Картотека бесед, игр по патриотическому воспитанию детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Чернобылец Наталья Александровна

Формировать элементарные понятия детей раннего возраста о патриотическим воспитании, о семье, доме, детском саде, родном городе, стране, праздниках; развивать любознательность, интерес к русским традициям, народным промыслам, народным праздникам; воспитывать уважение к труду, взаимопонимание, дружбу между детьми, бережное отношение к природе и животным родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_igr_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека бесед и игр по патриотическому воспитанию

для детей раннего возраста

Составила:

воспитатель Чернобылец Н.А.

Цель: создание условий для становления основ патриотического сознания, возможности позитивной социализации, всестороннего, личностного, морально-нравственного и познавательного развития детей.

Задачи:

- формировать элементарные понятия о семье, доме, детском саде, родном городе, стране, праздниках;

- развивать любознательность, интерес к русским традициям, народным промыслам, народным праздникам;

- воспитывать уважение к труду, взаимопонимание, дружбу между детьми, бережное отношение к природе и животным родного края.

Тема «Знакомство с группой»

«Знакомство»

Задачи:

- познакомить детей с воспитателями, с младшим воспитателем и детей друг с другом;

- помочь детям лучше узнать детский сад, прогулочный участок, группу;

- воспитывать любовь и уважение к сверстникам, воспитателям.

Воспитатель предлагает детям познакомиться с группой:

приемная – для переодевания (кабинки, скамейки и т.п.);

групповая – для игр (различные уголки с игрушками.), для приема пищи (столы, стульчики, посуда и т.п.);

спальная комната – для отдыха, дневного сна (кроватки, постельные принадлежности);

туалетная комната – для мытья рук (раковины, мыло, полотенчики), для  туалета (горшочки, унитазы, подставки, туалетная бумага);

прогулочный участок – для прогулок, игр (беседка, песочница, малые формы, игрушки и т.п).

Беседа: «Чем занимаются детки в детском саду»

Задачи:

- познакомить с детским садом (экскурсия, рассматривание иллюстраций);

- развивать наблюдательность, мышление, речь;

- воспитывать интерес к детскому саду, группе.

Предварительная работа:

Экскурсия по детскому саду, рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (спортивного зала, музыкального зала, медицинского кабинета, «Русская изба», «Комната экологии».).

Предложить детям рассмотреть картинки по теме «Детский сад». Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают (при необходимости воспитатель помогает детям).

Тема «Я и мое имя»

Беседа «Как кого зовут?»

Задачи:

- учить называть свое имя и запоминать имена сверстников;

- развивать речь, память, внимание;

- воспитывать доброе, дружеское отношение к сверстникам.

Воспитатель сидит с детьми на ковре, показывает на ребенка, затем просит детей назвать имя ребенка и приговаривает:

Это Ваня – Ваня у нас хороший, Ваня у нас пригожий….(и так с каждым ребенком).

Дидактическая игра «Части тела»

Задачи:

- формировать элементарные понятия о своем теле;

- развивать память, внимание, наблюдательность, речь;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Воспитатель просит подойти 2-3 ребенка, показывает и просит назвать части тела.

Чтение художественной литературы: А. Барто  «Я расту»

Задачи:

- учить слушать внимательно, понимать смысл прочитанного;

- развивать интерес к художественному слову;

- воспитывать любовь и бережное тоношение к книгам.

Тема «Моя семья»

Беседа «Семья»

Задачи:

- формировать понятия детей о членах своей семьи;

- развивать речь, память, внимание;

- воспитывать уважительное отношение к своей семье.

Воспитатель беседует с детьми о семье.

Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге, весело и дружно живут все вместе.

Что главное в семье? (уважение, дружба, любовь друг к другу).

О членах семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, (близких, родных людях).

О разных семьях – маленьких (мама и ребенок), больших (сестра, брат, папа, мама, бабушка, дедушка и т.д).

Пальчиковая игра «Строю дом»

Задачи:

- учить детей повторять движения пальчиками, ручками, по словам теста;

- развивать речь, память, мелкую моторику, крупную моторику;

- воспитывать любовь и заботу к своей семье.

Тут-тук, тук да тук (стучим кулачками)

Что за звон, что за стук?

Молоточком я стучу (стучим кулачками)

Дом построить я хочу (показываем крышу).

Дом высокий строю я (руки высоко)

В нем живет моя семья (хлопаем и показываем пальчики).

Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Петушок с семьёй»

Задачи:

- учить слушать внимательно, понимать смысл услышанного;

- развивать интерес к художественному слову;

- воспитывать любовь и уважение к семье.

Тема «Наши любимые дедушка и бабушка»

Беседа «Бабушка (дедушка)» – мой лучший друг

Задачи:

- формировать понятия детей о членах своей семьи (бабушка, дедушка);

- развивать речь, память, внимание, мышление;

- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Воспитатель беседует с детьми.

 Бабушка и дедушка когда тоже были маленькими детьми, и у них были свои бабушка и дедушка, они с ними играли, читали и т.п.

А как вы проводите время с бабушками и дедушками? Во что играете, что читаете?

Об отношении к бабушкам, дедушкам (уважение, забота, любовь, помощь).

Аппликация «Украсим блюдце для бабушки и дедушки»

Задачи:

- учить приклеивать на блюдце (заготовку) украшения;

- развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость;

- воспитывать доброе отношение к старшему поколению.

Воспитатель предлагает детям сделать для бабушек, дедушек красивое блюдце (при затруднении воспитатель помогает детям намазывать и приклеивать заранее приготовленные заготовки).

Пальчиковая игра «Моя семья»

Задачи:

- учить детей повторять движения пальчиками по тексту, загибая поочередно, начиная с большого;

- развивать мелкую моторику, речь;

- воспитывать любовь к семье.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (показываем ручки, разжав пальчики)

Дидактическая игра «Назови ласково?»

Задачи:

- учить называть ласково (бабуля, бабушка, дедуля, дедушка);

- развивать речь, память, внимание;

- воспитывать уважительное отношения к старшему поколению.

Воспитатель предлагает детям ласково назвать бабу и деда, вспомнить, как их зовут.

Тема «Добрые и вежливые слова»

Беседа «Добрый человек»

Задачи:

- познакомить с этическими нормами поведения;

- развивать речь, память, мышление;

- воспитывать желание помочь друг другу.

Прослушивание песни Барбарики «Что такое доброта?»

Воспитатель беседует с детьми о доброте.

О понятии «Добрый человек» (доброе сердце, добрая душа, добрые слова).

О помощи (люди должны помогать друг другу, если человек попал в беду и т.д.).

Малоподвижная игра «Вежливый мячик»

Задачи:

- формировать понятия о добрых и вежливых словах;

- развивать крупную моторику, речь, память, внимание, любознательность;

- воспитывать вежливость, культуру поведения.

Предварительная работа:

Беседа о добрых и вежливых словах (здравствуете, привет, до свидания, спасибо, пожалуйста и т.д.).

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, воспитатель бросает в руки детям мяч и предлагает назвать вежливые, добрые, волшебные слова (при необходимости помогает детям).

Пальчиковая игра «Помощники»

Задачи:

- учить повторять движения пальчиками, по словам текста;

- развивать речь, память, мелкую моторику;

- воспитывать доброту, желание помогать маме, бабушке.

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг об друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Тема «Народные промыслы»

Беседа «Народны промыслы России»

Задачи:

- познакомить детей с народными промыслами;

- развивать интерес и любознательность, речь, внимание;

- воспитывать любовь к своей стране.

Воспитатель беседует с детьми.

Русская земля. Испокон веков наша страна славится своими мастерами, людьми, способными создавать и творить настоящую красоту, объясняет, что эти предметы изготовлены русскими мастерами.

Что такое народные промыслы? Показывает иллюстрации, картинки, предметы (гжель, хохлома, дымковские игрушки, самовар, посуда, матрешки и т.д).

Дидактическая игра «Русские народные промыслы»

Задачи:

- расширять знания детей о народных промыслах;

- развивать интерес к русским традициям;

- воспитывать любовь к своей родине.

Предварительная работа:

Рассматривание предметов, картинок, иллюстраций с народными промыслами.

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов народных промыслов и просит детей их назвать (при необходимости помогает).

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Задачи:

- познакомить детей с матрешкой, учить собирать матрешку;

- развивать мелкую моторику, речь, любознательность;

- воспитывать интерес к народным игрушкам.

Воспитатель раздает детям матрешку, рассказывает о ней, показывает, как ее разбирать и собирать, затем предлагает детям повторить.

Рисование «Рисунок для ковра»

Задачи:

- учить детей рисовать красками несложные узоры (волну, точки);

- развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость;

- воспитывать интерес к народному творчеству.

Воспитатель раздает детям заготовки ковра (плотный листок) и предлагает кисточкой нанести узор (воспитатель при затруднении помогает детям).

Тема «Птицы нашего края»

Беседа «Птицы зимой»

Задачи:

- прививать любовь к родине, родному краю, познакомить детей с птицами родного края (воробей, синица, снегирь, голуби и т.д.);

- развивать любознательность, интерес к животному миру;

- воспитывать желание помочь птицам в зимнее время года (сделать с родителями скворечники, кормушки).

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с птицами, рассказывая о них и объясняя, что зимой птицы кушают ягодки рябины, но этого не достаточно, и чтобы летать, чтоб у них были силы, им нужно помочь с кормом (хлебом, зернышки и т.д.).

Пальчиковая игра «Птицы»

Задачи:

- учить детей повторять движения пальчиками по тексту;

- развивать мелкую моторику, наблюдательность, речь;

- воспитывать заботу о птицах.

Холодно на улице, (сжимать и разжимать кулачки)

Замерзают птицы.

Чтобы не замерзнуть, (машут крылышками)

Надо подкрепиться (клюют в ладошке)

Мы про них не забываем,

Корм в кормушку насыпаем (имитируем - насыпаем пальчиками корм).

Дидактическая игра «Покорми птичку»

Задачи:

- формировать элементарные понятия о птицах зимой;

- развивать внимание, речь, наблюдательность;

- воспитывать заботу и бережное отношение к птицам.

Воспитатель показывает детям вырезанные картинки птиц нашего родного края и кормушку. Затем предлагает покормить птичек, поочередно подносить птичку к кормушке, называя птицу – воробей, голубь, синица, снегирь (при затруднении воспитатель помогает).

Тема «Папа – наш Защитник»

Беседа «23 февраля»

Задачи:

- познакомить детей с государственным праздником, вызывать чувство гордости и радости за свою Родину;

-   развивать речь, внимание, мышление, любознательность;

- воспитывать доброе отношение и уважение к своей стране, солдатам, к своему папе, дедушке.

Воспитатель беседует с детьми о празднике «День защитника Отечества».

Защитники – это те, кто мужественно защищает нашу Родину, кто служил в армии, это дедушки, папы, старшие братья.

23 февраля мы будем отмечать праздник «День Защитника Отечества». Этот праздник для настоящих мужчин, наших защитников. Наши дедушки и папы были сильными и смелыми, они защищали нашу Родину. Сильный человек – не обидчик, он – защитник.

Когда вы подрастете, тоже будете сильными, смелыми защитниками своей семьи и своей Родины.

Чтение стихотворения про армию.

Задачи:

- учить слушать внимательно, понимать смысл услышанного;

- развивать интерес к художественному слову;

- воспитывать любовь и уважение к своей Родине, семье.

Нашей Армии любимой

День рожденье в Феврале,

Слава ей, непобедимой,

Слава миру на Земле!

Малоподвижная игра «Солдаты»

Задачи:

- учить повторять движения по словам;

- развивать двигательную активность, внимание, речь;

- воспитывать доброе, уважительное отношение к нашей армии.

Мы солдаты, мы солдаты (маршируем)

Бодрым шагом, мы идем.

В нашу армию, ребята, просто так не попадем,

Нужно быть умелыми

Сильными и смелыми.

Тема «Масленица»

Беседа «Масленица»

Задачи:

- познакомить детей с праздником «Масленица»

-развивать познавательный интерес, внимание, память, обогащать словарный запас речи;

-воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Воспитатель беседует с детьми о Масленице с показом иллюстраций, картинок. 

Масленица – один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица раньше имела другое название – проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. Люди веселились от души, кушали блины, катались на лошадях, санках, водили хороводы, играли в различные народные игры, сжигали чучело, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль.

Хороводная игра «Заинька, попляши».

Задачи:

- закрепить знания детей о масленице, играх;

- развивать интерес к празднику, обогащать двигательный опят;

- воспитывать любовь к русским народным праздникам.

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

(Дети повторяют вместе с воспитателем движения по тексту).

Рисование «Блины»

Задачи:

- учить разукрашивать блины с помощью кисти и краски;

- развивать мелкую моторику, внимание, познавательный интерес;

- воспитывать интерес к празднованию «Масленицы».

Воспитатель объясняет детям, что одним из символов праздника являются блины и предлагает разукрасить заготовки блинов красками.

Тема «День Победы»

Беседа «9 мая»

Задачи:

- формировать представление детей о празднике «День Победы», о Великой Отечественной войне;

-  развивать интерес к историческому прошлому России;

- воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, чувства гордости за родную страну.

Воспитатель беседует с детьми, показывает картинки и рассказывает детям о том, что 9 мая в каждом городе нашей большой страны проходит Парад Победы. В этот день мы вспоминаем всех тех, кто воевал, кто погиб на войне, в бою или умер от ран после войны.

Дети и взрослые в этот день возлагают цветы к Вечному Огню, другим памятникам. А вечером бывает праздничный салют.

Пальчиковая игра «День Победы»

Задачи:

- учить детей повторять движения пальчиками по тесту;

- развивать мелкую моторику, речь, память;

- воспитывать любовь к  своей Родине.

Что такое день победы? (протягивают ручки)

Это праздник! (ручки ладошками вверх)

Ордена и награды боевые (кулачки прижимают к груди)

И салюты золотые, (поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках)

И тюльпанчики цветные (показывают руками бутон)

И чистая земля (рисуют круг в воздухе).

Рисование «Салют»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, картинок с салютом, с днем Победы.

Задачи:

- учить детей рисовать салют красками;

- развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость;

- воспитывать интерес к рисованию салюта, к празднику «День Победы».

Воспитатель показывает детям, как нарисовать салют с помощью кисти и краски, затем предлагает детям самим нарисовать салют к празднику (при необходимости помогает детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...".

Конспект НОД  по патриотическому воспитанию детей раннего возраста "Что мы Родиной зовем? Дом где мы с тобой живем...". Конспект занятия  актуален в плане недостаточности материала по работе...

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста"

К.Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства»....

Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста средствами фольклора

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная. Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культ...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста»

Как воспитать патриотизм у маленького гражданина нашего общества? С чего начать?...

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возраста"

В картотеке   предложены игры по нравственно-патриотическому воспитанию детей по  пяти блокам: "Родная семья", " Родной дом", "Родная природа", "Родна...