Дети придумывают правила группы.
статья (подготовительная группа)

Заварзина Елена Валерьевна

Правила хорошего тона прививают с детства. Благодаря  им,   ребенок учится понимать как нужно себя вести в определенных ситуациях. В детском саду существует огромное количество правил поведения в различных ситуациях, регулярно возникающих в жизни детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Придумываем правила группы.

Правила хорошего тона прививают с детства. Благодаря  им,   ребенок учится понимать как нужно себя вести в определенных ситуациях. Детей  обучают правилам поведения в детском саду, потому что там они учатся взаимодействовать со своими сверстниками и взрослыми людьми.

Для достижения наших целей, прежде всего, в группе необходима атмосфера доверия и психологической безопасности, желание говорить и слушать друг друга. И правила нам нужны именно для создания такой благоприятной психологической обстановки.

В детском саду существует огромное количество правил поведения в различных ситуациях, регулярно возникающих в жизни детского сада. Среди них можно выделить основополагающие, без соблюдения которых нормальная жизнь в группе детского сада просто невозможна, и второстепенные, нарушение которых, не так значимо. Например, нельзя бить людей – это основное правило, а здороваться, когда увидишь взрослого – это правило второстепенное. Основных правил будет немного . Чтобы наладить дисциплину в группе,  необходимо добиваться неукоснительного соблюдения основных правил всегда и всеми детьми, в том числе с использованием санкций. А при нарушении второстепенных правил достаточно просто мягко поправить ребенка и, конечно же, о применении санкций в этом случае не может быть и речи.

Набор основных правил может быть разным для разных ситуаций (режимных моментов). Например, в групповом помещении кричать и бегать нельзя, а на прогулке можно.

Предлагаем 6 основных правил. Эти правила сформулированы и в негативном варианте – запрета (чего нельзя делать) и в позитивном варианте – предложения альтернативы (что нужно делать вместо этого):

Запрет

Альтернатива

1.

не ссориться (куда входит не драться, не толкаться, не обзываться и т.п.)

все проблемы решать мирным путем

2.

не шуметь, не мешать другому говорить

чтобы высказаться нужно, поднять руку и дождаться когда педагог даст слово

3.

не ломать вещи

бережно относиться к вещам

4.

не трогать чужие вещи без разрешения

спрашивать разрешение у владельца вещи

5.

не покидать рабочее место без разрешения

спрашивать разрешения покинуть место у педагога

6.

не разбрасывать вещи

оставлять после себя порядок

Обратите также внимание, что запрет накладывается не на эмоции и желания детей, а на форму их выражения. Т.е. злиться можно, но нельзя ударить или обзывать другого. При этом гнев – сигнал о том, что существует какая-то проблема в отношениях с другим человеком и надо уделить внимание и время ее решению мирным путем.

Обсудите с детьми, почему эти правила важно соблюдать, какие могут быть последствия нарушения этих правил. Проверьте, дошли ли эти правила до понимания детьми, насколько прочно дети запомнили правила. Для этого попросите их повторить правила.

Лучше, чтобы картинки – пиктограммы правил висели на видном месте. При нарушении правила спросите, ребенка какое именно он правило нарушил. Пусть он укажет на соответствующую картинку.

Доведите правило до сознания детей.

Если дети запомнили правила, это еще не значит, что они поняли его смысл. Поэтому проведите специальные мероприятия, направленные на то, чтобы дети могли осознать глубинный смысл основных правил. Для этого выберите какое-то одно правило. Проведите беседу со всей группой. На примерах из опыта детей объясните, почему так поступать нельзя. Например, вы отрабатываете правило «людей бить нельзя». Попросите детей вспомнить случаи, когда их кто-то бил. Спросите, что они чувствовали при этом, хотели бы они, чтобы их еще раз побили. Затем попросите детей объяснить, почему бить людей нехорошо.

Прочитайте книгу, посмотрите мультфильм и т.д., в которых персонаж причинял кому-то боль, бил и обижал, и был за это наказан жизнью. Пусть дети нарисуют рисунки под впечатлением от этого произведения. Только когда дети пропустят информацию о правиле «через себя», они смогут осознать глубинный смысл правила.

Продумайте заранее санкции - логические последствия.

В деле поддержания дисциплины без санкций не обойтись. Но использование наказаний в качестве санкций за нарушение правил недопустимы: это не только разрушительно для психики ребенка, но и неэффективно с точки зрения формирования самоконтроля и самодисциплины. Лучшим вариантом санкций за нарушение правил являются логические последствия. Логические последствия – это такое следствие поступка ребенка, которое взрослый накладывает искусственно, используя свою власть (это делает их похожими на наказание). От наказания этот метод отличается тем, что это следствие логически связано с проступком ребенка и поэтому воспринимается им как абсолютно справедливое. Если ты что-то испачкал, ты должен это отчистить, если что-то разбросал, ты должен это убрать. Если ты что-то сломал, то должен это починить. Если ты не можешь исправить вред, то должен его компенсировать.

Например, вы отрабатываете правило «людей бить нельзя». Если ребенок ударил другого во время игры, то он исключается из игры. Если ребенок ударил другого, пытаясь забрать игрушку, значит, он в этот день лишается права играть с аналогичными игрушками. Если ребенок ударил другого во время соревнования, то его дисквалифицируют и присуждают победу пострадавшему сопернику. Если это была командная игра, то проигравшей считается вся команда. Возможно, одно стандартное логическое последствие за нарушение данного правила – изоляция в течение какого-то периода нарушитель играет один, отправляется на необитаемый остров и т.д. И действительно, если ты ударил человека, значит, тебе нельзя находиться рядом с людьми. Связь этого следствия с поступком вполне можно объяснить детям, начиная со старшей группы.

Используйте алгоритм установления ограничений в момент нарушения правила.

Алгоритм установления ограничений:

Установите физическую границу так, чтобы действие было не совершенно или начатое остановлено: блокировать удар, стать между, установить визуальный контакт, привлечь внимание возгласом, (хватать ребенка нельзя!).

Признайте (вербализуйте) желания и чувства ребенка.

Сообщите об ограничениях.

Укажите приемлемую альтернативу выражения чувств и желаний ребенка - приемлемые для вас варианты удовлетворения потребности, побуждающей ребенка нарушать правила. Т.о. реализуется принцип: запрещая - разрешай.

Если ребенок продолжает нарушать правило даже после нескольких повторений, нужно объяснить ребенку, что ему предоставляется последняя возможность выбора: либо он принимает правило, либо получает неприятные последствия.

Например, ребенок бегает по группе. 1)Привлеките его внимание голосом и остановите жестом «стоп». 2) Скажите: «Тебе хочется подвигаться. 3)По группе бегать нельзя. 4)Ты можешь попрыгать на батуте в спортивном уголке». 5) Если ребенок не останавливается, скажите: «Если ты продолжишь бегать, то значит, ты выбрал отправиться на остров успокоения на 5 минут».

Смысл применения алгоритма не в том, чтобы наказать ребенка – причинив ему дискомфорт, а в том, чтобы дать ребенку возможность выбора: выражать свои чувства и удовлетворять свои желания социально-приемлемым способом или антисоциально. В случае антисоциального выбора наступают санкции. При применении санкций подчеркивается момент выбора: ребенок сам сделал такой выбор, когда решил продолжать противоправное поведение. Назначение санкций сделать антисоциальный выбор менее привлекательным для ребенка. При этом важно чтобы используемые в п.5 последствия наступали для ребенка неотвратимо (а не были бы пустыми обещаниями).

В крайнем случае используйте лишение чего-то хорошего.

Для того чтобы лишить чего-то хорошего, надо сначала дать детям что-то хорошее. Возможно, вы ежедневно будите играть на прогулке или во второй половине дня в групповые игры, которые очень интересны детям. Однако права участвовать в них лишаются все нарушители. Возможно, вы даете наклейку за хорошее поведение два раза в день: перед тихим часом и в конце дня. Однако нарушители лишаются наклейки. Для того, чтобы метод сработал привилегия, которой лишают ребенка, должна быть важной для ребенка.

Обратите внимание детей на естественные последствия нарушения правил.

Создайте условия для того, чтобы получал за нарушение правил неприятные для себя последствия автоматически, от самой жизни, т.е. без вашего вмешательства. В данном случае ответственность воспитателя в том, чтобы найти такие естественные последствия и сделать так, чтобы ребенок мог осознать связь между своими поступками и этими неприятными естественными последствиями. Например, если ребенок часто совершает такие действия ущемляющие других, то естественным неприятным последствием будет отвержение со стороны всех остальных детей. Однако ребенку трудно отследить связь между своими действиями и этим последствием. Воспитатель может обеспечить осознание связи поступков ребенка и следствий следующим образом. Заведите в группе так называемые «конвертики любви». Конвертики куда в знак признательности дети бросают рисунки. Они как бы этим говорят спасибо другому ребенку за какой-то приятный для них поступок. Во второй половине дня нужно устроить выемку рисунков и обсуждение кто и получил спасибо, сколько, от кого и за что. Дети, которые ущемляют других, будут получать рисунки-спасибо в меньшей степени. И это будет неприятным для них. Воспитателю останется только объяснить ребенку, почему от него отвернулись сверстники и что надо сделать, чтобы получить рисуночки-спасибо.

Организуйте положительные последствия для просоциального выбора.

Смысл данного подхода к воспитанию ребенка заключается в том, чтобы предоставить ребенку выбор и при этом сделать социально приемлемый выбор более привлекательным, чем антисоциальный. Поэтому при установлении правил не стоит полагаться только на санкции. Гораздо важнее, сделать так, чтобы соблюдать правила было более приятно, интересно и радостно для детей, чем их нарушать. Т.о. нужно организовать положительные последствия (естественные или логические) для тех, кто выбирает соблюдать правила. Например, участвовать в занятии, должно быть более интересно, чем не участвовать в нем. Тогда ребенок, который выбирает отказаться от занятия, сам себя лишает удовольствия. Тот, кто был дружелюбным с другими, детьми получает больше рисуночков-благодарностей. К игре с хрупкими, но привлекательными вещами допускаются только те дети, которые могут играть спокойно, осторожно, не ломают игрушки и другие вещи. Тогда ломать вещи ребенку становится невыгодно. К участию в подвижной игре, где есть вероятность нечаянно толкнуть или ударить другого ребенка, допускается только те, кто могут контролировать себя и кто не проявлял агрессии в адрес других.

Вышеописанный подход к установлению правил требует на начальном этапе вложений сил и времени, однако дает более устойчивые результаты: дети начинают соблюдать правила по собственной инициативе, добровольно, и воспитатель может работать в спокойной уютной обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные права детей. Защита прав детей.

Основные права детей. Защита прав детей....

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром для средней группы «Мой дом – моя крепость». (Право на жилье и его неприкосновенность.)Цели: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, прож

Цели:Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены. Словарь:Неприкосновенность, жилье...

Блок интегрированных мероприятий на основе Конвенции о правах ребенка для детей старшего дошкольного возраста «Дети имеют право!»

Практический материал (НОД) предоставляет возможность:дать детям старшего дошкольного возраста первоначальные правовые знания на основе Конвенции о  правах ребенка;познакомить с основными пр...

Из опыта работы "Анализ умения детей придумывать рассказы из опыта" (старшая группа)

Приведены результаты эксперимента по выявлению умения  составлять рассказы из личного опыта в старшей группе....

Раскраски для детей "Мои права" , иллюстративный материал по теме"Права детей"

раскраски для дошкольников и иллюстративный материал по теме"Права ребёнка"...

"Маленьким детям-большие права" (развлечение по правам ребёнка для старшей группы)

quot;Маленьким детям-большие права" ( развлечение по правам ребёнка для старшей группы)...

Театрализованное развлечение по правам ребенка в старших и подготовительных группах Тема: "Маленьким детям – большие права"

Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Задачи: - закрепить знания по Конвенции о правах ребенка; - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанн...