Роль игровых технологий в обучении на музыкальном занятии. Приведен доклад из опыта работы и планирование занятий для 1 мл. группы на 1 полугодие с применением игры и ЭОР
учебно-методический материал по музыке (младшая группа) по теме

Антонова Любовь Николаевна

Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.  

  Поэтому если мы говорим,  что  на музыкальных  занятиях  мы  применяем  игровые  методы  обучения – эта формулировка  не  будет  ошибкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany_konspekty_k_attestatsii.docx40.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Планы   игровых   занятий   с применением  ЭОР,   с  детьми   1 младшей группы.

 ( 1 полугодие)

Пояснительная записка.

        В начале учебного  года   идет адаптация  воспитанников  к  ДОУ  и  первые   2 недели  занятия  проводятся  в  группе,  с  использованием  аудиозаписей  программы  «Топ-хлоп» А. Бурениной и Т.Сауко  и  программы     Е. Железновой.  Эти  2 недели отводятся  на  знакомство  с  детьми, помощь воспитателям  в адаптации  воспитанников  к  условиям ДОУ.  Первые  занятия  длятся не более 5-8  минут. Проводятся  коммуникативные  игры:  « Дай ладошечку», « Догони зайчика», «Ласковое  имя»,       « Разбудим ласково кошечку», «Села птичка  на  ладошку»  и  другие.     Очень важно присесть возле ребенка и улыбаясь  смотреть ему  в  глаза, тон ласковый, петь  тихо  и  слегка замедленно, без музыкального сопровождения. Необходимо вызвать у детей доверие  к новому  для  них человеку,  желание  играть с  ним,  интерес  к  музыке  и  всему,  что  происходит  на  занятии.    Помимо  музыкальных  занятий,  в начале учебного года, музыкальный  руководитель  ежедневно  заходит  в  группу  для  индивидуального  общения  с  детьми.  Дети должны привыкнуть к педагогу.  Педагог  приносит  с  собой  какую-либо  игрушку  и  обыгрывает ее,  напевает  песенку.   Так  вносится зайка,  лошадка  или  кукла с песней про  куколку ( К  нам  пришла  в нарядном  платье,  с  белым  бантом  кукла  Катя).  В последующем эти  персонажи  будут «приходить»  к  детям   и  участвовать  в   занятиях. Любая игрушка, вносимая  на  занятие, вначале приветствуется  детьми, затем  рассматривается,  обследуется,  дается  в  руки  детям.  Предлагаю  обнять игрушку,  погладить ее и т.д.  Игрушка –птичка садится детям  на  ладонь,  на  плечо, клюет зернышки.  Другие игрушки  участвуют в играх.   Вместе  с  детьми «слушают»  музыку,  от   имени  игрушки  взрослые поощряют,  активизируют  пение  и  движения  детей.  Игрушки «приносят»  атрибуты  к  пляскам,  а  затем    «смотрят», как  дети  танцуют и т.д.    В раннем  возрасте  игрушка   незаменима  на  занятии.   Важно  интересно  «оживить» ее.   Игровая  ситуация  на  занятии создается  с помощью элементов костюма, когда педагог надевает шапочку медведицы и меховую  жилеточку и становится мамой - медведицей. Надев фартук и косынку, становится  бабушкой  Варварой и т.д.   Используется  настольный  театр, театр  петрушки,  фланелеграф  и  просто  театр  картинки,  с  магнитной  доской.    Шагая  в  ног у  со  временем,  широко  применяются электронные образовательные  ресурсы ЭОР.  Демонстрируются на занятии   иллюстрации  и  видеофрагменты  с  применением  мультимедиа  или  просто   ноутбука .   Электронные образовательные  ресурсы (ЭОР) -  такие  как аудиозапись, применяются  почти  на  каждом  занятии, для  организации движений детей, реже- в разделе  пения ( Котенок Е. Железновой, Зайка р.н.)  Оживить  занятия,  создать  игровую  ситуацию,   помогают иллюстрации   из  интернета  и песенки  с  видео (Дождик).   Для детей данного  возраста  один  и  тот  же  репертуар  необходимо  повторять  многократно.    Поэтому в  каждом  месяце   в  перспективном плане   некоторые       занятия даны сдвоенными,   с  учетом  повторения  одного  и  того же  занятия  с  небольшим изменением,  дополнением или  заменой  одного  из перечисленных   репертуарных   номеров.  При повторении  занятия, некоторые  игрушки  заменяются картинками,  демонстрируемые  на  мультимедиа  или   ноутбуке.    В каждом  месяце  планируется по 6-7 занятий,  так как   помимо игровых  музыкальных  занятий   в 1 младшей группе  проводятся комплексные  и  интегрированные  занятия.  Эти  занятия  проводятся по 1-2 занятию  в  месяц. План-конспекты    интегрированных занятий  разрабатываются совместно  с   воспитателем   и   представлены  отдельно.

При  составлении  плана  использовался  репертуар  Основной  образовательной  программы «От  рождения  до  школы»,  а  так же  программы «Топ-хлоп» А.Бурениеной  и Т.Сауко ; программы С и Е Железновых « Музыка  вместе  с  мамой»

Цель:   Развитие музыкальности воспитанников.

Задачи:     Слушание   Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется  эмоционально реагировать на содержание.

Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение

Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).

Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

Совершенствовать умение выполнять плясовые движения   врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

месяц

       репертуар

задачи

         Приемы

Сентябрь.

1

Дай ладошечку- р.н. мелодия.

Танечка, баю-бай-   В. Агафонникова

Да-да-да- Е. Тиличеевой

Знакомство, формирование эмоционального контакта, доверия детей к  педагогу. Приучать слушать пение взрослого, вызвать  интерес  к действию  с  куклой. Познакомить с  игрой-пляской.

По-возможности,  подойти  к  каждому ребенку и погладить его  по  ладошке, напевая без музыки песенку.                        Укачивание куклы.

2

Дай ладошечку- р.н. мелодия.

Котенок- Е.Железнова. (ЭОР)

Да-да-да - Е. Тиличеевой (ЭОР)

Формирование эмоционального контакта, доверия детей к  педагогу. Приучать слушать пение взрослого, вызвать  интерес  к действию  с кошечкой.     Побуждать к выполнению  плясовых движений.

Подойти  к  каждому ребенку и погладить его  по  ладошке, напевая без музыки песенку

  Обыгрывание мягкой игрушки –котенок.   Игра коммуника -тивная  - разбудим ласково  кошечку.

3

Птичка  муз. Е. Тиличеевой

 Танечка, баю-бай-   В. Агафонникова

Плясовая Ах вы сени-р.н.

Да-да-да - Е. Тиличеевой (ЭОР)

Слушать пение  взрослого, понимать  содержание,  развивать эмоциональное  восприятие, реакцию  на  окончание  звучания  песни.  Реагировать сменой движения на спокойную  и  веселую  музыку.     Побуждать к выполнению  плясовых движений

Птичка   на  резиночке  летает, садится под  пение  на ладошку  к  детям, улетает – возглас: «Ай!».   Предлагаем покрошить  птичке  крошек Укачивание  куклы, под плясовую – кукла  пляшет, а дети ей хлопают.

4.

Птичка  муз. Е. Тиличеевой

Котенок- Е.Железнова. (ЭОР)

« Ладушки-ладошки» муз.Иорданского М.

Где же наши ручки?» муз. Т. Ломовой   (ЭОР)

Развивать эмоциональное  восприятие, реакцию  на  окончание  звучания  песни.

Подпевать звукоподражание  и  отдельные  слова  в  песне.

Развивать мелкую моторику , выразитель ность исполнения  имитационных  движе ний.

Развивать  ритмичность, координацию  движений с музыкой.

Птичка   на  резиночке.

Игрушка   кошка-обследование, обыгрывание.

Игровые образные движения: варим кашку, гладим  птичку, крошим крошки,  строим домик и т.д.  

Игровая  ситуация  пряток .

 5 -6 занятие

Зайка и мишка,  муз. Е. Тиличеевой,

Птичка летает, Птичка клюет, муз. Г. Фрида

«Где же наши ручки?» муз. Т. Ломовой   (ЭОР)

Формировать умение  слушать музыку и  смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную  сферу, желание повторять  вслед за педагогом отдельные   слова и движения.

  Настольный театр:   деревья, птичка, зайчик, медвежонок.    Педагог  обыгрывает  сюжет     «В лесу».

Аудиозапись «Топ-хлоп»  Т. Сауко

7-8 занятие

«Птичка», муз. М. Раухвергера,                          «Где ты, зайка?», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой. «Зайка и мишка», Е. Тиличеева.

Да-да-да - Е. Тиличеевой (ЭОР)

Дождик- р.н. мелодия.  (ЭОР)

Вызвать желание  слушать музыку  и  наблюдать  за действиями  педагога  с  игрушкой.  Развивать  желание повторять  вслед за педагогом отдельные   слова и движения.

Побуждать к выполнению  плясовых движений

Педагог  обыгрывает,   видоиз меняя сюжет,  и повторяя уже  известное  детям  ранее:   «В лесу» В  лесу  пошел  дождь.

Настольный театр заменяется театром  игрушки, задником сцены служит иллюстрация  на  ноутбуке ЛЕС     (ИКТ)

Октябрь

1-2 занятие

 Ходим- бегаем-Е Тиличеевой

Лошадка, муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

«Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова,

 Едем  на лошадке- Е. Железнова, (ЭОР)

      Дождик-р.н. мелодия. (ЭОР)

Осваивать  ритм шага  и  бега.

Вызвать   желание принимать участие  в   музыкальных  играх, слушать музыку  и  следить  за  действием  с  игрушками,  подпевать  отдельные   звукоподражания  в песенках:  кап-кап,  или щелкать язычком, изображая , как  скачет  лошадка.

Внесение  игрушек:  лошадка,  зайка; создание  игровых  ситуаций.     Использование аудиозаписи     Е. Железновой.

Изображение колокольчиком  капелек дождя.  Пи повторении  занятия применяются   ИКТ, видео фильм  «Дождик»

3-4 занятие

Флажки- обр. Раухвергера М.

 «Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова,         «Наша  погремушка», муз. И. Арсеева,

     Едем  на лошадке-  Е. Железнова. (ЭОР)

Менять  движения с изменением  динамики.

Участвовать в  музыкальных играх, выполнять  простейшие движения  по  показу педагога,  показывать ушки, хвостик заики,  подпевать  звукоподражания.  Хлопать  в  ладоши –«пугать зайчика».  

 Учить двигаться  прямым  галопом.

Игра  с  флажками.

Внесение  игрушек:  погремушка, лошадка, шапочку  зайчика;   создание  игровых  ситуаций.  Использование аудиозаписи     Е. Железновой.

Игра-   мы скачем как  лошадки.

5-6

Марш- Е Тиличеевой

Едем  на лошадке -   Е. Железнова.  (ЭОР)

  «Зайка», рус. нар. мелодия

Игра  «Зайчики  и  лисичка»  Б. Финаровский.

Осваивать ритмичную  ходьбу.

Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку. Подпевать окончания  слов  и  отдельные  слова.  Выполнять игровые действия  под музыку.

Внесение деревянных  ложек, выстукивание «цок-цок копытца у лошадок».     Ситуация  пряток  с   зайчиком  и погремушками.

7

Ноги  и  ножки- Агафонников В. (ЭОР)

«Спи мой мишка»  Е. Тиличеева.

«Зайка и мишка»,  муз. Е. Тиличеевой,

  «Зайка», рус. нар. мелодия.

Игра  «Зайчики  и  лисичка»  Б. Финаровский. (ЭОР)

Развивать чувство  ритма, формировать основные двигательные  навыки.

Развивать умение внимательно слушать музыку,  понимать о чем  она, (о ком) поется,  эмоционально реагировать на содержание. Передавать образы ( зайка прыгает, мишка косолапый идет).

Подпевать окончания  слов  и  отдельные  слова.   Выполнять игровые действия  под музыку.

 Пришли  на полянку

Сюжет «На лесной  полянке.» Воспитатель играет роль мамы-медведицы. Укладывает медвежонка спать и т.д.  В игре воспитатель становится лисичкой.    Дети  играют  роль медвежат, зайчат.

. ноябрь

1-2

Ноги  и  ножки- Агафонников В.;  Устали ножки- Т. Ломова

(ЭОР)

Кошка, муз. Ан. Александро -ва;   Петушок р.н.,   Кошечка (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина.

Пляска « Чок-чок каблучок»

Е. Мокшанцевой   (ЭОР)

Развивать чувство  ритма, формировать основные двигательные  навыки.

  Продолжать учить, слушать музыку  и  следить  за  действием  с  игрушками,  подпевать  отдельные   звукоподражания  В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом.

Большие  и  маленькие  ноги.

  Релаксация.

Внесение перчаточных кукол  петушок, кошка и шапочки  котят.  Рассказ  педагога    про  петушка и  кошечку,   обыгрывание ситуации.  ЭОР-Аудиозапись по  программе Топ-хлоп, Т. Сауко.

3-4

Научились  мы  ходить- Е. Мокшанцева.

Зайка, рус. нар. мелодия

Кошка, муз. Ан. Алексан дрова;    Кошечка (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина.                            Пляска « Чок-чок каблучок» Е. Мокшанцевой. (ЭОР)

Развивать чувство ритма  и  навык  ходьбы. Вызвать   желание принимать участие  в   музыкальных  играх, слушать музыку  и  следить  за  действием  с  игрушками,  подпевать  отдельные   звукоподражания  в песенках. Вызывать желание передавать движения, связанные с образом.

ЭОР.

Обыгрывание игрушек, обследование детьми игрушек: мягкая, пушистая, что есть у кошечки,  у  зайчика и т .д.

Аудиозапись по  программе  А.Бурениной, Т.Сауко.

5

Научились  мы  ходить- Е. Мокшанцева.    (ЭОР)

«Куры и петухи» (из «Карнавала животных» К. Сен-Санса),

Дидактическая игра «Курочка и цыплята» Е. Тиличеевой. «Корова», муз. М. Раухвергера, Петушок р.н.,    Кошечка   (к игре «Кошка и котята»), муз. В. Витлина

Развивать чувство ритма  и  навык  ходьбы

Формировать умение  слушать инструментальную  программную  музыку и  смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную  сферу, желание повторять  вслед за педагогом отдельные   слова и движения.

Учить  различать  звуки  по  высоте курочка зовет цыплят низким голосом,   отвечают цыплята высоким звонким голосом.

Сюжет « На дворе у бабушки Варвары», воспитатель играет  роль бабушки.   Шапочки животных, игрушки.

 

6

Вот как мы  умеем- Е. Тиличеева. (ЭОР)

Куры и петухи» (из «Карна вала животных» К. Сен-Санса),       «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой,

Корова», муз. М. Раухвергера,      Козлятки, укр. нар. мелодия, сл.    Е. Макшанцевой

Формировать  навык  ритмичной ходьбы.

Продолжать  формировать умение  слушать инструментальную  программную  музыку и  смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную  сферу, желание повторять  вслед за педагогом отдельные   слова и движения. Учить  различать  звуки  по  высоте: курочка зовет цыплят низким голосом,   отвечают цыплята высоким звонким голосом.

 

ЭОР- Мультимедиа -  сюжетная иллюстрация курочка  с  цыплятами  и  петушок,  корова, кошечка,

для дидактической  игры карточки курочек  и  цыплят.

Декабрь

1

Вот как мы  умеем- Е. Тиличеева. (ЭОР)

Куры и петухи» (из «Карна вала животных» К. Сен-Санса), ,  «Корова», муз. М. Раухвергера, Собачка, М Раухвергер,   Козлятки, укр. нар. мелодия, сл.    Е. Макшанцевой

 Формировать  навык  ритмичной ходьбы.

Продолжать  формировать умение  слушать инструментальную  программную  музыку и  смотреть мини-игры-спектакли, развивать эмоциональную  сферу, желание повторять  вслед за педагогом отдельные   слова и движения.

 

 Повторение   сюжета « На дворе у бабушки Варвары»             с некоторым  изменением  репертуара.

2

Вот как мы  умеем- Е. Тиличеева. (ЭОР)

«Зимнее утро», муз. П.Чайко вского;   «Ай-да», муз.   В. Верховинца;    Пляска с платочками», нем. плясовые, сл. А. Ануривой; «Догонялки»,    муз. Н. Александровой

Развивать слуховое внимание, начинать  и  заканчивать  движение  с  музыкой.

Формировать умение переключать  зрительное внимание  с игрушки  на слуховое восприятие музыки. Учить  выполнять  игровые  действия  в  играх и движения  пляски   в  паре,  взявшись  за  руки. Разучивать пляску  с  платочками, выполнять движения  по  показу.

Установка  на  выполнение  движения.Поощрение.

Сюжета  «Катя  в   гостях  у  малышей».  С Катей  проводят  игры, показывают  детям парную  пляску.  Катя  приносит  платочки, танцует  с  детьми,  поощряет детей.  

3

Идем и  прыгаем –Р. Рустамова

«Зимнее утро»,  П.Чайко вского;  « Собачка»  М. Раухвергер,  «Ай-да»,    В. Верховинца;    Пляска с платочками», нем. плясовые, сл. А. Ануривой;

Менять движения  со  сменой контрастных частей  в  музыке.

Формировать умение переключать  зрительное внимание  с игрушки  на слуховое восприятие музыки. Учить  выполнять  игровые  действия  в  играх и движения  пляски   в  паре,  взявшись  за  руки. Разучивать пляску  с  платочками, выполнять движения  по  показу.

Повторение  сюжета  «Катя  в   гостях  у  малышей».  Катя приводит  с  собой  собачку,  приносит  платочки.  

4

Идем и  прыгаем –Р. Рустамова

«Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова;  Петушок и Зайка  р.  н. мелодии.

«Пляска с платочками», нем.   нар. мелодии,

Менять движения  со  сменой контрастных частей  в  музыке.

Познакомить  с новой песней, учить     понимать  содержание,  отвечать  на  вопросы по  прослушанному.  Подпевать отдельные  слова  в  знакомых песнях. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

Волшебный сундучок. Из  него   постепенно достают маленькую елочку, игрушки: зайка, петушок, красивые платочки,  все  это обыгрывается  на  занятии.

5

Идем и  прыгаем –Р. Рустамова

«Зима», муз. В. Карасевой, .

«Елочка» Е. Тиличеева;

«Зайка» р.  н. мелодии

, «Пляска с платочками», нем.   нар. мелодии,

Пляска « Чок-чок каблучок» Е. Мокшанцевой. (ЭОР)

Развивать умение внимательно слушать спокойные  песни, понимать о чем (о ком) поется  эмоционально реагировать на содержание. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить  движения, показываемые взрослым. Продолжать учить  различать  звуки  по  высоте: курочка зовет цыплят низким голосом,   отвечают цыплята высоким звонким голосом.

Волшебный сундучок. Из  него   постепенно достают, игрушки:  саночки,    книжку  с  иллюстрацией  - дети  на  саночках,  маленькую елочку,  зайчика, красивые платочки,  все  это обыгрывается  на  занятии.

6

Побегаем с куколкой-р.н. плясовая.

«Зима», муз. В. Карасевой, «Елочка» Е. Тиличеева;

«Зайка» р.  н. мелодии

Игра  «Зайчики  и  лисичка»  Б. Финаровский. (ЭОР)

Учить бегать под музыку.

Развивать умение внимательно слушать спокойные  песни, понимать о чем (о ком) поется  эмоционально реагировать на содержание.  Подпевать слова и  фразы. Выполнять  образные  движения  по  смыслу текста и  согласован но  с  музыкой.

Куколка предлагает побегать не быстро, на носочках,  за ней.

На занятие  приходит игрушка –лисичка, от   ее имени  ведется занятие.     В зале  устанавливают маленькую  елочку.

7

 Побегаем с куколкой-р.н. «Елочка» Е. Тиличеева;

«Зайка» р.  н. мелодии

«Ай-да» В. Верховинца; 

Игра  «Зайчики  и  лисичка»  Б. Финаровский. . (ЭОР)

Пляска  с  погремушками.

Учить бегать под музыку.

Активизировать  подпевание  детьми  знакомых  песен.  Закрепить  умение  выполнять  движения  в  знакомых  играх  и  плясках.

Игрушка  -Снегурочка  приходит со  своими  друзьями: лисичкой  и  зайчиком,  приносит  погремушки детям.

Новогодняя  елка.