие.

В.: Давайте поприветствуем друг друга.

 Я люблю свой детский сад,

В нём полным-полно ребят,

Может, сто, а может, двести,

Хорошо, когда мы вместе!

Все на месте?  Все ли тут?  Повернулись, оглянулись,  

И друг другу улыбнулись…

В.: Ребята, Альбина с утра немного грустная.

Давайте подарим Альбине хорошее настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей: улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе). Давайте испечём ей «Весёлый пирог».

Психогимнастика «Весёлый пирог».

Если стало вдруг кому-то

Очень грустно почему-то,

И не знаешь — как же быть?

Как его развеселить? (Дети мимикой и интонацией передают грусть, пожимают плечами)

Мы возьмём стакан смешинок,

Громкий хохот из корзинок,

Рассыпного смеха ложку

И хихиканья немножко.

Их весёлкой размешай,

В тонкий юмор раскатай,

 Обваляй все в прибаутках,

Запекай в горячих шутках.

Кто попробует кусочек —

Непременно захохочет! (Дальше по тексту имитируют  приготовление пирога, весело смеются)…

В.: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю?  А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей).

Подготовительная к школе группа         

В.: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога).

Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли в детский сад. (Дети берут свою фотографию и помещают её в выбранный кармашек на стенде «Уголок настроения»).

Ребята, сегодня у всех радостное настроение, и чтобы оно не исчезло, предлагаю поиграть в любую игру. (Дети предложили несколько игр и выбрали игру «Руки-ноги»).

Давайте вспомним правила игры. Один хлопок — команда рукам. Их нужно поднять или опустить. Два хлопка — команда ногам. Нужно встать или сесть.

Ребята, у нас есть красивая «Звезда недели». Давайте подумаем, чью фотографию мы поместим в кармашек. Но сначала давайте вспомним правила:  себя предлагать не надо;          обязательно нужно объяснить свой выбор;  выбирать «Звездочку  недели» нужно от души и сердца, без получения выгоды.  Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звездочку недели».

В.: Ребята, мы не виделись с вами целый день. За это время произошло много интересных событий. Вчера я увидела маленького котёнка. Он так громко мяукал, наверное, потому что был голодный. Я угостила его колбаской. А какие новости есть у вас? Кто хочет рассказать о своих событиях? Давайте сначала расскажут новости девочки, у которых имя начинается на звук «Л». (Дети делятся своими новостями).  

Воспитатель: Ребята, наш утренний сбор завершился. Я надеюсь, что мы весело провели время!

       Заключение:

      Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой  ребенок идёт в детский сад.

        Представленная методика проведения «Утреннего круга» позволяет решать следующие задачи социализации, понятной как процесс «интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе»; правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "АЛТАН СЭСЭГ" Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников ВЫПОЛНИЛА : Жапова ЦА

Слайд 2

«Утренний круг»- это новый для программы "От рождения до школы" элемент в режиме дня. Утренний круг представляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции и социализации детей. Утренний круг-это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и др. Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются "мировые" и "научные проблемы"(развивающий диалог) и т.д.

Слайд 3

Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников. Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации.

Слайд 4

Утренний круг решает целый ряд образовательных задач: создаёт условия для общения детей и взрослых; развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность; нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию ; работает над развитием навыков культурного общения; обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения; развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично; формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения.

Слайд 5

Задачи педагога: Ожидаемый образовательный результат Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение). Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. Регуляторное развитие : развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность. Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи. Развитие детского сообщества : воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу. Обеспечение эмоционального комфорта : создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Слайд 6

Этапы утреннего круга и приёмы, подготовительные действия проведения.

Слайд 7

Структура утреннего круга: Позывные для утреннего круга. Организация утреннего круга. Приветствие. Новости. Обмен информацией. Динамическая пауза. Проблемные ситуации. Игры по теме проекта. Предоставление права выбора центра активности.

Слайд 8

Актуальные задачи утреннего круга для разных возрастных групп Младший дошкольный возраст Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть). Учить ставить цель (я буду строить дом). Учиться говорить предложениями. Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение). Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми). Старший дошкольный возраст Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…). Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи). Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…). Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…). Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо). Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий). Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…). Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…). Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании. Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).

Слайд 9

ФОТО ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Слайд 10

ФОТО ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Слайд 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Представленная методика проведения «Утреннего круга» позволяет решать следующие задачи социализации, понятной как процесс «интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе»; правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогической технологии: "Рефлексивный круг" как средство социализации младших дошкольников"

Реализация образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка"...

Использование педагогической технологии «Рефлексивный круг» как средство социализации младших дошкольников.

Социально-коммуникативное развитие является главным аспектом в воспитании дошкольников. Актуальность этой образовательной области возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального ...

Статья "Технология «Утренний круг» как средство социализации дошкольников".

Согласно ФГОС ДО одними из приоритетных задач социально-коммуникативного развития детей являются развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционал...

Консультация для педагогов "Технология «утренний круг» как средство экологического воспитания дошкольников"

Цель проведения утреннего круга: развивать у ребенка-дошкольника саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качест...

Технология "Утренний круг" как средство социально- коммуникативного развития дошкольников"

Утренний круг   — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который «задаёт тон» всему...