Главные вкладки
доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»
методическая разработка по теме
В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.9 КБ |
![]() | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Н.В.Бирюкова, заместитель заведующего ВМР
МБДОУ»Детский сад общеразвивающего вида № 40»
доклад «Организация работы в ДОУ
по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады, что здесь собрались заинтересованные люди, которые хотят больше узнать, как формировать у наших детей основы безопасного поведения.
Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он только делает первые шаги в сложном мире и от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
В нашей стране ситуация с детским травматизмом была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии.
Цифры впечатляют. Можно ли изменить ситуацию? Без сомнения! Ведь именно в детстве человек получает основную базу знаний.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека нашло отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, В.И.Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Обратимся к истории дошкольного образования (история становления ОБЖ).
- с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни».
- в 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни». Именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами “несчастных случаев” и правилами оказания первой помощи.
- в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
- с 30-х годов XX века подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма (В.М.Федянская, Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко и др.).
- в 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г.Качан).
- начиная с 1990 г. в детских садах стали реализоваться различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей («Программа воспитания и обучения в детском саду», Программа «Детство», «Радуга» и др.). Однако анализ показал, что предусмотренная в них содержательная сторона представлений детей о правилах безопасного поведения не была систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается детям в старшем дошкольном возрасте.
- в 1997 году была опубликована программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в которой раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
- в 2000 г. Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая и др.).
Таким образом, трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты дошкольников от опасностей. Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности; это воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей; это свойство элементов системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.
Признаками, определяющими опасность, являются:
- угроза жизни;
- возможность нанесения ущерба здоровью;
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать.
На взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения осуществляется несколькими путями:
1. Прежде всего - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными социальными и природными ситуациями.
2. Второй путь – познание действительности через разные источники информации: рассказы взрослых, чтение художественной литературы, средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, интернет).
3. И конечно – через специально организованную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений.
Понимая серьёзность проблемы безопасной жизнедеятельности, мы ставим целью работы создание условий, обеспечивающих единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.
Указанная цель реализуется нами в следующих задачах:
- сформировать у детей основные понятия об опасностях;
- выработать умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности;
- учить правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.
Критерием эффективности такой организованной работы является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами, в различных жизненных ситуациях, соблюдая меры предосторожности.
Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности. Педагогический коллектив нашего ДОУ присоединяется к этому мнению и представляет свой опыт работы по данному направлению.
- доклад «Реализация содержания тематической недели по безопасности жизнедеятельности» (воспитатель А.А.Фадюнина)
- обобщение опыта работы «Общая забота: взаимодействие с социумом по формированию у дошкольников представлений о безопасности» (воспитатель А.П.Видищева)
- экскурсия на выставку творческих работ «Мой друг – светофор, демонстрация «Методической копилки» (воспитатель Е.Н.Симашко)
- серия музыкально-театрализованных представлений (режиссер-постановщик Т.И.Сухих, музыкальный руководитель)
- интерактивная игра для педагогов «Будь готов! (заместитель заведующего по ВМР Н.В.Бирюкова)
- рефлексивный диалог «Три настроения» (заместитель заведующего по ВМР Н.В.Бирюкова)
Заключение
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.
Дошкольный возраст – период активного накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.
Благодарим за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Самое дорогое у человека - это жизнь» Н . А. Островский Идеи обеспечения безопасности жизнедеятельности человека М.Ломоносов В.Вернадский И.Сеченов А.Адлер З.Фрейд М.Маслоу
середина XIX века - воспитание здорового образа жизни, гигиена труда, привитие навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения История становления ОБЖ в дошкольной педагогике с 30-х годов XX века - подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма ( В.М.Федянская , Э.Я.Степаненкова , М.Ф.Филенко и др.) 1917 г. – введение нового предмета «школьная гигиена» конец 20-30-х г.г . - работы О.Дегтяренко , Н.Ковальковской , Э.Краснопольского о необходимости ознакомления дошкольников с некоторыми вопросами техники безопасности в быту 1960-1980-е г.г . - профилактика несчастий с дошкольниками медицинскими работниками
• с 1990 г. - реализация различных комплексных и парциальных программы развития, воспитания и образования детей («Программа воспитания и обучения в детском саду», Программа «Детство», «Радуга» и др .), предусматривающих организацию работы по формированию представлений детей о правилах безопасного поведения 1997 г. - публикация программы Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 2000 г. - разработка плана-программы Н.Мельниковой , Л.Захаровой , Р.Шакуровой « Один дома » в настоящее время - различные исследования в области обучени я детей безопасному поведению ( Л.Григорович , С.Мартынов , К.Белая и др .)
Понятие «опасность» - воздействия , способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей опасности дома опасности на дороге и улице опасности на природе опасности в общении с незнакомыми людьми
Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать. непосредственное восприятие окружающего мира познание действительности через разные источники информации специально организованная работа
Цель: создание условий, обеспечивающих единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка. Цели и задачи работы по формированию у дошкольников представлений о безопасности Задачи: сформировать у детей основные понятия об опасностях; выработать умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности; учить правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях. Критерий эффективности - умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами, в различных жизненных ситуациях, соблюдая меры предосторожности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Выступление на педсовете....

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя по теме "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах"...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...

В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...