Главные вкладки

    доклад «Организация работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»
    методическая разработка по теме

    Бирюкова Наталья Валерьевна

    В докладе раскрыта актуальность, основные понятия ОБЖ как предмета в дошкольном образовании и выстроена "историческая лента" развития и становления ОБЖ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_biryukova.docx24.9 КБ
    Файл doklad_teoriya.pptx1.18 МБ

    Предварительный просмотр:

    Н.В.Бирюкова, заместитель заведующего ВМР

    МБДОУ»Детский сад общеразвивающего вида № 40»

    доклад «Организация работы  в ДОУ

    по формированию у дошкольников основ безопасного поведения»

    Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады, что здесь собрались заинтересованные люди, которые хотят больше узнать, как формировать у наших детей основы безопасного поведения.

    Н. А. Островский писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он только делает первые шаги в сложном мире и от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

    В нашей стране ситуация с детским травматизмом была и остается  очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше чем во Франции и в Германии, и в 3 раза больше, чем в Италии.

     Цифры впечатляют. Можно ли изменить ситуацию? Без сомнения! Ведь именно в детстве человек получает основную базу знаний.

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека  нашло отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, В.И.Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

    Обратимся к истории дошкольного образования (история становления ОБЖ).

    • с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни».
    • в 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни». Именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами “несчастных случаев” и правилами оказания первой помощи.
    • в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О.Дегтяренко, Н.Ковальковской, Э.Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
    • с 30-х годов XX века подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма (В.М.Федянская, Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко и др.).
    • в 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г.Качан).
    • начиная с 1990 г. в детских садах стали реализоваться различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей («Программа воспитания и обучения в детском саду», Программа «Детство», «Радуга» и др.). Однако анализ показал, что  предусмотренная в  них содержательная сторона представлений детей о правилах безопасного поведения не была систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается детям в старшем дошкольном возрасте.
    • в 1997 году была опубликована программа Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в которой раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
    • в 2000 г. Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

    В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая и др.).

    Таким образом, трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты дошкольников от опасностей. Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности; это воздействия, способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей; это свойство элементов системы «человек – среда обитания», способное причинять ущерб людям, природной среде и материальным ресурсам.

    Признаками, определяющими опасность, являются:

    • угроза жизни;
    • возможность нанесения ущерба здоровью;
    • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

    Изучив литературу, можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: опасности дома, опасности на дороге и улице, опасности на природе и опасности в общении с незнакомыми людьми.

    Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

     Безопасности формула есть:

     Надо видеть, предвидеть, учесть.

     По возможности – все избежать,

     А где надо – на помощь позвать.

    На взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

    Воспитание у дошкольников основ безопасного поведения осуществляется несколькими путями:

    1.        Прежде всего - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными социальными и природными ситуациями.

    2.        Второй путь – познание действительности через разные источники информации: рассказы взрослых, чтение художественной литературы, средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение, интернет).

    3.        И конечно – через специально организованную  работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений.

    Понимая серьёзность проблемы безопасной жизнедеятельности, мы ставим целью работы создание условий, обеспечивающих единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка.

    Указанная цель реализуется нами в следующих задачах:

    • сформировать у детей основные понятия об опасностях;
    • выработать умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности;
    • учить правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

    Критерием эффективности такой организованной работы является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами, в различных жизненных ситуациях,  соблюдая  меры предосторожности.

    Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности. Педагогический коллектив нашего ДОУ присоединяется к этому мнению и представляет свой опыт работы по данному направлению.

    • доклад «Реализация содержания тематической недели по безопасности жизнедеятельности» (воспитатель А.А.Фадюнина)
    • обобщение опыта работы «Общая забота: взаимодействие с социумом по формированию у дошкольников представлений о безопасности» (воспитатель А.П.Видищева)
    • экскурсия на выставку творческих работ «Мой друг – светофор, демонстрация «Методической копилки» (воспитатель Е.Н.Симашко)
    • серия музыкально-театрализованных представлений (режиссер-постановщик Т.И.Сухих, музыкальный руководитель)
    • интерактивная игра для педагогов «Будь готов! (заместитель заведующего по ВМР Н.В.Бирюкова)
    • рефлексивный диалог «Три настроения» (заместитель заведующего по ВМР Н.В.Бирюкова)

    Заключение

    Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности.

    Дошкольный возраст – период активного  накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

    Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность нас, взрослых.

     Благодарим за внимание.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Организация работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения» МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 40» г.Усолье -Сибирское

    Слайд 2

    " Самое дорогое у человека - это жизнь» Н . А. Островский Идеи обеспечения безопасности жизнедеятельности человека М.Ломоносов В.Вернадский И.Сеченов А.Адлер З.Фрейд М.Маслоу

    Слайд 3

    середина XIX века - воспитание здорового образа жизни, гигиена труда, привитие навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения История становления ОБЖ в дошкольной педагогике с 30-х годов XX века - подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма ( В.М.Федянская , Э.Я.Степаненкова , М.Ф.Филенко и др.) 1917 г. – введение нового предмета «школьная гигиена» конец 20-30-х г.г . - работы О.Дегтяренко , Н.Ковальковской , Э.Краснопольского о необходимости ознакомления дошкольников с некоторыми вопросами техники безопасности в быту 1960-1980-е г.г . - профилактика несчастий с дошкольниками медицинскими работниками

    Слайд 4

    • с 1990 г. - реализация различных комплексных и парциальных программы развития, воспитания и образования детей («Программа воспитания и обучения в детском саду», Программа «Детство», «Радуга» и др .), предусматривающих организацию работы по формированию представлений детей о правилах безопасного поведения 1997 г. - публикация программы Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» 2000 г. - разработка плана-программы Н.Мельниковой , Л.Захаровой , Р.Шакуровой « Один дома » в настоящее время - различные исследования в области обучени я детей безопасному поведению ( Л.Григорович , С.Мартынов , К.Белая и др .)

    Слайд 5

    Понятие «опасность» - воздействия , способные вызывать негативные нарушения в самочувствии и здоровье людей опасности дома опасности на дороге и улице опасности на природе опасности в общении с незнакомыми людьми

    Слайд 6

    Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать. непосредственное восприятие окружающего мира познание действительности через разные источники информации специально организованная работа

    Слайд 7

    Цель: создание условий, обеспечивающих единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка. Цели и задачи работы по формированию у дошкольников представлений о безопасности Задачи: сформировать у детей основные понятия об опасностях; выработать умение прогнозировать опасности и их последствия в процессе жизнедеятельности; учить правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях. Критерий эффективности - умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами, в различных жизненных ситуациях, соблюдая меры предосторожности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические условия формирования у дошкольников основ безопасности поведения в быту.

    Формирование у дошкольников основ безопасности в быту - актуальная задача современного времени. Однако анализ состояния дошкольного образования показывает, что в содержании образования есть ряд недост...

    Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

    Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

    Индивидуальный план самообразования по теме «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах» на 2020-2025 уч.год

    Индивидуальный план по самообразованию воспитателя по теме "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах"...

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА

    СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА...

    Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО

    В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...

    Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

    Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...