Адаптация
материал (младшая группа)

Поддубная Ирина Валерьевна

У каждого ребёнка адаптация проходит индивидуально.Кто то через неделю готов уже оставаться на дневной сон, а кто то и через месяц ни как не может расстаться с мамой. Данная рекомендация будет полезна как для родителей, так и для педагогов ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx540.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей с целью успешной адаптации детей раннего возраста, к новым условиям жизни при первичном поступлении в ДОУ.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05c6/00092d85-ae9a6a2e/hello_html_34f1764.png

Адаптация

 Это привыкание организма к новым условиям и новой среде.

Для ребёнка детский сад является новой обстановкой, неизведанным пространством с новыми впечатлениями и новым окружением. Адаптация ребёнка к ДОУ часто протекает сложно и отражается на поведении ребёнка, на его здоровье и нервной системе.

Существуют 3 степени адаптации ребёнка к ДОУ:

1. ЛЁГКАЯ СТЕПЕНЬ. Нарушение аппетита, сна, изменение эмоционального состояния - беспокойство или заторможенность, плач, отказ от общения. В течение месяца эмоциональное состояние приходит в норму, ребёнку становится комфортно в условиях ДОУ.

2. СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ. К перечисленным признакам добавляются повышение температуры, ОРВИ без осложнений. В течение месяца эмоциональное состояние приходит в норму, ребёнку становится комфортно в условиях ДОУ.

3. ТЯЖЁЛАЯ СТЕПЕНЬ. К перечисленным признакам добавляются отказ от сложившихся положительных привычек и навыков (горшок и т.д.), снижение иммунитета, ухудшение физического развития, потеря веса, заболевания с осложнениями. Эмоциональное состояние ребенка нормализуется медленно, иногда процесс длится несколько месяцев.

Степень адаптации зависит от различных факторов:

 1. Возраст ребёнка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них накопился опыт поведения в разных условиях, опыт игровой деятельности.

2. Состояние здоровья, уровень физического развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

 3. Уровень формирования у ребёнка предметной деятельности. При высоком уровне формирования предметной деятельности ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, игровой деятельностью.

4. Взаимосвязь педагогов с семьёй. Процесс адаптации к новым условиям вновь поступившего в детский сад ребёнка любого возраста пройдёт успешнее при правильном поведении родителей.

        Главная забота родителей и работников дошкольных учреждений, чтобы ребёнок посещал детский сад, не болел. В дошкольных учреждениях проводят беседы с родителями, отвечают на многие вопросы родителей по охране и укреплению здоровья детей.

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определёнными психологическими трудностями для ребёнка. Ведь с приходом в дошкольное учреждение он попадает из знакомой и обычной для него семейной среды в новую- детский коллектив ,незнакомые взрослые, новая обстановка и предметы в ней.

        Длительное совместное привыкание довольно значительного числа сверстников оказывает определенное воздействие на нервную систему новичка и приводит к более быстрому чем в семейных условиях, утомлению детей.

        В дошкольном учреждении неизбежны не которые педагогические стандарты в подходах к детям, что несколько сковывает индивидуальность ребенка.

        При  неправильных воспитательных воздействиях это может привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Новые социальные условия требуют соответствующих им форм поведения, которых у ребенка пока еще нет.

        Он должен приспособиться к новым условиям, выработать новые для себя формы поведения.

        Для того чтобы возникшие перед ребёнком трудности не превышали его возможности, надо знать, как формируются у него способности к адаптации, в  какой степени это является врожденным, а что приобретается.

Когда ребёнок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все остальные параметры среды.

        Дети  по- разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения.

         Различают лёгкую адаптацию, при которой проявляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребёнка. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит ,неохотно играет с детьми .Но в течении первого месяца после поступления по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.         

        При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями.

        Самым нежелательным проявлением является тяжелая адаптация, которая характеризуется очень длительным течением (иногда несколько месяцев).В это период ребёнок переносит либо повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения.

        У таких детей наблюдающаяся в первые дни пребывания в детском учреждении бурная отрицательная эмоциональная реакция и негативное отношение ко всей обстановки детского учреждения сменяется очень часто вялым, безразличным состоянием .Дети нуждаются в консультации психоневролога.

        Облегчить состояние адаптации возможно при комплексном подходе к этому вопросу: заранее готовить ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение дома и обеспечить соответствующую организацию жизни вновь поступающих детей непосредственно в детском учреждении.

Основная работа по подготовке ребёнка в дошкольное  учреждение проводится дома, главная роль в этом принадлежит родителям.

        Прежде всего, родители сами должны быть психологически готовы к расставанию. Успокоиться и нервничать- любое внутреннее состояние родителей сразу передается ребёнку. По возможности родители должны сделать так, чтобы малыш преодолел адаптационный период без особых нервных затрат.

        Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня для ребёнка дома.

        Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и воспитателями группы, куда он в скором времени пойдёт.

настроить ребёнка как можно положительнее к его приходу в детский сад.

        Учить дома ребёнка всем необходимым навыкам самообслуживания.

        Научить ребёнка знакомиться с другими детьми, называть их по имени, просить, а не отнимать игрушка, предлагать свои игрушки, свою помощь другим детям.

        Не угрожать ребёнку детским садом как наказанием за детские провинности, а также за не послушание. Не говорить фразу" Не балуйся, а то отведу в детский сад!"только появится страх в душе ребёнка.

        Не обещать вознаграждения за посещения сада. Дайте ему сразу понять, что впереди та же жизнь ,в ней будут друзья, интересные люди, и надо в эту жизнь включаться.

        Настроить малыша как можно положительнее к его приходу в детский сад.
        Но не идеализируйте детский сад, а то он просто не оправдает надежд  вашего ребёнка.

        Родителям нужно поддерживать отношения с воспитателем и другими родителями. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решать надо без агрессии и не в присутствии ребёнка.

        Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне прихода в детский сад.

        Напоминать ребёнку о том, что родители его любят.

        Помнить, что ч началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с мамой.

        Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали ,укладывали спать. Поэтому постараться уделять больше внимания ребенку дома.

        К моменту поступления в детский сад ребёнку необходимо уметь: самостоятельно садиться на стул, пить из чашки самому, пользоваться ложкой, стараться самостоятельно  одеваться и умываться и садиться на горшок.

        В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать хорошее поведение детей. Важно быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.

Радоваться при встрече с ребёнком, говорить приятные слова типа"Я по тебе соскучилась".Обнимайте ребёнка как можно чаще.

        Если ребёнок плачет при расставании с родителями: нужно быть спокойными, не проявлять перед ребёнком своего беспокойства.        

        Дать ребёнку с собой любимую игрушку.

        Придумать о отрепетировать несколько способов прощания(воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).

Самое главное это терпение!!!

https://i.ytimg.com/vi/sVV-c4aFids/maxresdefault.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....

Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ

Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...