Консультация "Почитайте ребенку сказку"
консультация

В нынешний век в вопросах воспитания детей очень многое проходит через «полезность». Родители тщательно отбирают лучшее для ребенка, чтобы было и развитие, и обучение. Главное — польза! В список того, что действительно нужно ребенку, все реже входят волшебные сказки. А ведь они очень нужны детям. Почему же столь важные помощники лишены родительского внимания?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почитайте ребенку сказку18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Почитайте ребенку сказку.

В сказках, особенно старых, без современной лакированной «зачистки», существуют жестокость и смерть. Родители же хотят оградить ребенка от столь неприглядных сторон жизни. Однако в реальности тоже есть место и смерти, и жестокости. Позволяя ребенку столкнуться с этим на страницах сказки, родители дают шанс его психике переварить все эмоции, полученные от такого столкновения, и научиться справляться со своими переживаниями, жизненными невзгодами.

А еще это прекрасная возможность помочь не отворачиваться от своих недружественных чувств, а через переживание волшебной истории сохранить с ними контакт. Это особенно актуально для очень послушных и всецело хороших, правильных детей. Именно такие дети склонны отказываться от своих недобрых чувств, что потом сказывается на их здоровье и психике. Через переживание, например, гнева в сказке ребенок безболезненно почувствует и выразит накопившееся, не вредя ни себе, ни окружающим.

Сказки со злыми мачехами, страшными кощеями и тому подобное, по мнению родителей, пугают/вредят ребенку. На самом деле нет. Замечательно, если в сказке есть некто взрослый и злой, которому противостоит главный герой. Тогда ребенок может попереживать, подобно герою сказки, позлиться на мачеху или побояться Кощея. Все эти чувства есть в жизни ребенка, и зачастую они направлены на родителей, на которых ведь злиться очень трудно или даже нельзя. Поэтому, если можно перенаправить негативные эмоции на сказочных злодеев, будет только польза и самому ребенку, и его отношениям с родителями.

Взрослые часто считают, что сказки не учат добру или прощению. Это действительно так. Однако они ведь и не должны этому учить детей! Детское мировоззрение основывается на чувстве справедливости. Если злодей наказан — справедливость восстановлена, ребенок (понемногу, даже неосознанно) укрепляется в своем мировосприятии, что крайне важно для формирования его личности. А вот взрослое мировоззрение основано на чувстве милосердия, ему претит идея отмщения. Поэтому существует такая огромная разница между тем, как воспринимают мир и сказки дети и взрослые.

Еще взрослые неодобрительно относятся к главным героям-плутам или ловкачам, которые обманом добились успеха: «Чему же они учат!» Опять же, в мире взрослых такая «ловкость» воспринимается совсем иначе. Дети очень радуются, если героям удалось обхитрить или обмануть кого-то. Значит, необязательно быть большим и сильным (как взрослые!), чтобы добиться успеха. Маленькие, но хитрые (то есть дети) тоже имеют шанс. Такая надежда очень поддерживает ребенка, который часто ощущает свою слабость перед взрослым миром.

Через сказки ребенок учится тому, что трудности надо преодолевать. Вспомним Ивана-царевича: он, узнав, что его жена, Царевна-лягушка, исчезла, погоревал и пошел искать ее. Сказки учат не пасовать перед жизненными вызовами и смело идти вперед, противостоя трудностям.

Сказки учат символическому мышлению. Именно оно является необходимым элементом здорового развития человеческой психики. С ним человек способен не просто проживать проблему, а обдумать ее, найти решение и вынести урок, не «наступая на грабли» в дальнейшем.

Сказки обнадеживают детей. Они служат опорой, они учат фантазировать. Последнее очень важно: волшебные сказки помогают справиться с трудностями, пофантазировав о волшебном мире, а не прятаться от реальной жизни в фантазиях. Здесь проходит тонкая грань. В первом случае ребенок через фантазии учится надежде и превращению своих мечтаний в планы. А во втором — прячется от жизни, проявляя неспособность справиться с жизненными вызовами. Вот такому развитию здоровых фантазий учат именно старые, волшебные народные сказки. Современные адаптации начисто лишены тех старинных элементов сюжета, которые позволяют понять: перед нами именно волшебная история, ей нужно просто верить, понимая, что это сказка. Иначе в истории со множеством фактов и объяснений ребенку не поучиться волшебной и целительной силе своих фантазий.

Старые волшебные сказки несут в себе историю, однако не полезную в очевидном смысле. Здесь сказки противопоставлены разной познавательной литературе, которая информирует, обучает, предлагает варианты поведения, которые ребенок может непосредственно воплотить в жизнь. А вот поведение героев из волшебных сказок ребенок (к счастью!) прямо не повторит. Однако он сможет повторить поведение героев в пространстве своего внутреннего мира. Например: три поросенка противостоят волку, и третьему это удается. Информационный посыл сказки, который понимают взрослые, — про важность сделать дело вовремя и качественно. А вот во внутреннем мире детей эта сказка учит не боязливо отгораживаться от мира, а набираться смелости для стойкой встречи с опасностью. Поэтому взрослым не следует пытаться найти логику в детских сказках. Эти истории созвучны со способом воспринимать мир ребенка предподросткового возраста, а не взрослого.

По этой же причине обсуждать мораль или смысл волшебных сказок с ребенком не надо. Для его развития полезнее поговорить о реальных историях. Если взрослый будет объяснять ребенку свое мнение о сказке, из нее в лучшем случае уйдет целительное волшебство. Или же ребенок окажется сбит с толку чуждым его сознанию мнением взрослого.

Еще одна неоценимая польза волшебных историй в том, что дети могут их разыграть. Но и здесь есть подтекст об истинном смысле таких разыгрываний, помимо развития творческих навыков, фантазии, примеривания образов героев и т. п. То, что ребенок может разыграть, может реально наступить. Вот пример, который описал Бруно Беттельхейм (его работы по волшебным сказкам могут приоткрыть взрослому целый мир символического смысла) про игры в сказку «Золушка». Ее любят разыгрывать дети, у которых есть сестры (реже братья). Благодаря разыгрыванию ребенок учится проходить ревность — то есть негативное отношение к своим сестрам или братьям! А еще — к своей матери. Сказка позволяет допустить, что перемирие и хорошие отношения возможны, дает надежду на принятость и поддержку.

Волшебные сказки полны неочевидных и нелогичных смыслов. И лучше всего позволить ребенку проживать их самому, без поиска пользы или объяснений со стороны взрослых — польза в сказках намного глубже, чем мы могли бы себе представить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подари ребенку сказку.

Картотека для теневого театра. Когда нам необходимо закрепить пройденный материал каким-то необычным способом, или срочно привлечь внимание детей, а под руками ничего нет... то нам помогут сами руки. ...

Как правильно читать ребенку сказки и рассказы

Полюбит ли ваш ребенок книгу, научиться  правильно передавать интонацию действующих лиц в сказке,  рассказе,  зависит от того сколько и как ему читали в детстве. Ваш девиз : " Ни дня бе...

Консультация для родителей"Зачем рассказывать ребенку сказки"

Ребенок, которому регулярно читают сказки,вырастает более эмоционально и всесторонне развитым....

Как читать ребенку сказки

Консультация для родителей "Как читать ребенку сказки"...

Как читать ребенку сказки

Предлагаю Вашему вниманию консультацию  для родителей, содержащую советы о пользе чтения....