«Развитие связной речи у детей 3-6 лет через сюжетно-ролевую игру»
статья

Речь- это основа человеческого общения. Ребенок в дошкольном возрасте  учится составлять связанные смысловые цепочки в своей речи, которые помогают ему в общении с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие связной речи у детей 3-6 лет через сюжетно-ролевую игру»

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования. Исследования показывают, что современные дети  говорят неправильно, у них скудный словарный запас. При этом педагоги и психологи утверждают, что речь – это важный инструмент мышления, сознания, интеллекта. Речевое развитие ребёнка непосредственно влияет на формирование интеллекта ребёнка его характера, эмоций, да и вообще личности в целом.

Задачи речевого развития - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития у ребёнка всех основ речи: фонетической, лексической, грамматической и становление разговорного языка - так считает известный учёный психолог Эльконин Д.Б

Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Уникальными возможностями для речевого развития в дошкольном возрасте обладает сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра способствует: - закреплению навыков пользования инициативной речью; - совершенствованию речи; - обогащению словаря; - формирование грамматического строя языка и т.д.

Игровые занятия для ребёнка являются одним из самых эффективных методов для развития речи. Особенностью игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект, и столь же быстрое приспособление объекта к новой ситуации. В структуру игры детей входят:  роли, взятые на себя играющими;  игровые действия, как средство реализации этих ролей;  игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми, условными;  реальные отношения между играющими.

Сюжетно-ролевые игры являются отображением социальной действительности, комбинирование в одном сюжете реальных и выдуманных событий, разнообразных ситуаций взаимодействия людей. Дети самостоятельно участвуют в создании игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, совместно с воспитателем изготавливают игрушки-самоделки и предметы-заместители для игр.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на речевое развитие, например, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей. Среди сюжетно-ролевых игр особое внимание стоит уделить играм, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так и называемые игры-драматизации. Именно эти игры оказывают большое влияние на обогащение речевого развития детей. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Часто дошкольники самостоятельно преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию речевой активности выразительности речи. В процессе игры дети накапливают необходимый запас слов, приобретают умение выражать свои мысли наиболее полно и связно, учатся правильно использовать в своей речи грамматические формы, распределяют между собой роли, проговаривают основные действия той или роли.

Сюжетно-ролевая игра является речевой ситуацией, где происходит обучение диалогической речи, она направлена на развитие умений договариваться во время общения, вступать в разговор, соблюдать речевой этикет, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.

Развитие речи это: обогащение и развитие словаря, формирование грамматического строя речи. Так, в процессе проведения сюжетно-ролевых игр ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи в игре направлено на развитие умения правильно выражать свои мысли простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста

«ПОЧТА»

Задачи: – Совершенствовать навыки общественных норм в обществе, развивать монологическую и диалогическую речь; – Воспитывать формирование таких умений как дисциплинированность и организованность, корректировать произношение звуков.

Использованные роли: клиенты и почтальон.

Используемое оборудование: коробки изображающие посылки, конверты, газеты, книги, журналы, открытки.

Ход игровой деятельности: Воспитатель рассказывает детям о необходимости почтовых отправлений, как это важно для людей, живущих в разных уголках нашей страны. Детям назначают роли: 3 почтальона, остальных делят на посетителей почты и адресатов получаемых посылок, дети выполняют игровую деятельность в процессе которой покупают открытки, конверты, газеты на почте, отправляют их. Роли в игре изменяются. В игре присутствуют определенные речевые установки: — «Добрый день! Можно мне, пожалуйста, журнал «Лунтик» и две открытки» —«Возьмите пожалуйста. Не желаете купить что- нибудь еще?» — «Нет, спасибо. До скорой встречи!» —«До свидания» — «Дайте мне пожалуйста вот этот конверт. Сколько он будет стоить?» — «Помогите мне отправить посылку маме»

 «СЕМЬЯ»

Задачи: – Совершенствовать навыки владения разговорной речью; – Совершенствовать монологическую и диалогическую речь; – Поддерживать доброжелательную атмосферу в группе; – Корректировать звуковую сторону речи;

Задействованные роли: папа, мама, братик, сестренка и др. члены семьи.

 Ход игровой деятельности: Дети распределяют роли (сын, папа, дочь,мама), осуществляют свою игровую деятельность согласно роли: мама готовит еду, папа идет на работу. В игре задействованы определенные речевые установки: — «Встречайте меня, я вернулся с работы»; — «Дети перед едой помойте руки и садитесь за стол» — «Спасибо мамочка! Очень вкусный обед!» —«Сынок ты почистил зубы?» — «Какой ты молодец!» — «Мама пойдем погуляем с тобой на площадке» — «Папа, а сколько мне можно смотреть телевизор?»
БОЛЬНИЦА»

Задачи: – учить использовать речевые средства выразительности в игре; – развивать коммуникативные навыки общения; – учить быть доброжелательными в игре по отношению друг к другу; – обращать внимание на грамматическую сторону языка.

 Задействованные роли: врач стоматолог, лор, медсестра, больной и другие Используемое оборудование: многочисленные баночки, изображающие лекарства, фонендоскоп, врачебный халат, карты с историями болезней.

 Ход игровой деятельности: Из группы выбираются 4 ребенка, которые берут на себя роли врачей им медсестры. Остальные дети будут являться пациентами. В игре допускается использовать игрушки в качестве пациентов. Периодически идет замена ролей. В игре задействованы определенные речевые установки: — «Скажите, что вас беспокоит?» — «Болит горло?» —«Покажи мне свое горло. Какое же оно красное у тебя. Выпей эту таблетку, она тебе поможет» — «Большое спасибо доктор за помощь» — «Не за что, но не забывай о правилах: надевай шарф и шапку»

Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.

                     Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Сюжетно-ролевая игра является той самой речевой ситуацией, где происходит целенаправленное обучение диалогической речи. Она направлена на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, выражать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. Важным для речевого развития речи является творческая сюжетно-ролевая игра, которой дети совместно создают предметно- игровую среду, придумывают тему и развивают сюжет, разыгрывают ролевые диалоги и по ходу их вступают в разнообразные реальные взаимоотношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана  Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...

Обобщение опыта работы по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями через драматизацию

В работе представлена методика по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР через обучение драматизации...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...

«Развитие ролевых связей у детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Актуальность: коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности...

Консультация для родителей "Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети ...