«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).
материал

Павлова Елена Борисовна

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. 

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds8_rmo_sovr_ob_tehn_gotovyy_22g_publikatsiya.docx34.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Районное методическое объединение  руководителей  и старших воспитателей  ДОУ.

  "Современные образовательные технологии, реализация новых методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста"29.08.2022г

«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).

Современные образовательные технологии успех развития всех участников образовательных отношений.

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности и направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. 

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. В нашем детском саду наиболее часто мы используем следующие современные образовательные технологии в организации учебного процесса:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

1)* технологии построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера — это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

2)* организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера — это интерактивные педагогические технологии;

  • Технология проблемного обучения в детском саду
  • технология портфолио педагога;
  • игровые технологии.

Здоровьесберегающие  технологии

Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

- формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников в нашем ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);

- физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)

- валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);

- валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);

- здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

Технологии проектной деятельности.

        В нашем детском саду каждый педагог использует технологию проектной деятельности, с 2019 года реализуется комплекс проектов для каждой возрастной группы «Галерея проектов»,  которая носит характер сотрудничества, в ней принимают участие не только дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, это помогает им обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

 В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей.

В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта осуществляет как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

  В 2021-2022 учебном году наши педагоги разработали и реализовали  более 25 проектов различной тематики и направленности ("Добрый мир"  воспитание духовно-нравственной культуры, «Три кота» (театрализованная деятельность), Дорожная азбука, Опыты и эксперименты, Здоровое питание, залог здоровья!, «Мультистудия – как фактор познавательного, коммуникативного и творческого развития детей», «Юные феи» и другие).

С 1.09.2021 года реализуется региональный социально-значимый проект  для детей старшего дошкольного возраста    «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям» культурно-выставочного центра «Радуга» г. Саратов реализуемого при поддержке Фонда грантов Президента РФ, в нем приняло участие 76 воспитанников ДОУ.

Ежегодно с 2019 года с воспитанниками подготовительных групп реализуется областной проект «Культурный дневник дошкольника Саратовской области». Проект позволяет соблюсти преемственную линию, ориентированную на выстраивание:

  • новых форм сотрудничества семьи и детского сада;
  • системы воспитательной работы по приобщению дошкольников к культурному наследию Саратовской области, России, знакомству с некоторыми событиями истории, культуры, традициями, представленными в доступной форме, затрагивающие чувства и вызывающие интерес.

Информация об охвате детей дополнительным образованием.

Кроме того в 2021-2022 учебном году на базе  нашего сада проходила реализация  дополнительных образовательных программ  по художественно-эстетическому развитию «Веселые нотки», и спортивной направленности «Фитнес – бэби», а так же краткосрочная  программа ДОП  «День народного единства» и «Цветные-ладошки».

Технология исследовательской деятельности

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.

Цель исследовательской деятельности в нашем детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

В своей практике мы используем различные виды познавательно-исследовательской деятельности.

Наши воспитанники любят занятия по:

1. экспериментированию, с удовольствием проводят  опыты 

  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.

2. занимаются коллекционированием  

  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.

3. Путешествуют по карте экологической тропы на участке ДОУ, изучая:

  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» — символы.

4. а так же Путешествуют  по «реке времени», это изучение прошлого и настоящего человечества ,истории жилища и благоустройства.

                         

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических  материалов, технических и   инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их  применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития и воспитания детей.

Через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в нашем саду повышается  качество образования.

Каждый педагог нашего детского сада занимается:

  •  Подбором иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
  •   Подбором дополнительного познавательного материала к  занятиям;
  •  Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
  •   Оформлением групповой документации, отчётов.
  •  Созданием презентаций  для повышения эффективности образовательных занятий с детьми; проведения родительских собраний или консультаций специалистов  для родителей;
  •    Используют видеокамеры и соответствующие программы для создания незамысловатых фильмов для детей и родителей. Так педагог Смеречук Т.Я. совместно с воспитанниками своей группы создали видеофильм инсценировки сказки «Заюшкина избушка», который потом смогли посмотреть и родители  и воспитанники других групп.
  •   Оформлением буклетов, визитных карточек учреждения, материалов  по различным направлениям деятельности;
  •   Используют электронную почту, ведется сайт ДОУ, персональные сайты педагогов, социальные страницы детского сада, созданы родительские  группы в мессенджерах.

Технология проблемного обучения в детском саду

На своих занятиях педагоги используют  четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Технология портфолио педагога

Портфолио педагога – индивидуальная папка, в которой зафиксированы личные профессиональные достижения. В наш современный век новых информационных технологий воспитатель обязан идти «в ногу» со временем.

Создание собственного портфолио помогает воспитателю:

• систематизировать накопленный опыт,

• определять направление деятельности,

• показать уровень подготовленности активности в учебных видах деятельности,

• отслеживать творческий и профессиональный рост,

• содействовать формированию навыков самооценки,

• позволит презентовать свои достижения и направления деятельности.

Педагоги нашего сада собирают четыре вида портфолио:

1.Бумажное портфолио

2.Портфолио-презентация

3.Электронное портфолио

4.Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах.

Таким образом, технология портфолио позволяет педагогу самостоятельно проанализировать удовлетворительные и не очень результаты профессиональной деятельности с тем, чтобы сделать определённые выводы о дальнейшем продвижении в профессии.

Игровая технология

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В практике нашей работы игровая деятельность выполняет такие функции:

- социокультурную: синтез усвоения богатства культуры, потенций воспитания и формирование ребенка как личности

- коммуникативную: моделирование разных жизненных ситуаций, поиск выхода из конфликтов

- самореализации: сфера реализации себя как личности

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- развлекательную: создание определенного комфорта благоприятной атмосферы.

Большинству игр присущи черты:

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития;

•эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п..

      Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-креативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в ходе реализации проектной деятельности педагога ДОУ (из опыта работы)

Понятие «здоровьесберегающие  образовательные технологии»  появилось в педагогической  лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог сани...

Роль игровых технологий в обучении на музыкальном занятии. Приведен доклад из опыта работы и планирование занятий для 1 мл. группы на 1 полугодие с применением игры и ЭОР

Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.    Поэтому если мы гово...

«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...

Использование современных технологий в развитии навыков коммуникации у старших дошкольников (из опыта работы) Статья Иванова К.В., Цырдя Н.М.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.  Педагог должен стать координатором информационного потока. Обучение ребенка использованию ИКТ технологий дает ему возможность расширить обл...

Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"

В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...