Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в соответствии с ФГОС
статья (старшая группа)

Проблема профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма (далее – ДТТ), как и прежде, остается актуальной. Моральный, социальный и экономический ущерб от гибели детей невосполним. Актуальность темы обусловлена объективной необходимостью раннего информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта, освоения соответствующих знаний, умений и навыков, необходимостью выстроить систему работы по формированию культуры безопасности у старших дошкольников в соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), а также необходимостью целенаправленной деятельности дошкольного образовательного учреждения ( ДОУ) и родителей в этой области.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательной программы, задача по формированию основ безопасного поведения в социуме у детей решается в разных видах деятельности в рамках, прежде всего, образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_doshkolnikov_osnov_bezopasnogo_povedenia.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в соответствии с ФГОС

Проблема профилактики и предупреждения детского
дорожно-транспортного травматизма (далее – ДТТ), как и прежде,
остается актуальной. Моральный, социальный и экономический ущерб
от гибели детей невосполним. Актуальность темы обусловлена объективной необходимостью раннего информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта, освоения соответствующих знаний, умений и навыков, необходимостью выстроить систему работы
по формированию культуры безопасности у старших дошкольников
в соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), а также необходимостью целенаправленной деятельности дошкольного образовательного учреждения
(ДОУ) и родителей в этой области.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к структуре и содержанию образовательной программы, задача по формированию основ безопасного поведения в социуме у детей решается в разных видах деятельности в рамках, прежде всего, образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Основная цель работы в этом направлении – сохранение жизни
и здоровья детей, создание условий для их обучения правилам дорожного движения, поиск инновационных технологий, методов и приемов, способствующих снижению уровня детского ДТТ.

Учитывая важность обучения детей поведению на улице с учетом
их психологических и физиологических особенностей,
работу по профилактике ДТТ воспитатели начали с оборудования предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах создали
«Центр безопасности» с разнообразными видами транспорта, светофором, дорожными знаками. С участием родителей сделали дидактические игры, игровые поля и макеты улиц.

Формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах является частью большой профилактической работы образовательного учреждения. Для профилактики ДТТ совместно оформили картотеку рекомендаций и памяток для родителей.

С целью снижения ДТТ применяем разные формы работы:
занятия, дидактические и сюжетно-ролевые игры с использованием дорожных знаков и транспортных средств, встречи с инспекторами ГИБДД.
Совместно с родителями оформляем макеты улиц, фотовыставки,
стенды с ситуациями. Систематически используем «минутки безопасности»
из совместно созданной картотеки, которая состоит из подборки вопросов, проблемных ситуаций, основных правил для пешеходов.

Эффективной формой работы с дошкольниками является проведение развлечений, театрализованных представлений с участием детей и родителей. Дети с удовольствием соревнуются в быстром нахождении знаков зеленого
и красного цвета, объясняя значение каждого дорожного знака,
отвечают на вопросы инспектора ГИБДД, собирают транспортные средства
из частей. При анализе ситуаций ставим перед детьми вопрос:
«Что произойдет, если я это сделаю?». Моделируем недопустимые ситуации, проигрываем сценки с помощью персонажей, учим детей анализировать ситуации. В игровой, занимательной форме дети быстрее и легче усваивают сложный материал, осознают его значимость.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому особое значение придается работе
с родителями. К основным способам формирования навыков поведения относится наблюдение, подражание взрослым, родителям. Чтобы научить ребенка транспортной культуре, родителям, прежде всего следует самим овладеть хотя бы азами транспортной психологии. Мало просто прочитать, рассказать – нужно своим примером показать ребенку образец поведения. Иначе целенаправленная работа ДОУ теряет смысл. С этой целью в уголках для родителей размещены тематические папки-передвижки, памятки, консультации, проходят встречи с инспекторами ГИБДД,
вовлекаем в воспитательно-образовательный процесс в триаде «педагог – дети – родители». Формы и методы разнообразны: анкетирование,
родительские собрания в форме игр, квестов, фотовыставок, выставок детских рисунков. Очень интересно прошел бал в «Академии юного инспектора»,
в завершении которого инспектор ГИБДД вручила всем дипломы.

Уже со средней группы, разрабатываем и используем маршрут
«Дом – детский сад». К разработке маршрута привлекаем родителей,
каждый ребенок объясняет свой маршрут сверстникам своей группы.
Задачи разработки маршрута: повысить безопасность движения ребенка
в детский сад и обратно, научить ребенка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения.

В работе с детьми и родителями используем метод проектов по темам: «История дорожных знаков», «История транспорта», «Транспорт нашего города», «Правила дорожного движения». Метод проектов позволяет конструировать цепочку ситуаций образовательной направленности,
которая реализуется в совместной деятельности всех ее участников
(детей, педагогов, родителей). Ее цель – появление нового, значимого
для детей образовательного результата. Например, самодельной книги
о правилах дорожного движения; альбома рисунков, последовательно знакомящих с выполнением правил дорожного движения на улицах
в микрорайоне; детского спектакля, в котором каждая группа представляет формы работы с детьми: сказки о детях в ситуациях, которые с ними происходили, когда они играли на улице, сценки из литературных произведений и мультфильмов.

Реализация метода проектов мотивирует детскую деятельность, постановку проблемной задачи, совместную разработку плана действий, освоение новой деятельности и упражнения в ее осуществлении, представление продуктов собственной деятельности для ознакомления остальных участников проекта.

Одной из инновационных технологий является квест-игра.
Она позволяет в ходе выполнения заданий активизировать внимание дошкольников и развивать познавательный интерес. Квест-игра формирует
у детей ощущение личной заинтересованности при выполнении заданий. Благодаря квест-играм воспитатели смогли в игровой форме закрепить правила дорожного движения, дети учились ориентироваться в реальных жизненных ситуациях на дорогах. Воспитанники отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины, преодолевали препятствия на извилистой дороге, пели песни о том, что никогда не будут нарушать правила дорожного движения. Много впечатлений осталось у детей от беседы с инспекторами ГИБДД, их рассказах об устройстве автомобиля дорожно-патрульной службы, в котором они разрешили побывать всем воспитанникам.

Родители воспитанников оборудовали на участке детского сада различные виды транспорта, с помощью которых воспитатели организуют
с детьми сюжетно-ролевые игры, формируя у детей культуру поведения
на улицах города.

Интеллектуальная викторина «Находчивы мы и умны, ПДД
для нас важны», в которой дети – знатоки ПДД соревновались с сотрудниками детского сада, получила высокую оценку и была представлена на городском семинаре для старших воспитателей «Ребенок. Дорога. Безопасность».
Дети учились безопасному поведению на дороге в ходе месячников
по профилактике ДТТ. Знакомились с историей возникновения правил дорожного движения с их изменениями со временем, определяли,
что запрещено, а что разрешено делать на дороге, изучали дорожные знаки
и секреты светофора.

Педагогический коллектив детского сада ежегодно участвует
в городских конкурсах по профилактике ДТТ и занимает призовые места. Главное в работе – это терпение и настойчивость в обучении детей правилам безопасности дорожного движения, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то, чем необходимо запастись ради сохранения жизни и здоровья детей. И мы стараемся сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах.

Список литературы:

  1. Беляевскова Г.Д., Мартынова Е.А., Сирченко О.Н., Шамаева Э.Г. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2016. – 160
  2. Рачеева И.П., Журавлева В.В. Формирование безопасного поведения в быту, социуме, природе. Тематическое планирование, формы взаимодействия, виды деятельности. ФГОС ДО. – Волгоград: Учитель, 2016. – 135

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»

В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ....

Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.

Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...

Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Индивидуальный план самообразования по теме «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» на 2020-2025 уч.год

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя по теме "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах"...

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО

В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...