Адаптационный период в детском саду
статья (младшая группа)

Семенович Елена Юрьевна
От чего зависит характер и длительность адаптационного периода. Рекомендации родителям на время адаптации. Чем может помочь ребенку педагог. Основные признаки завершения адаптационного периода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптационный период в ДОУ11.16 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационный период в детском саду

Каждому ребенку рано или поздно приходится социализироваться. Как правило, именно в детском саду в коллективе сверстников маленький человечек приобретает такой ценный и незаменимый опыт общения и понимания других людей.

В семье у ребенка уже сфомированы привычки , привязанности и определенный стиль поведения. Попадая же в детский сад, ребенок оказывается в непривычной обстановке, где он не может рассчитывать на помощь и поддержку знакомых ему взрослых (мамы, папы, бабушки и дедушки). Меняются и привычные условия жизни ребенка - это и микроклимат помещения, и режим дня, и характер питания. Все это потребует от ребенка перестройки ранее сожившегося поведения и задействования дополнительных ресурсов, что приводит к разного уровня стрессовым состояниям.

Так у детей в период адаптации наблюдается потеря уже сложившихся привычек и навыков, снижение аппетита, нестабильное эмоциональное состояние, нарушение сна, потеря веса, снижение иммунитета и, как следствие, более частые респираторные заболевания. К счастью, эти явления временные и после успешного прохождения адаптационного периода все показатели приходят в норму.

Выделяют легкую адаптацию, когда отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится 2-3 недели. При адаптации средней тяжести нормализация эмоционального состояния происходит более медленно и в первый месяц ребенок часто болеет. Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень меленно (до нескольких месяцев), часто повторяются острые респираторные заболевания протекающие с осложнениями либо ребенок проявляет стойкие нарушения поведения.

Характер и длительность адаптационного перида зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития, индивидуальных особенностей, уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.

Существует ряд рекомедаций от специалистов для родителей, которые помогут малышу успешно адаптироваться к новым условиям:

- важно чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношение со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших.

- приучайте малыша к большей самостоятельности и прививайте навыки самообслуживания, учите малыша самостоятельно пользоваться ложкой, вытирать ротик салфеткой, сморкаться в носовой платочек,  одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свою одежду, пользоваться унитазом

- по возможности максимально приблизьте режим дня ребенка к режимому детского сада который ребенок будет посещать

- выбирайте в сад удобную и простую одежду с минимальным колличеством застежек и обувь на липучке.

- хорошо, если есть возможность познакомить ребенка с территорией и помещениями детского сада заранее, прокомментировать и обсудить с ним увиденное, создавая положительный настрой: "Как здесь интересно!" "Как много игрушек!" "Как весело детки играют!"

- целесообразно заранее выучить с ребенком имя и отчество воспитателя

- постарайтесь научить малыша в общении со сверстниками делиться игрушками, попросить понравившуюся игрушку у другого ребенка, извиниться, если он случайно кого-то задел или толкнул

- ни в коем случае не следует учить ребенка "давать сдачи", это ведет к эскалации конфликта и может быть не безопасно для всех участников конфликтной ситуации.

- чаще рассматривайте иллюстрации или видео ролики, где дети взаимодействуют с друг другом, объясняйте и комментируйте происходящее

- играйте дома с куклами или мягкими игрушками в игру "детский сад", проговаривая режимные моменты: "Сейчас мы все будем кушать! "А теперь время поиграть" "Идем все на прогулку" "Пора ложиться спать. Тише, тише! Все уже спят!"

- не оставляйте ребенка в первые дни на дневной сон, а в дальнейшем дайте ему с собой любимую пижаму и игрушку с которой ребенок привык спать и которая в первое время будет играть роль "мамозаменителя"

- не стоит находиться с ребенком в группе играть с ним помогать есть или переодевться - это прерогатива воспитателя

- обязательно оказывайте малышу поддержку и обозначайте значимость его нового статуса - детсадовца

- не обсуждайте негативные, на ваш взгляд моменты, в присутствии ребенка и не выказывайте тревогу

- ежедневно интересуйтесь, как прошел день и внимательно, с интересом выслушайте рассказ крохи, отреагируйте эмоционально включаясь в диалог

- в случае тяжелой адаптации вы всегда можете получить помощь и поддержку психолога.

Очень важно также, чтобы и в детском учреждении оказывали ребенку поддержку в перид адаптации. В этот сложный для всех период рекомендуется проводить с детьми адаптационные игры, игры на знакомство воспитанников друг с другом и с персоналом детского сада. Подойдут так же игры, нацеленные на сплочение детского коллектива и координацию передвижений внутри ДОУ. Регулярное проведение бесед о правилах поведения в группе, на занятиях и во время режимных моментов позволит создать безопасную и комфортную среду для пребывания детей в детском дошкольном учреждении. Снять эмоциональное напряжение помогает музыка и ласковое обращение.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции: при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу, играет с другими детьми, охотно откликается на просьбы воспитателя,, без сопротивления следует режимным моментам, восстанавливаются ранее приобретенные навыки самообслуживания и появляются новые достижения, происходит нормализация сна, как дневного так и ночного, восстанавливается аппетит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

адаптационный период в детском саду

стендовый материал для родителей...

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду».

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду»....

"Адаптационный период в детском саду"

Этот материал поможет родителям подготовить своего малыша к посещению детского сада и облегчить процесс адаптпции....

Адаптационный период в детском саду

Адаптационный период в детском садуСтатья и рекомендации...

Адаптация ребенка к новым условиям детского сада (к проекту «Адаптационный период к детскому саду»)

Адаптация -  приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и...