Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность
материал

Виктория Леонидовна Крапалёва

Консультация для педагогов дошкольных учреждений о  воспитании и развитии эстетического вкса у детей дошкольного возраста. Рассматривание задач эстетического воспитания испособов их реализации в условиях дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_konsultatsiya_estetikaword.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ТЕМА: «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»      

     Говоря о воспитании и развитии чувства вкуса у ребёнка, люди имеют  в виду не сенсорное чувство, предполагающее вкусовые ощущения, а эстетическую единицу, которая включает в себя умение человека видеть прекрасное, правильно и рационально сочетать цветовые гаммы, линии, формы, пропорции.

     Чувство вкуса – это не врождённое образование; его необходимо развивать с самых ранних лет. У детей чувство вкуса отсутствует, вернее, они имеют своё представление о прекрасном.

     Ребёнок с первых дней жизни тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным вещам и предметам. Всё это вызывает чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат колыбельную, сказку, рассматривают иллюстрации, картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний.

     Эстетическое  восприятие действительности имеет свои особенности. Основой для него является чувственная (сенсорная) природа вещей и явлений – их цвет, форма, звук, размер и другое. Поэтому, его развитие требует большой сенсорной культуры.

     Красота воспринимается ребёнком как  единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий.

     Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. В дошкольном возрасте очень обширный спектр развития чувства вкуса у детей. Рассмотрим некоторые из них.

     Связь развития эстетического вкуса с изобразительной деятельностью.

Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами:

1я группа задач направлена на формирование эстетического отношения к действительности: развивать умение видеть и чувствовать красоту (в природе, искусстве, поступках, окружающем), воспитывать эстетический вкус.

2я группа задач направлена на формирование художественных умений в различных областях искусств: рисовании, лепке, конструировании, пении, развитии  словесного творчества.

     Ведущими методами для развития эстетического вкуса у дошкольников являются: показ, рассматривание, наблюдение, анализ, пример взрослого. В частности, необходимо помнить, что близкий взрослый (родитель, воспитатель, старший товарищ) являются для ребёнка образцом для подражания, эталоном и должен ему соответствовать.

     Также обязательно используются ведущие практические методы: упражнения, объяснения, игры, метод поисковых ситуаций.

     

     Для реализации задач воспитания и развития эстетического вкуса необходимы определённые условия:

     - среда, в которой живёт и развивается ребёнок (эстетика быта); здесь работает теория «белой скатерти» - «Если хочешь воспитать потребность в эстетическом окружении, то исключай неэстетичность как таковую»; имеется в виду не только аккуратность, но и основные 3 правила:

     1е правило – жить в красоте,

     2е правило – замечать красоту,

     3е правило – поддерживать и создавать красоту вокруг себя;

     - природа как разнообразие красок, форм, звуков и их сочетаний;

     - искусство – каждый его вид своеобразно отражает жизнь и оказывает своё особое влияние на ум и чувства ребёнка;

     - художественная деятельность детей, как организованная педагогом, так и самостоятельная. В художественной деятельности, как правило, присутствует воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий фактор. И тот, и другой, необходимы и взаимосвязаны – ребёнок не может творить, не научившись воспроизводить.

     При этом речь идёт не только о чисто изобразительной деятельности, но и о творческих играх, изготовлении поделок, составлении букетов, придумывании эскизов и прочее.

     Творческие изобразительные игры являются отличным действенным средством развития эстетического вкуса у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них.

     Для детей раннего и младшего дошкольного возраста:

Цель: формировать представление о цвете, знакомство с сенсорными эталонами.

Можно использовать следующие игры и упражнения:

     _ «Привяжем ниточку к шарику», «Назови нужный цвет»,  «Спрячь мышку» (цвет и форма), «Развесь одежду для куклы» (цвет) и другие.

     Для детей младшего дошкольного возраста (4й – 5й год жизни):

Цель: развивать зрительную память, чувство симметрии, учить выбирать краску, которая соответствует цвету изображаемого предмета, формировать композиционные навыки, на элементарном уровне развивать творческие проявления, фантазию, воображение.

Примеры таких игр:

     - «Узнай и нарисуй» (половинку предмета), «Волшебная мозаика» (рисование или выкладывание фигурок-образов из геометрических форм с использованием цветового решения), «Третий лишний» (выделение из 3х предметов(игрушек) лишнюю, не подходящую по стилю, цвету, назначению), «Палитра художника» (закреплять понятия «холодной» и «тёплой» гаммы цветов, знание цветов спектра и их оттенков).

     Для старших дошкольников можно использовать следующие творческие игры:

Цель: продолжать учить подбирать оттенки к основному цвету, составлять красивую цветовую гамму, словесно обосновывать свой выбор, совершенствовать композиционные навыки, развивать эстетический вкус, воображение, фантазию.

     - «Три краски» (тонирование листа бумаги тремя красками, цвет которых больше всего подходят друг другу), «Найди друзей краски» (оттенки основных цветов), «Реставратор» (дорисовывание фрагментов), «Волшебники» (развитие эстетического вкуса, создание образа с помощью цветового решения), «Составь натюрморт» (составление композиции из модулей), «Вернисаж» (определение жанра живописи – портрет, пейзаж, натюрморт, народное творчество; как усложнение – определение вида пейзажа, натюрморта (пейзаж морской, городской, другой; портрет – поясной, в полный рост и так далее), «Художественный салон» (словесное описание покупок).

     В заключение хочется отметить, что, конечно же, в  формировании основ эстетического вкуса ведущее место принадлежит детскому саду. Но велика роль и семьи. Только при единстве воздействия возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Педагог помогает семье создать необходимые условия , рассказывает о важности эстетики быта, советует что почитать детям, какую музыку послушать, какие музеи посетить. Советует, какие материалы для творчества нужно иметь дома.

     Установление преемственности в работе над развитием эстетического вкуса детей дошкольного возраста детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать каждый человек.

Подготовила и провела       КрапалёваВ.Л.,     воспитатель МБДОУ «Колобок», с. Перово». Симферопольского района.

                                              С. Перово, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по проблеме эмоционального развития детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

В стремительно меняющемся мире, где наблюдается обострение всех противоречий, дети особо остро испытывают потребность в ощущении эмоционального комфорта, в самовыражении и реализации творческих способ...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

Развитие мелкой моторики оказывает решающее влияние на развитие речи, ловкости пальцев, стимулирует речевые зоны головного мозга....

Самообразование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

Самообразование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»...

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О...

Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста»Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим ...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Художественное образование является важным моментом в формеровании и развитии личности человека.Творческая деятельность поможет маленькому человеку в процессе познания окружающего мира. К творчеству с...