«Симптом ребенка — симптом семьи»
статья (старшая группа)

Бударина Мария Викторовна

Как же воспитывать ребенка так, чтобы, с одной стороны, удержать правила и контроль, а с другой, предоставить ему свободу в действиях? Можно ли в принципе «дать» и «забрать» свободу?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как же воспитывать ребенка23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Почему в детсадах так мало свободы?

В государственных детских садах много рамок и правил: детям не дают свободно заниматься творчеством, развивать свой потенциал, играть, когда захочется. В этом часто винят воспитателей. Воспитатели хотели бы дать детям больше свободы. Но не получается.

Быть воспитателем в детских садах — это испытывать постоянную тревожность. На нас каждый день возлагают ответственность за десяток (а то и больше) разнохарактерных детей. Чем младше дети, тем выше тревожность. Зачастую воспитательный процесс превращается в директивный монолог — «туда не иди», «это не делай», «так нельзя» и еще много-много «не».

Конечно, мы обсуждаем с детьми причины всех запретов, но их количество все равно режет слух. Почему же нельзя дать детям карт-бланш и большей свободы действий, сократить количество запретов и позволить учиться на своих ошибках?

Однажды тебе самой становятся в тягость постоянные запреты, ты решаешь дать чуть-чуть больше свободы действий и быть более расслабленным и открытым. И поначалу все идет хорошо, тебе кажется, что дети растут, растет их осознанность, ты доверяешь им все больше и показываешь это доверие небольшим снижением контроля.

И вдруг ни с того ни с сего у ребенка запускается программа самоуничтожения: он буквально пытается карабкаться по стене и падает, прыгает на подушках и неудачно приземляется, раскачивается на качелях слишком сильно или делает еще что-то, что в голову взрослому человеку даже прийти не могло. И за какую-то долю секунды случается то, чего ты боишься, а отвечать за действия ребенка будешь ты.

И снова обостряется чувство вины, тревога зашкаливает, в воспитательный дискурс возвращается слово «нет» в еще более строгой вариации. Отсутствие саморегуляции, неумение видеть последствия своих действий — нормально для детей. Но это главный триггер для тех, кто с ними работает. Я бы и рада быть расслабленным воспитателем, только вот выходит так, что любой синяк, царапина, ушиб — и претензии предъявляют воспитателям.

Всем педагогам хочется помочь детям максимально раскрыть их собственный творческий потенциал, позволить видеть мир и вещи в нем по-другому, не так, как запланировано инструкцией. Но зачастую приходится ограничивать детей в самовыражении.

Вроде все просто — смешать все краски и раскрасить пальцами — запросто! Залить все клеем и сверху посыпать блестками — всегда пожалуйста! Утопить свое произведение в раковине или просто налить сверху воды для эффекта размытости — ерунда!

Но время на занятия ограничено, на уборку его уже не остается, ведь дальше следующий урок, прогулка или обед. И даже если дети будут убирать за собой, придется потом снова убирать то, что они убрали. Время растягивается, и ты понимаешь, что снова ничего не успеваешь, а нужно еще сделать то, и то, и другое. И когда ребенок в очередной раз приходит к тебе с гениальной идеей, приходится отказывать, потому что затраты времени несоизмеримы.

А потом еще отвечать на вопросы родителей, почему у ребенка руки в краске (не вся она легко отмывается).

 Интересная выходит ситуация, но в педагогике очень важно чувствовать золотую середину между хаотической свободой и рациональным порядком. Выше упорядоченность — получается бюрократия и ребёнок становится либо вспыльчивым, либо забитым, а после это выражается в сильные психические синдромы и отклонения, выше свобода — увеличивается хаос в системе, становится сложнее взаимодействовать с детьми. Золотой баланс — то идеальное состояние, в котором у ребёнка есть право на ошибки, его идеи и творческие порывы не зарываются в зародыше, и при этом ребёнок понимает понятия «меры», «совести» и «отношения». И люди, которые чувствовали этот баланс — всегда очень уважаемы в обществе.

Как же воспитывать ребенка так, чтобы, с одной стороны, удержать правила и контроль, а с другой, предоставить ему свободу в действиях? Можно ли в принципе «дать» и «забрать» свободу?

Трудно не согласиться с тем, что свобода — необходимое условие здоровой, социально активной и творческой личности. Впервые разговор о свободе в жизни человека возникает не в его подростковом возрасте, как часто принято думать, а еще раньше — в возрасте трех лет, когда ребенок объявляет родителю, что теперь он все будет делать сам. Однако когда ребенок маленький, родители вынуждены контролировать его и ограничивать его свободу с целью обезопасить малыша от внешнего мира.

Свобода — это состояние личности, в котором она переживает себя полноправным субъектом своей деятельности - сама управляет ею и определяет ее. Это переживание, которое возникает при правильных взаимоотношениях ребенка и родителя, как проявление зрелой и здоровой личности.

С одной стороны, характеристиками свободы являются спонтанность, непредсказуемость, отсутствие давления. С другой стороны, слово «свобода» часто употребляется в контексте «свобода воли», то есть, свобода во многом определена волевыми процессами и ответственностью.

Проявление собственной свободы как спонтанности, непредсказуемости только тогда в полном понимании остается свободой, когда личность берет на себя ответственность не нарушать в этих проявлениях свободу другого.

Свобода находится в хрупком балансе Я и МИР: мир, дающий мне пространство для жизни, и я, ответственно принимающий это пространство и не вторгающийся в пространство другой личности. Таким образом - свобода неотъемлемо связана с темой ответственности и распоряжения собственной жизнью, с умением быть предоставленным самому себе. Однако родители и дети часто путают свободу с попустительством и вседозволенностью.

Какова мера свободы (сколько ее необходимо и сколько бывает достаточно)? Различается ли «количество свободы» для детей на разных возрастных этапах?

Внутреннее переживание свободы должно быть подготовлено рядом возрастных новообразований: таких, как осознанность, критичность к своим поступкам, способность адекватно соотноситься с социальными границами и правилами  и т.д.

Свобода всегда должна соотноситься с возрастом ребенка. Часто родители дают свободу там, где ребенку она ЕЩЕ не нужна,  и он не умеет ей пользоваться, а часто, наоборот, отнимают тогда, когда он без нее УЖЕ не может, так как она является важным условием нахождения себя и самоидентификации. Родителям важно учить своих детей правильно и разумно пользоваться свободой, а для этого им нужно понимать, какой своей деятельностью ребенок может управлять в том или ином возрасте.

В разных источниках упоминается о разных видах свободы. Мне хотелось бы выделить следующие:

1. Свобода физическая: телесное переживание «меня ничего не держит, не стесняет, я могу двигаться так, как я хочу».

2. Свобода развития: возможность заниматься теми видами деятельности, которые являются важными и актуальными для каждого возрастного этапа при становлении личности. Переживание «ничто не мешает мне развиваться, актуализировать себя».

3. Свобода личностная: внутреннее переживание «мир не вынуждает меня делать в данный момент то, что я не хочу. Я могу беспрепятственно являть, выражать себя вовне и внутри».

4. Свобода самореализации: способность принимать на себя ответственность за реализацию смыслов и ценностей в своей жизни. Здесь наиболее значимым компонентом является воля.

Необходимость свободы для ребенка мы наблюдаем на самых ранних этапах его развития. Первый вид свободы, который значим и важен для малыша, — это свобода физическая. Внутреннее свободное желание ребенка — бегать, прыгать, свободно двигаться.

Протест ребенка против ограничений его физической свободы наверняка наблюдал каждый родитель: когда на ребенка надели много одежды, и он стягивает ее с себя и плачет. Часто случается так, что родитель из-за своих тревог и переживаний за ребенка не разрешает ему залезать на горки, прыгать с перекладин и т.д.

Ограничение физической свободы приводит прежде всего к базовому недоверию к миру. Своими действиями и тревогами за ребенка взрослый транслирует ребенку различные мысли и чувства:

— мысль «мир опасен» и чувство тревоги;

— мысль «взрослый всегда бегает вокруг меня» и желание манипулировать, эгоцентризм;

— мысль «пусть взрослый сделает это за меня, я сам не могу» — чувство неуверенности.

Учить свободе и ответственности нужно с самых ранних лет. Основная воспитательная установка родителя по отношению к ребенку: «Ты можешь двигаться свободно, но твоя физическая активность не должна причинять вреда тебе и другому». Это не просто слова — это смысловое содержание воспитательных действий родителя в отношении физической свободы ребенка.

Родители иногда спрашивают: «А если у ребенка возник интерес к розеткам? Мы объяснили, а он все равно лезет. Как тогда не ограничивать его свободу?». Здесь важно понимать, что ребенка нужно прежде всего научить не причинять себе вреда, и тогда четкое однозначное «нельзя» родителя не будет ограничением его свободы, а позволит ему ответственно с этой свободой обходиться: «Я могу бегать, играть, но трогать запретное нельзя, так как это принесет мне вред». Свобода не подразумевает отказ от правил.

С кризиса трех лет возникает вопрос о личностной свободе или свободе делать самому.  Кризис трех лет знаменит своими протестными реакциями. В этом возрасте дети — маленькие борцы за свободу. И взрослому важно предоставлять ребенку эту свободу, поручать ребенку делать какие-то вещи самому. Даже если ребенок испачкается или сломает, или «сделает не так…». Важно, чтобы у ребенка возникал опыт самодеятельности. Взрослые часто делают «за» ребенка или дают ему готовые стратегии выхода из ситуации, не давая ему возможность найти их самому. В результате получается, что дети оказываются безоружными перед сложившейся ситуацией, и, не находя подходящих способов совладания с ней, реагируют агрессией.

Как понять, насколько ребенок от трех до семи лет умеет быть свободным?

Один из важных показателей гармоничного развития — это игра.

Способность самостоятельно придумывать сюжеты, брать на себя роли, получать удовольствие от игры — очень простое и одновременно важное для детского развития, для переживания свободы и аутентичности.

Многие современные дети, к сожалению, потеряли эту возможность, поскольку игру вытеснили планшеты, смартфоны и телевизор. Все больше и больше детей не умеют играть, не могут придумать себе занятие, если нет электронных гаджетов. Такая бедность и ограниченность внутреннего пространства неумолимо ведет к утрате внутренней свободы. Ребенок попадает в зависимость от электронных средств. Он оказывается неспособен пойти за собственной фантазией, развернув всю палитру детской игры.

Часто родители жалуются на то, что дети ленятся, ходят по дому без дела. Или, наоборот, бегают, проявляя гипердинамию. Все это признаки того, что ребенка не научили быть в согласии с собой, быть свободным. Яркие проявления физической свободы во многом являются компенсацией фрустрированной личностной свободы.

Еще одним значимым ограничением свободы развития в дошкольном возрасте является замена игры на учебную деятельность. С раннего детства родители уделяют огромное внимание логике, письму, счету, чтению, не учитывая при этом особенности детской нейрофизиологии. Активная стимуляция функций коры головного мозга, к которой относятся все вышеперечисленные виды деятельности, приводит к дефицитарному развитию подкорки, приоритетами которой являются эмоциональная сфера, творчество, игра, двигательная активность. Родители строят пирамиду детского развития сверху вниз, способствуя асинхронии в развитии центральной нервной системы и — как следствие — дезадаптации ребенка. В то же время следование естественному ритму развития ребенка, предоставление свободы заниматься теми видами деятельности, которые сообразны возрасту ребенку, закладывает прочное основание для его гармоничного личностного развития.

Стимулирование свободы ребенка можно использовать как воспитательный прием. Например, бывают ситуации, когда мы предлагаем ребенку что-либо, а он категорически отказывается. Мы продолжаем давить, настаивать, переубеждать, не учитывая, что в этой ситуации от ребенка требуется принять решение, а необходимыми условиями для этого являются пространство и опора. Иногда важнее согласиться с мнением ребенка, даже если оно кажется нам абсурдным. Такое согласие дает ему уверенность, опору в себе и большую свободу — и только при таком самоощущении он может принять другое, более разумное решение.

Родитель: Малыш, пойдем обедать…

Ребенок: Нет, я не хочу обедать!

Родитель: Ну хорошо, если ты не хочешь, мы не будем обедать.

Ребенок: Ну если обедать не будем, хорошо, давай ужинать…

Но чаще родители говорят категоричное «нет»: «Нет, ты будешь делать то, что я тебе сказал». «Нет» — это то, что ограничивает и запрещает, это переживается как «раз и навсегда», как конец, утрата возможности. Как же важно сказать ребенку «да», перестроив фразу так, чтобы она из запрета стала предложением. Зажатые или стеснительные дети — это как раз те дети, которые, усвоив родительские запреты, сделали это способом обхождения с собой. Если ребенок внутренне зажат, он не может приспособиться к состоянию свободы.

Необходимость в переживании внутренней свободы — то, что становится особенно важно при возникновении неврозов у детей. Психологи и психотерапевты нередко видят на приемах детей, которые грызут ногти, вырывают ресницы и волосы и т.п. Первая реакция родителей на такое поведение — это категорический запрет.

Постоянный запрет — это фиксация на симптоме, которая все глубже и глубже его укореняет. Ведь то, что вызвало сам невроз — это уже произошедшая утрата каких-то внутренних опор, это переживание «мир нестабилен, небезопасен для меня». Поэтому свобода является важной и неотъемлемой частью терапии невротических переживаний ребенка.

Чтобы преодолеть невроз, нужно  дать ребенку свободу быть таким, какой он есть, принимать его в этом состоянии, не ограничивать, не сдавливать его запретами и наказаниями, а проявить поддержку, уважение, принятие и заботу. Это становится большой работой для самого родителя.

Не зря говорят: «Симптом ребенка — симптом семьи»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я (ребенок) – член семьи» (Игровая среда ЛЕГО - как инструмент, позволяющий моделировать и исследовать такие важные понятия, как семья, дом, друзья, взаимоотношение людей).

Каждый ребенок – индивидуальность. Задача педагогов, воспитателей и родителей развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность. И современная наука не придумала нич...

В кругу семьи. Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возрастав семье. Статья раскрывает вопросы согласованности требований к ребенку в семье, закрепление нра...

Перспективно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности по ОО «Социально - коммуникативное развитие». Раздел «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание». Семья. Средний возраст (4 – 5 лет)

перспективное планирование занятий, совместной и самостоятельной деятельности воспитателя с детьми: бесседы, игры, продуктивная деятельность, театральная деятельность. работа с родителями....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Конкурс «Семья за детство без опасности!» Номинация «Безопасность ребенка - забота семьи!» Баганский район, село Баган МКДОУ Баганский детский сад №2 «Солнышко»

Конкурс «Семья за детство  без             опасности!»Номинация «Безопасность ребенка - забота семьи!»Баганский...

Консультация для родителей «Здоровая семья — счастливый ребенок. Счастливая семья — здоровый ребенок »

Семья – первая и самая важная ступень в формировании личности человека. Ничто не может сравниться по силе влияния на развитие и здоровье детей с огромной ролью семьи. Семейное воспитание глубоко...