Воспитательный проект «Технология добровольчества в дошкольном образовании»
проект (старшая группа)

Акопян Агавник Мамиконовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №183» городского округа Самара

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательный проект

«Технология добровольчества в дошкольном образовании»

 

Номинация – нравственные основы воспитания и социализации обучающихся

 

 

 

 

 

Акопян Агавник Мамиконовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г.о. Самара

 

 

 

 

 

Самара, 2022 г.

Содержание

 

Введение. 3

1. Анализ и описание проектной идеи. 6

2. Актуальность. 6

3. Целеполагание. 7

4. Механизмы реализации проекта. 8

5. Предполагаемые результаты.. 10

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 

Введение

 

Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности.

В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей, когда материальные ценности имеют большее значение для людей, чем духовные. Это оказывает влияние на то, что у современных детей формируются неправильно или не прививаются вообще представления о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, справедливость и другие, что, в свою очередь, негативно отражается на их социализации.

Дошкольный возраст – это период интенсивной социализации, в это время закладывается умение сочувствовать и сопереживать. Создание позитивного имиджа человека, помогающего людям на добровольной основе, популяризация этой идеи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Освоение технологии эффективной социализации можно начинать с любой из ее частей (подтехнологий), но важно понимать, что она является отработанной и системной. Ее частичная реализация или нарушение, приведет к не полному формированию заявленных социальных навыков. Так же важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей.

Новизна опыта заключается в том, что организация добровольчества предполагается в условиях детского сада.

В настоящее время в Самарской области волонтерское движение носит плановый и системный характер. В него включены студенты и школьники, рабочие и служащие. По технологии Н. П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. Волонтерская деятельность помогает «делать прививку от равнодушия» молодых граждан, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, формируя культуру социальной активности с детства. Волонтерская деятельность в дошкольной образовательной организации помогает детям любой возрастной категории ощутить себя «старшими» и «нужными». Рассматриваемая деятельность способствует развитию у волонтеров-дошкольников ощущения «взрослости», на основе чего у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач в различных видах деятельности и общении. Дошкольники, принимающие участие в волонтерской деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.

Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что раннее формирования добровольческой активности у детей способствует развитию социально - значимых качеств, формированию у детей активной жизненной позиции в будущем. Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами – это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.

Для общеобразовательных организаций применение добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества в воспитательной работе, возможности использования синергетического эффекта от активности воспитанников.

Таким образом, участие детей дошкольного возраста в волонтерской деятельности способствует формированию необходимых в этот возрастной период навыков и умений общения, а также готовности к решению различных социальных задач и способности адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. Кроме того, у детей дошкольного возраста формируется не просто отрицательное отношение к плохому, но и усваиваются способы социальной активности, которые дают возможность перейти от простого пассивного неодобрения к активным действиям в обществе сверстников.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность как в целом воспитательных воздействий, так и непосредственно оптимизации процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию. Также волонтерская деятельность ориентирована на продуктивное взаимодействие с родителями, поскольку обеспечивает привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольной образовательной организации.

Данный воспитательный проект может быть реализован педагогами с воспитанниками старшего дошкольного возраста  с учетом окружающего социума.

1. Анализ и описание проектной идеи

 

Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

 

2. Актуальность

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить  к жизни.

В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения "Мы - волонтеры". Считаю, что создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.

Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.

 

3. Целеполагание

 

Цель проекта - внедрить  волонтерскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

1) формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность;

2) воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

3) развитие коммуникативных навыков детей;

4) способствовать повышению значения семейных ценностей.

Вид проекта: коллективный, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники детского сада, педагоги, родители, социум.

Продолжительность проекта: 2022 – 2023 учебный год.

Мероприятия, проведенные в рамках  проекта. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Волонтерский отряд детского сад участвует в различных акциях, устраивает недели и дни помощи. Помогать можно всем и во всем. На языке детей все это означает «делать добрые дела» и «помогать другим». Отличным местом для их реализации стала «Неделя добра», в ходе которой волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. Также планируются акции «Подари улыбку», «Помним, гордимся!!!», «Покормим птиц зимой».

Взаимодействие с другими учреждениями:

Дом ребенка «Солнышко» - дети старшей группы сделают для детей из дома ребенка «Солнышко» поделки и аппликации, для украшения;

Совет ветеранов – в содействии с Советом ветеранов и совет микрорайона, дети подготовят открытки ветеранам ко Дню Победы;

Совместная трудовая деятельность с родителями и молодежной волонтерскими организациями - посадка цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, экологическая акция  «Помоги птицам зимой».

.

4. Механизмы реализации проекта

 

В таблице 1 представлен календарный план реализации проекта.

Таблица 1

Календарный план реализации проекта

Наименование и описание мероприятия

Сроки

Мероприятие

Организационный этап

 

 

1. Обсуждение и утверждение проекта

Июль 2022

Определение направлений работы. Составление плана работы.

2. Проведение

родительского собрания посвященного вопросам добровольческой деятельности детей.

Июль 2022

Выявление уровня  компетентности родителей, по вопросам добровольческой деятельности. Выявление родителей, знакомых с работой волонтеров и участвующих в волонтерской деятельности. Знакомство с работой проекта

3. Педагогический совет воспитателей ДОУ

Июль 2022

Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. Совершенствование профессионального мастерства педагогов

Практический этап

 

 

4. Акция экологической направленности «Вредный целлофан»

Август-сентябрь 2022

Уборка экологически вредного мусора с территории дворов и детского сада

5.  День матери

Октябрь 2022

Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участием  родителей

6. Работа с младшими дошкольниками

Ноябрь-декабрь 2022

Организация  образовательного  процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей

7. Экологическая акция «Кормушка»

Январь-март 2023

Формирование активной жизненной позиции в сфере

экологической деятельности дошкольников, развитие сочувствия и интереса к окружающей среде, формирование умения работать в команде.

8. Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию добровольчества» 

Апрель 2023

Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

9. Акция «Открытка для ветерана»

Май 2023

Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди

Заключительный этап

 

 

10. Подведение итогов на совместном собрании родителей и сотрудников детского сада

Июнь 2023

Выявление проблем, которые могли  помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ.

 

 

 Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

 

5. Предполагаемые результаты

 

Качественные результаты

  1. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
  2.  Участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
  3. Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
  4.  Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
  5. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Количественные результаты:

1. Проведение 5 мероприятий.

2. Изготовление 10 кормушек для птиц в рамках экологической акции.

3. Изготовление 25 открыток к 9 мая для ветеранов.

Изменения по итогам реализации проекта:

  1. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
  2. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
  3. Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
  4. Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
  5. Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  6. Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
  7. Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые.

 

Заключение

 

В результате реализации проекта мы планируем достичь качественных и количественных показателей, а также следующих результатов:

1. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

2. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

3. Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;

4. Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

5. Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

6. Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ.

7.  Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

8. Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые.

 

Список литературы

 

  1. Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249-252.
  1. Арсеньева, Т. Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т. Н. Арсеньева, В. А. Зотова, Д. Д. Маслова, Д. Е. Покровский, А. С. Федорова. — Москва: 2018.
  2. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
  3. Лукьянова, Р. Виды волонтерства. – [Электронный ресурс] . -  Режим доступа:  https://goodsurfing.org/blog/article?id=88  (дата обращения 07.06.2022 г.)
  4. Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо - 2018» / сост. О.Л. Высоцкая; под ред. Л.И. Ачекуловой. - Красноярск, 2018. - 124 с.
  5. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. – 431 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _proekt_dobrovolchestvo_akopyan_a.m._mbdou183.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №183» городского округа Самара

Воспитательный проект

«Технология добровольчества в дошкольном образовании»

Номинация – нравственные основы воспитания и социализации обучающихся

Акопян Агавник Мамиконовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 183» г.о. Самара

Самара, 2022 г.

Содержание

Введение        3

1. Анализ и описание проектной идеи        6

2. Актуальность        6

3. Целеполагание        7

4. Механизмы реализации проекта        8

5. Предполагаемые результаты        10

Заключение        13

Список литературы        14

Введение

Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности.

В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей, когда материальные ценности имеют большее значение для людей, чем духовные. Это оказывает влияние на то, что у современных детей формируются неправильно или не прививаются вообще представления о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, справедливость и другие, что, в свою очередь, негативно отражается на их социализации.

Дошкольный возраст – это период интенсивной социализации, в это время закладывается умение сочувствовать и сопереживать. Создание позитивного имиджа человека, помогающего людям на добровольной основе, популяризация этой идеи является одной из актуальных задач дошкольного образования. Освоение технологии эффективной социализации можно начинать с любой из ее частей (подтехнологий), но важно понимать, что она является отработанной и системной. Ее частичная реализация или нарушение, приведет к не полному формированию заявленных социальных навыков. Так же важно понимать, что в реализацию данной технологии необходимо включить всех субъектов образовательной организации: детей, воспитателей, педагогов, администрацию и родителей.

Новизна опыта заключается в том, что организация добровольчества предполагается в условиях детского сада.

В настоящее время в Самарской области волонтерское движение носит плановый и системный характер. В него включены студенты и школьники, рабочие и служащие. По технологии Н. П. Гришаевой волонтерами могут быть и дети дошкольного возраста. Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации является проектная деятельность. Волонтерская деятельность помогает «делать прививку от равнодушия» молодых граждан, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, формируя культуру социальной активности с детства. Волонтерская деятельность в дошкольной образовательной организации помогает детям любой возрастной категории ощутить себя «старшими» и «нужными». Рассматриваемая деятельность способствует развитию у волонтеров-дошкольников ощущения «взрослости», на основе чего у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач в различных видах деятельности и общении. Дошкольники, принимающие участие в волонтерской деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.

Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что раннее формирования добровольческой активности у детей способствует развитию социально - значимых качеств, формированию у детей активной жизненной позиции в будущем. Межгрупповое взаимодействие взаимно обогащает детей разных возрастов: младших продвигает в своем развитии, а старшим дает возможность быть образцом для подражания. Для детей старшего возраста игра с малышами – это урок ответственности, первое серьезное дело, которым они руководят.

Для общеобразовательных организаций применение добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества в воспитательной работе, возможности использования синергетического эффекта от активности воспитанников.

Таким образом, участие детей дошкольного возраста в волонтерской деятельности способствует формированию необходимых в этот возрастной период навыков и умений общения, а также готовности к решению различных социальных задач и способности адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. Кроме того, у детей дошкольного возраста формируется не просто отрицательное отношение к плохому, но и усваиваются способы социальной активности, которые дают возможность перейти от простого пассивного неодобрения к активным действиям в обществе сверстников.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность как в целом воспитательных воздействий, так и непосредственно оптимизации процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию. Также волонтерская деятельность ориентирована на продуктивное взаимодействие с родителями, поскольку обеспечивает привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольной образовательной организации.

Данный воспитательный проект может быть реализован педагогами с воспитанниками старшего дошкольного возраста  с учетом окружающего социума.

1. Анализ и описание проектной идеи

Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.

2. Актуальность

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить  к жизни.

В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения "Мы - волонтеры". Считаю, что создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.

Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники акций непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что им по силам сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее. Участие детей в социальных акциях может стать интересным, увлекательным, результативным и эмоционально позитивным занятием, которое позволит пережить ребенку и взрослому свою значимость и нужность.

3. Целеполагание

Цель проекта - внедрить  волонтерскую  практику в деятельность детского сада, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

1) формирование  у детей позитивных установок  на добровольческую деятельность;

2) воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

3) развитие коммуникативных навыков детей;

4) способствовать повышению значения семейных ценностей.

Вид проекта: коллективный, долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники детского сада, педагоги, родители, социум.

Продолжительность проекта: 2022 – 2023 учебный год.

Мероприятия, проведенные в рамках  проекта. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.

Волонтерский отряд детского сад участвует в различных акциях, устраивает недели и дни помощи. Помогать можно всем и во всем. На языке детей все это означает «делать добрые дела» и «помогать другим». Отличным местом для их реализации стала «Неделя добра», в ходе которой волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. Также планируются акции «Подари улыбку», «Помним, гордимся!!!», «Покормим птиц зимой».

Взаимодействие с другими учреждениями:

Дом ребенка «Солнышко» - дети старшей группы сделают для детей из дома ребенка «Солнышко» поделки и аппликации, для украшения;

Совет ветеранов – в содействии с Советом ветеранов и совет микрорайона, дети подготовят открытки ветеранам ко Дню Победы;

Совместная трудовая деятельность с родителями и молодежной волонтерскими организациями - посадка цветов, кустов и деревьев и уходу за ними, уборка мусора на участке, экологическая акция  «Помоги птицам зимой».

.

4. Механизмы реализации проекта

В таблице 1 представлен календарный план реализации проекта.

Таблица 1

Календарный план реализации проекта

Наименование и описание мероприятия

Сроки

Мероприятие

Организационный этап

1. Обсуждение и утверждение проекта

Июль 2022

Определение направлений работы. Составление плана работы.

2. Проведение

родительского собрания посвященного вопросам добровольческой деятельности детей.

Июль 2022

Выявление уровня  компетентности родителей, по вопросам добровольческой деятельности. Выявление родителей, знакомых с работой волонтеров и участвующих в волонтерской деятельности. Знакомство с работой проекта

3. Педагогический совет воспитателей ДОУ

Июль 2022

Систематизация методов, форм, приемов работы с детьми. Совершенствование профессионального мастерства педагогов

Практический этап

4. Акция экологической направленности «Вредный целлофан»

Август-сентябрь 2022

Уборка экологически вредного мусора с территории дворов и детского сада

5.  День матери

Октябрь 2022

Праздничный фольклорный концерт детей старшего дошкольного возраста с участием  родителей

6. Работа с младшими дошкольниками

Ноябрь-декабрь 2022

Организация  образовательного  процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей

7. Экологическая акция «Кормушка»

Январь-март 2023

Формирование активной жизненной позиции в сфере

экологической деятельности дошкольников, развитие сочувствия и интереса к окружающей среде, формирование умения работать в команде.

8. Консультация для родителей групп: «Разнообразные формы и методы по воспитанию добровольчества» 

Апрель 2023

Изучение разнообразных форм, методов и приемов образовательной деятельности, обеспечивающих эффективную реализацию задач по социально - нравственному воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

9. Акция «Открытка для ветерана»

Май 2023

Организация работы ДОУ  благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые и пожилые люди

Заключительный этап

10. Подведение итогов на совместном собрании родителей и сотрудников детского сада

Июнь 2023

Выявление проблем, которые могли  помешать выполнению проекта или несоблюдению календарного плана работ.

 Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

5. Предполагаемые результаты

Качественные результаты

  1. Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
  2.  Участие в волонтерском движении поможет детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
  3. Дети научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
  4.  Они будут готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных.
  5. При этом важно, что у них не только сформируется негативное отношение к плохому, но и будут обеспечены способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.

Количественные результаты:

1. Проведение 5 мероприятий.

2. Изготовление 10 кормушек для птиц в рамках экологической акции.

3. Изготовление 25 открыток к 9 мая для ветеранов.

Изменения по итогам реализации проекта:

  1. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
  2. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
  3. Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;
  4. Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
  5. Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;
  6. Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ;
  7. Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые.

Заключение

В результате реализации проекта мы планируем достичь качественных и количественных показателей, а также следующих результатов:

1. Спроектированная система волонтерского движения в ДОУ обеспечит своевременное повышение профессиональной компетентности педагогических работников.

2. Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе позитивную атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.

3. Расширит представление о волонтерском движении у детей 5-6 лет, педагогов, специалистов детского сада, родителей воспитанников;

4. Приобщит детей и родителей воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

5. Сформирует у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности;

6. Проект позволит привлечь родителей воспитанников в образовательный процесс ДОУ.

7.  Обеспечит преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования.

8. Проект позволит организовать работу ДОУ благотворительной и добровольческой направленности, через взаимосвязь  поколений - дети, взрослые.

Список литературы

  1. Абраменко, И. М. Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / И. М. Абраменко, Н. В. Сорокина, Л. Е. Карачарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 249-252.
  1. Арсеньева, Т. Н. Теоретико-практические основания развития школьного добровольческого движения / Т. Н. Арсеньева, В. А. Зотова, Д. Д. Маслова, Д. Е. Покровский, А. С. Федорова. — Москва: 2018.
  2. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П. Гришаева. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
  3. Лукьянова, Р. Виды волонтерства. – [Электронный ресурс] . -  Режим доступа:  https://goodsurfing.org/blog/article?id=88  (дата обращения 07.06.2022 г.)
  4. Организация добровольческой деятельности: лучшие проекты и программы по итогам конкурса «Во благо - 2018» / сост. О.Л. Высоцкая; под ред. Л.И. Ачекуловой. - Красноярск, 2018. - 124 с.
  5. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. – 431 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская интегрированная индивидуально - ориентированная технология базового компонента дошкольного образования для первой младшей группы (3-й год жизни

Вашему вниманию предложена методическая разработка «Авторская интегрированная индивидуально - ориентированная технология базового компонента дошкольного образования для первой младшей группы (3-й год ...

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации  ФГОС ДО. Предлагается авторское видение  создания и разработки  информационых программ...

«Инновационные технологии в системе дошкольного образования. Речевое развитие детей дошкольного возраста» Круглый стол

Материал адресован начинающим  воспитателям для использования в  работе с дошкольниками по развитию речи....

STEM технологии в условиях дошкольного образования. Основные идеи образовательной технологии STEM

Казалось бы - зачем ребенку инженерное, техническое мышление? Однако мы видим технологии будущего уже здесь и сейчас… Наши дети увлекаются роботами и робототехникой, изучают IT технологии в вид...