Картотека: проекты, проектная деятельность в ДОУ
проект

Сергеева Валентина Викторовна

Каждый проект своеобразен выбором темы, определением проблемного поля и сроков организации, описанием этапов и подобранными практическими материалами.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных организаций и входит в программно-методический комплекс дошкольного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx58.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Белочка»

Картотека: проекты, проектная деятельность в ДОУ

Воспитатель: Сергеева Валентина Викторовна

«Краткосрочный групповой проект в средней группе

«Мы память бережно храним!» 

Актуальность:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Возрастная группа: средний дошкольный возраст. 4 – 5 лет.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Участники проекта: Дети, родители (законные представители, воспитатели.

Вид проекта: познавательный, творческий, социально – значимый.

По степени участия: групповой.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательно – исследовательская, двигательная.

 Задачи:

Образовательные:

- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;

- Пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;

- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями;

- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны.

Развивающие:

- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;

- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;

- Развивать чувство коллективизма.

Воспитательные:

- Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)

- разработка проекта;

- определение проблемы проекта;

- постановка цели и задач;

- определение основных форм работы;

- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;

- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта.

2 этап: Основной (практический): реализация проекта.

3 этап: Заключительный (обобщающий): создание альбома на военную тематику «Семейные странички», создание видео роликов чтения стихотворения о войне.

Продукт:

1. Методический материал о Великой Отечественной войне, стендов, ширм, буклетов о Великой Отечественно войне.

2. Альбомы на военную тематику:

«Военная техника»

«Они сражались за Родину»

«Города – герои»

3. Выставка рисунков, аппликаций на военную тематику

4. Создание мини – музея военной техники.

Проблема проекта:

Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Основные формы реализации проекта: беседы; просмотр презентаций и видео роликов о войне; мини-выставки; составление рассказов; консультации для родителей.

Взаимодействия с родителями:

1. Оформление информационных стендов в средней группе ДОУ: «Мы память бережно храним».

2. Проведение выставки и творческих работ детей и родителей.

3. Оформить папку – передвижку «Как рассказать детям о войне?»

4. Разработать памятки для родителей «Прочтите детям»

5. Создание в группе уголка «Никто не забыт и нечто не забыто»,

6. Участие в конкурсе.

Предполагаемый результат проекта:

Воспитанники:

  1. Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
  2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.).
  3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
  4. Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение средних групп методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными Великой Отечественной войне.

Родители:

  1. Активные и заинтересованные участники проекта.
  2. Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную – проектную деятельность.

Педагоги:

  1. Осуществляют инновационную деятельность.
  2. Повышают профессиональный уровень.
  3. Работа с детьми.

Форма проведения

  1. «Физическое развитие»:

Игра-забава: 

-  «Попади в цель».

 Подвижные игры:

-  «Полоса препятствий»;

-  «Метание гранат»;

-  «Салют»;

-  «Поймай диверсантов»;

-  «Переправа»;

-  «Летчики — на аэродром!»;

-  «Самолёты». 

  1. «Социально-коммуникативное развитие»:

Сюжетно-ролевые игры:

-  «Военные моряки»;

-  «Танкисты»;

-  «Летчики».

Беседы на темы:

-  «Война — это такая жизнь»;

-  «Зачем нужна война?»

Дидактические игры:

-  «Выложи фигуру» (выложить из счетных палочек танк, ракету, самолет и т. д.)

Пазлы:

- «Военные профессии»;

-«Военная техника»;

-«Математический счет» на военную тематику.

Словесно-дидактические игры:

- «Скажи иначе» (Отечество — Отчизна, Родина; защитник Отечества — солдат, воин, боец, богатырь и т. д.);

-«Кто больше назовет родов войск?»;

- «Отгадай, какую военную технику я задумал (а?» (по типу игры «Да — нет»).

Знакомство с государственной символикой:

-  «Вечный огонь»

-  «Георгиевская ленточка»

-  «Медали, ордена» 

  1.  «Познавательное развитие»:

 Беседы о войне, фронтовиках, детях войны:

-  «Война и мир»

-  «День Победы»

-  «Что такое героизм»

-  «Дети в годы войны».

Беседы о военных профессиях;

Рассматривание иллюстраций о войне;

Просмотр презентаций:

- «Великая Отечественная Война»

-  «Парад победы»

-  «Детство отняла война».

Просмотр мультфильмов с обсуждением:

-  «Солдатская сказка» (ТО «Киевнаучфильм»)

-

Организованная образовательная деятельность

Сотрудничество с семьями.

-«Речевое развитие» 

Отгадывание загадок о военной технике, оружии;

Чтение художественных произведений:

-  Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»;

-  С. Михалков «День Победы»;

-  С. Алексеев «Первая колонна», «Первый ночной таран»;

-  Е. Благинина «Шинель»;

Разучивание стихов ко Дню победы:

- С. Маршака «Пусть не будет войны никогда»;

-  В. Косовипкий «Будущий мужчина»

«Художественно-эстетическое развитие» 

Рисование, аппликации на тему:

-  «Военная техника», 

-  «Самолёты летят», 

-  «Салют», 

-  «Танк»

Лепка и пластилинография на тему:

-  «Вертолёт»

-  «Самолёт»

-  «Танк»

 Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир насекомых»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Актуальность проблемы

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых. 

Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Цель проекта

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых».

Задачи проекта

Развивающие

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного отношения к живым представителям.
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Развивать творческие способности, речь, мышление.

Обучающие

  1. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых, их строении, способах передвижения, питания, месте обитания.
  2. Формировать интерес и приобщать к исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей; Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.
  3. Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с насекомых.

Воспитывающие

Воспитывать бережное отношение к живому; Формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Пополнение словарного запаса (панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет).
  • Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
  • Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).
  • Дополнить картотеку дидактических игр.
  • Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
  • Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
  • Составление плана основного этапа проекта.

2 этап – основной, организационно-практический:

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых.
  • Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».

Познавательное развитие

  • Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.).
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и во время семейных прогулок.
  • Домашний просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского.
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.

Речевое развитие

  • Беседы о насекомых.
  • Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
  • Знакомство с художественной литературой о насекомых.
  • Разучивание стихов о насекомых.
  • Составление описательных загадок про насекомых.
  • Чтение стихов, произведений, рассказов, пословиц и поговорок о насекомых.

Художественно - эстетическое развитие

  • Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами).
  • Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых.

Физическое развитие

  • Релаксация под звуки природы.
  • Подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки согласно теме проекта.
  • Игры – эстафеты.

Работа с родителями

  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
  • Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
  • Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
  • Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.

3 этап – Заключительный этап

  • Опрос детей: «Что нового вы узнали о насекомых?».
  • Выставка поделок, рисунок «Удивительный мир насекомых».
  • Проведение консультации по темам: «Расскажите детям о насекомых», «Как привить любовь к природе», «Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека», «Первая помощь при укусах насекомых»; «Что читать детям о насекомых»; «На природу с ребенком».
  • Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».

Предполагаемый результат

У детей:

  1. Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых.
  2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
  3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
  4. Развитие речи у детей, активного словаря.
  5. Узнавать и называть насекомых нашего региона.
  6. Иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые, чем они питаются (плодоядные и растительноядные).
  7. Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
  8. Находить сходства и различия.
  9. Дети с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях проекта.

У родителей:

  1. Активное участие родителей в предметно – пространственной среде уголка природы группы «Удивительный мир насекомых».
  2. Совместные выходы детей и родителей на природу.

У воспитателей:

Пополнение дидактическим материалом уголка природы в группе.

Продукты проектной деятельности:

Презентация к проекту; аудиозаписи насекомых; ноутбук для презентации; художественная литература; макеты (резиновые, пластмассовые игрушки) насекомых; дидактические игры; картинки (изображения) насекомых.

Для рисования – акварельная бумага, акварельные краски, непроливайки, кисточки, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, мелки для асфальта, влажные салфетки.

Для лепки – пластилин, стека, доска для лепки, влажные салфетки.

Для аппликации – цветная бумага, ножницы, клей ПВА, влажные салфетки.

Для конструирования (оригами) – счетные палочки, цветная бумага.

Для подвижных игр – маски комара, божьей коровки, бабочки, мухи, жука; обручи, кубики, сачок, веревка, ориентиры, мячи, шарики из сухого бассейна.

Для инсценировки – маски (костюмы) насекомых.

Основной этап реализует темы недель:

1 неделя – «Все о насекомых». «Майский жук», «Муха», «Комар».

2 неделя – «Божья коровка», «Бабочка», «Стрекоза», «Гусеница».

3 неделя – «Пчела», «Оса», «Шмель».

4 неделя – «Жук», «Паук», «Таракан».

5 неделя – «Муравей», «Кузнечик», «Обобщение материала».

Ход проекта

1 неделя - «Все о насекомых». «Майский жук». «Муха». «Комар».

Беседа

  • «Насекомые – кто они такие? Чем они отличаются от других существ?».
  • «Каких мы знаем насекомых?».
  • «Польза и вред насекомых».
  • «Опасные насекомые».
  • «Насекомые в природе нашего края".
  • «От чего зависит окраска насекомого?».
  • «Интересные факты из жизни насекомых», «Живые опасности».
  • «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми».
  • «Бывают ли насекомые детёнышами?».
  • «Кто живёт в подземном царстве?».
  • «Строение и развитие насекомых».

Рассматривание иллюстраций

Насекомых.

Наблюдения на участке ДОУ

За погодой, за обитателями лужайки, за растениями, за майским жуком, за мухой, за комаром.

Чтение

В. Драгунский «Он живой и светится»; К. Чуковский «Муха – Цокотуха»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост».

Загадки

О насекомых.

Прослушивание песен

Звуки мухи, комара.
Песня «В траве сидел кузнечик».

Д/и

  • «Четвертый лишний».
  • «Сложи картинку» (пазл).
  • «Тихий – громкий».
  • «Нарисуй насекомое» из многоугольников.
  • «Закончи предложение» (Майский жук большой, а божья коровка…).
  • «Хорошо-плохо».
  • «Один – много» (1 муха - много мух).
  • «Назови ласково» (комар — комарик).
  • Составление описательных загадок про насекомых.
  • «Подбери признак» (бабочка какая? – …).
  • «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы).
  • «Мозайка».
  • «Выложи насекомое из счетных палочек» (по образцу).

П/и

  • «Поймай комара».
  • «Паук и мухи».
  • «Жук».
  • «Мы идем гулять на луг».

Пальчиковые игры

  • «С кем дружит цветок».
  • «Насекомые».
  • «Светлячок-червячок».
  • «Комарик».

С/р игра

«Прогулка на луг». 

Творческая деятельность

Лепка «Майский жук».
Рисование «Комар».
Конструирование из счетных палочек «Жук».

Труд в природе

Помощь в поливе растений на клумбе.

Консультация для родителей

  • «Расскажите детям о насекомых».
  • «Что читать детям о насекомых».
  • Просмотр совместно с детьми мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Дюймовочка».

2 неделя: Божья коровка», «Гусеница», «Бабочка», «Стрекоза».

Беседа

  • «Что мы знаем о божьей коровке?».
  • «Кто такая божья коровка?».
  • «Почему божья коровка красная?».
  • «Держитесь подальше от гусениц».
  • «Почему нельзя ловить бабочек».
  • «Польза стрекоз».
  • «Строение и развитие насекомых».

Рассматривание иллюстраций

Насекомых.

Наблюдения на участке ДОУ

За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за божьей коровкой, за бабочкой, за стрекозой.

Чтение

  • И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
  • Хмельницкий «Гусеница и крокодил».
  • В.Бианки «Приключение муравьишки».
  • К.Ушинский «Капустница».
  • Н.Сладков «Домашняя бабочка».
  • К.Россетти «Гусеница».
  • В.Лунин «Бабочка».
  • Стихотворение И.Иованович - Змай «Мальчик и мотылек».

Составление загадок

По картинкам, с изображением насекомых.

Прослушивание песен

  • Звуки стрекозы.
  • Песня «Божья коровка, маленький жучок»; «Бабочка чудесная».

Д/и

  • «Посчитай точки у божьей коровки».
  • «Найди листочек для божьей коровки».
  • «Найди 10 отличий (у бабочки)».
  • «Как передвигаются насекомые».
  • «Чем питаются насекомые».
  • «Назови насекомое по описанию».
  • «Сложи картинку» (пазл).
  • «Выложи насекомое из счетных палочек» (по образцу).
  • «Собери слово».
  • «Четвертый лишний».
  • «Чья тень».
  • «Мемо».
  • «Дорисуй насекомого».
  • «Какая цифра подходит к божьей коровки.

П/и

  • «Бабочки и птицы».
  • «Божьи коровки и ветерок».
  • «Вот выходим мы на луг».
  • «Гусеницы на перегонки».
  • «Стрекоза».

Пальчиковые игры

  • «Стрекоза».
  • «Гусеница».
  • «На полянке я сижу».

Творческая деятельность

Лепка «Стрекоза», «Гусеница».
Аппликация «Божья коровка».
Рисование «Разноцветные бабочки», рисование мелками на асфальте насекомых, рисование по трафарету, дорисуй по образцу.
Конструирование (оригами) «Бабочка», «Божья коровка».
Конструирование из природного материала «Бабочка».
Конструирование из счетных палочек «Бабочка», «Стрекоза».

Труд в природе

Помощь в поливе растений на клумбе.

Консультация для родителей

  • «Как привить любовь к природе».
  • Просмотр совместно с детьми мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Лунтик».

3 неделя: «Пчела», «Оса», «Шмель».

Беседа

  • «Жалящие насекомые – осы, пчелы, шмели».
  • «Пчелы - самые близкие друзья человека».
  • «Что делать при укусе пчелы, осы, шмеля?».
  • «Это интересно».
  • «Строение и развитие насекомых».

Рассматривание иллюстраций

Насекомых.

Наблюдения на участке ДОУ

За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за пчелой, за осой, за шмелем.

Чтение

  • И. Соколов-Микитов «Рой».
  • Д. Эйза «Пчелы».
  • Стихотворение Д. Эйза «Пчелы»; М. Боровицкая «Разговор с пчелой».
  • Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».

Загадки

О насекомых.

Составление описательных рассказов

По картинкам, с изображением насекомых.

Прослушивание песен

  • Звуки пчелы, осы, шмеля.
  • Песня «Маленькая пчелка».
  • Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Д/и

  • «Чем питаются насекомые».
  • «Назови насекомое по описанию».
  • «Собери картинку» (пазл).
  • «Четвертый лишний».
  • «Кто где живет?».
  • «Кто появится отсюда?».
  • «Собери слово».
  • «Чья тень».
  • «Мемо».
  • «Дорисуй насекомого».

П/и

  • Эстафета «Трудолюбивая пчелка».
  • «Пчелы и шмель».
  • «Медведь и пчелы».
  • «Водят пчелы хоровод».

Пальчиковые игры

  • «Труженица пчела».
  • «Оса».
  • «Пчела».
  • «Улей».

Творческая деятельность

Рисование «Оса».
Конструирование из природного материала «Пчела».

Труд в природе

Помощь в поливе растений на клумбе.

Консультация для родителей

  • «Расскажите детям о насекомых».
  • Просмотр совместно с детьми мультфильма «Пчелка Майя».

4 неделя: «Жук», «Паук», «Таракан».

Беседа

  • «Такие разные жуки».
  • «Для чего нужны пауки».
  • «Таракан вредный или полезный».
  • «Строение и развитие насекомых».

Рассматривание иллюстраций

Насекомых.

Наблюдения на участке ДОУ

За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за жуком, за пауком, за тараканом.

Чтение

  • И. Соколов-Микитов «Пауки».
  • В. Сухомлинский «Пусть будет соловей и жук».
  • А. Барто «Жук».
  • К. Чуковского «Тараканище».
  • Ю. Мориц «Счастливый жучок».
  • Сказка Г. Циферова «Пугало».

Загадки

О насекомых.

Составление описательных рассказов

По картинкам, с изображением насекомых.

Прослушивание песен

Звуки природы.

Д/и

  • «Собери картинку» пазл.
  • «Выложи насекомое из счетных палочек».
  • «Почини слово» (ХА-МУ, МАР-КО).
  • «Назови ласково».
  • «Мемо».
  • «Закончи предложение».
  • «Кто без чего?».
  • «Четвертый лишний».
  • «Собери слово».

П/и

  • «Паучок».
  • «Жук».
  • «Найди свой домик».
  • «Паук и мухи».
  • «Букашки – таракашки».

Пальчиковые игры

  • «Жук».
  • «Пчела и жук».
  • «Паучок».
  • «Мы пошли гулять на луг».

Инсценировка

Сказка «Муха - Цокотуха».

Творческая деятельность

Лепка «Паучок на паутинке».
Рисование на свободную тему; по трафарету; дорисуй по образцу, рисование по схеме.
Конструирование из счетных палочек «Жук», «Паук».

Труд в природе:

  • Помощь в поливе растений на клумбе.
  • Прополка клумбы от сорняков.
  • Рыхление.

Консультация для родителей

«Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека».

5 неделя: «Муравей», «Кузнечик», «Обобщение материала».

Беседа

  • «Что такое муравейник?».
  • «Почему муравейник считают самым сильным?».
  • «Муравьи – санитары леса».
  • «Он зеленый, попрыгучий, совершенно не колючий» - беседа о кузнечике.
  • «Что вы знаете о насекомых?».
  • «Строение и развитие насекомых».

Рассматривание иллюстраций

Насекомых.

Наблюдения на участке ДОУ

За погодой, за растениями, за обитателями лужайки, за муравьем, за кузнечиком.

Чтение

  • И. Соколов-Микитов «Кузнечик».
  • В. Орлов «Ночной скрипач».
  • Г. Лагздынь «Светлячки».
  • Э. Мошковская «Люблю муравья».
  • Р. Сеф «Муравей».
  • Д. Биссета «Кузнечик Денди».

Загадки

О насекомых.

Составление описательных рассказов

По картинкам, с изображением насекомых.

Прослушивание песен

Звуки природы.

Д/и

  • «Если я приду в лесок» (Да/Нет).
  • «Как передвигаются насекомые».
  • «Собери картинку».
  • «Выложи насекомое из счетных палочек».
  • «Четвертый лишний».
  • «Собери слово».
  • «Чья тень».
  • «Дорисуй по образцу».
  • «Нарисуй насекомых, которых запомнили в стихотворении».
  • «Кто появиться отсюда?».

П/и

  • «Кузнечики».
  • «Вот выходим мы на луг…».
  • «Запасливый муравей».
  • «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».

Пальчиковые игры

  • «На полянке я сижу».
  • «Мы пошли гулять на луг…».
  • «С кем дружит цветок».
  • «Насекомые».

Творческая деятельность

Лепка «Муравей».
Рисование «В траве сидел кузнечик»; «Загадочный мир насекомых» (свободная тема); рисование насекомых по схеме.
Конструирование (оригами) «Кузнечик».
Конструирование из природного материала «Муравейник».
Конструирование из счетных палочек «Насекомые».

Выставка детский работ, игрушек (домашнее задание, совместно с родителями)

  • «Насекомые родного края».

Труд в природе

Помощь в поливе растений на клумбе.

Консультация для родителей

«Первая помощь при укусах насекомых».

Выводы по проекту:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Дети приобрели новый опыт познавательно-исследовательской и творческой деятельности.

В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с удивительным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что:

- дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

- у детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и бережно относится к ним.

- у дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам.

Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

Список литературы:

  1. https://yandex.ru/ - картинки, загадки, подвижные игры, физкультминутки, звуки насекомых.
  2. «Насекомые. Какие они?». М., 2015.
  3. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование.–2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.
  4. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  5. Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–20016.–№ 3.

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Комнатные растения»

 Вид проекта: информационно-исследовательский, групповой.

 Актуальность проекта:

Всё самое прекрасное в жизни сравнивается с цветами. Каждый человек достоин удивления, восхищения и особого ухода и внимания.

Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям. Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.

Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, мной был разработан и запущен информационно – исследовательский проект «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта:

- Уточнить и систематизировать знания детей о растениях;

- развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

-Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.

-Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

- Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.

- Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).

- Развивать связную речь, активизировать словарный запас дошкольников.

- Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.

- Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).

- Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, желание за ними ухаживать.

Методы и формы работы:

- наблюдения

- беседы

- рассматривание иллюстраций

- настольные игры

- подвижные игры

- дидактические игры

- чтение литературных произведений

- консультации для родителей

Проект включает в себя три этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Предполагаемый результат:

- У детей проявится ярко выраженный интерес к живой природе. Они научаться различать и называть комнатные растения.

- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

- Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.

- Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.

- Обогащение словарного запаса детей по данной теме.

- Приобретение практических навыков.

- Расширение экологической среды группы.

- Активизируются познавательная и творческая активность детей, родителей, повысится компетентность педагогов.

Практическая значимость:

• расширение зелёного уголка в группе детского сада;

• составление паспорта комнатных растений;

• посадка комнатных растений для группы (наблюдение, уход за цветками).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

2. Вовлечь дошкольников в решения проблемы.

3. Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

4. Наметить план движения к цели для поддержания интереса детей и их родителей.

5. Собрать материал, информацию.

II этап – основной (работа над проектом):

1. Проведение намеченных мероприятий.

2. Самостоятельные творческие работы детей под руководством воспитателя.

Игровая деятельность:

Дидактические игры:

1. Настольно-печатная игра «Собери цветок» из частей.

2. «Угадай растение по описанию».

3. С/р игра «Магазин цветов».

4. Игра «Хорошо – плохо» (комнатные цветы).

Двигательная деятельность:

Утренняя гимнастика: «Чудный день»; физкультминутка «Маленькое семечко положу в горшок»; пальчиковые игры «Комнатные растения»;

дыхательная гимнастика «Приятный аромат».

Познавательно-исследовательская деятельность:

1. «Что будет, если не будем поливать комнатные цветы?».

2. Сравнение листьев у растений: фикус и фиалка.

3. Опыт «Дети солнца» - что происходит с растением, если ему не хватает света.

4. «Растения в нашем уголке природы» - совестная посадка комнатных растений.

5. Рассматривание «Паспорт комнатных растений».

6. Работа в уголке природы: «Полей комнатное растение».

7. «Безопасность при уходе за комнатными растениями» (рассматривание иллюстраций).

Коммуникативная деятельность:

1. Составление рассказов – описаний о комнатных цветах.

2. Придумывание сказки о комнатном цветке.

3. Беседа: «Что растет на окошке?»

4. Беседа: «Кто такие зеленые друзья?»

5. Беседа: «Что означает цвет цветков?».

Чтение художественной литературы:

Чтение стихов о комнатных растениях, загадок, пословиц.

Чтение и обсуждение произведений:

В. Катаев «Цветик–семицветик», Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшках», Е Благинина «Бальзамин».

Продуктивная деятельность:

1. Рассматривание иллюстраций к книгам, альбомов «Комнатные растения».

2. Рисование: раскраски «Комнатные растения».

3. Рисование «Комнатное растение» (с натуры).

4. Слушание П. Чайковского «Вальс Цветов»; музыкальный этюд «Цветочек».

Работа с родителями:

1. Оснащение уголка природы комнатными растениями;

2. Советы по уходу за комнатными растениями.

3. Памятка ля родителей «Растения, снижающие общее содержание микробных клеток в воздухе помещений».

4. Уход за комнатными растениями дома вместе с детьми.

III этап – заключительный:

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта.

2. Выставка рисунков «Комнатные растения».

3. Презентация проекта.

Результаты проектной деятельности:

1. Повысился уровень знаний о комнатных цветах, о значении растений в жизни человека.

2. Владеют навыками правильного ухода и бережного отношения к комнатным растениям

Выводы: необходимо и дальше продолжать работу по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта: «Проектная деятельность в ДОУ как средство повышения профессиональной компетенции педагога.»

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений,...

Инновационный проект: «Проектная деятельность в детском саду»

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Используя  проектную деятельность в своей работе, педагог не тол...

Сборник проектов "Проектная деятельность в детском саду (из опыта работы)"

В сборнике собраны проекты, отражающие работу с семьёй, и консультации для родителей по формированию навыков здорового образа жизни....

Педагогический проект " Проектная деятельность как средство развития коммуникативно-речевых навыков у детей 5-6 лет "

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необх...

Проекты, проектная деятельность в ДОУ

laquo;Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей ,   Проекты были подобраны в соответствии с программой ДОУ....

Долгосрочный проект. Проектная деятельность по основам здорового образа жизни "Здоровячок" для 2-ой младшей группы

quot;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя" В. А. Сухомлинский.Актуальность           Каждый...

Консультация для педагогов "Что такое проект? Проектная деятельность"

Проект – что это?А в переводе с греческого – это путь исследования.Проект – специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся создан...