Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Тема: «» для детей старшей группы
план-конспект занятия

Баранова Анара Рахметулловна

Программное содержание:

Образовательные:

- познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –  веточку с листьями и ягодами.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие,  умение  выделять  специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные  элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78 «Исток»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию   

Тема: «»

для детей старшей группы

                                                                                   Ф.И.О. автора: Баранова А.Р.

                                                                                             

                                                                       Должность: воспитатель

Смоленск

2022г

Программное содержание:

Образовательные:

- познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;

- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи –  веточку с листьями и ягодами.

Развивающие:

- развивать у детей эстетическое восприятие,  умение  выделять  специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные  элементы;

- закреплять умение рисовать гуашевыми красками.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.

Предшествующая работа:

- знакомство детей с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;

- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;

-дидактические  игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.

Словарная работа: Полхов – Майдан.

Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий; картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства; музыкальная колонка; магнитная доска;  образцы  расписанных бочонков; бумажный силуэт бочонка; гуашевые краски (красный, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки;, влажные салфетки.

Методические приемы: чтение пословиц о мастерах и мастерстве; рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек, филимоновских игрушек, городецких изделий, изделий Полхов – Майдана; рассказ воспитателя об  истории возникновения Полхов – Майданской росписи; рассматривание образца; показ презентации; показ рисования с объяснением воспитателем; вхождение в образ мастеров; прорисовывание элементов росписи пальцем в воздухе.

Ход организованной образовательной деятельности.

Проводится упражнение с детьми

«К солнцу потянулись, лучик взяли (тянутся на носочках, руки вверх)

К сердцу прижали, людям отдали (руки к сердцу и в стороны)

Еще потянулись и улыбнулись» (тянутся на носочках и улыбаются).

Воспитатель:  Ребята, послушайте пословицу:  

«Красна птица перьями, а человек уменьями».

Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.

Ребята, а давайте вспомним пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Дети: «Умелец и рукоделец и себе и людям радость приносит», «Дело мастера боится», «Хорошая работа два века живет».

(педагог обращает внимание детей на магнитную доску, на которой размещены иллюстрации с изображением филимоновских, дымковских и городецких изделий).

Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми  видами народных промыслов. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях?

Дети: ответы (Филимоновская, Дымковская и Городецкая роспись).

Воспитатель:  Молодцы ребята.

В чем отличие Дымковской росписи, Филимоновской росписи и Городецкой росписи?

Дети: ответы (Дымковская роспись – на  белом фоне кружочки, клеточки, волнистые линии, Филимоновская роспись – много  разноцветных полосочек, Городецкая  роспись - розаны, купавки, бутоны, листья).

Воспитатель: Молодцы, ребята, каждому виду росписи характеры свои цвета и узоры. А что такое узор? Расскажите нашим гостям  Правильно это повторение элементов, одинаковых по цвету и размеру. Например…( показывает на плакате)

А Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи, где тоже есть свой узор, которого нет в других  – это Полхов – Майданская роспись.

(дети садятся на стулья возле магнитной доски, где расположены фотографии с изображением Полхов – Майданских изделий).

Воспитатель начинает свой рассказ.

      Воспитатель: У нас в России, в Нижегородской области, есть огромное село – Полхов- Майдан. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.  Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски.  Вот  однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду.  И придумал он украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.

С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки.  И называют их забавно игрушки-тарарушки. А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их.  Появляются  большие розово-малиновые цветы и бутоны  шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.  Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:

«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется».

«Деревянный чурбачок завертелся как волчок.  Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

(воспитатель обращает внимание на изделия).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы. Но подсмотрели их в природе, на то ои и мастера что бы фантазировать.

Воспитатель: Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?

Дети: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).

Воспитатель: Правильно -  синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный.

(педагог обращает внимание детей на бочонок, украшенный веточкой с листочками и ягодками. Рассматривание образца).

Воспитатель: Какие элементы росписи изображены на бочонке.

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно веточка с листиками и ягодками.  Как расположены листики на веточке.

Дети: ответы (сверху и снизу).

Воспитатель: Какого цвета листик? Какой формы?

Дети: ответы (зеленого, овальной).

Воспитатель: А какой формы ягодки? Какого цвета?

Дети: ответы (круглой формы, красные, фиолетовые).

Воспитатель: Сейчас я покажу вам, как рисовать веточку с листиками и ягодками.

Возьму  самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую веточку. Чтобы веточка получилась тоненькая, рисую кончиком. Волшебная веточка все время изгибается.  То поднимается вверх, то опускается вниз. Вот так. Получается вот такая волнистая линия. Теперь надо нарисовать колючки по всей веточке. Вот так. Промываю кисточку и приступаю к рисованию листиков. Листики буду рисовать с двух сторон веточки. Сначала два больших, потом два маленьких, два больших и два маленьких и так до конца. Промываю кисть и рисую круглые ягодки.   Давайте попробуем в воздухе пальчиком нарисовать веточку, листики, ягодки. Затем я меня кисточку на ту, что потолще и заполняю цветом наши листики зеленым цветом и ягодки голубым.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать Полхов –Майданскими мастерами и мастерицами, для этого я произнесу волшебные слова, а вы повторяйте за мной движения:

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтоб заблестели анютины глазки.

Льется узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться.

1.2.3 – покрутись и в мастера превратись!!!

Воспитатель: А чтобы узнать, что же мы будем с вами расписывать, нужно отгадать загадку:

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть

Может три а может шесть

Разрумянилась немножко

Наша русская … (матрешка)

 

 А теперь пройдите к столам,  будем творить чудеса (установка на правильную посадку).

Самостоятельная деятельность детей.  (Звучит тихая народная музыка).

(в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).

Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Давайте отвезем наши работы на ярмарку.

Физкультминутка:

«Поехали – поехали»

Поедем с вами весело! Поехали – поехали

В лес за орехами! (дети встают, маршируют)

Наклонились – собираем!

Потянулись вверх – срываем!

Их в корзиночку кладем и на ярмарку везём!

 (работы  вывешиваются на мольберт).  

Воспитатель: Какие красивые матрешки у нас , как в музее. По такому случаю Мирослава расскажет нам стихотворение.

Ребенок рассказывает стих «Полхов-Майдан»

Я в музее полх-майдана

Наслаждаюсь красотой.

На Руси красы не мало,

Это знаем мы с тобой.

Но лишь в Полховском Майдане

Мастера смогли понять,

Как же русский наш характер

Им в издельях предать.

В ярких красочных узорах

Щедрость, легкость, доброта.

Каждый их цветочек дорог,

В них России красота!

Воспитатель: Мы были с вами мастерами, а теперь нам пора превратиться в обычных детей.

1, 2, 3 – закройте  глаза и  повернитесь вокруг себя. Открываем глаза,  теперь вы – дети.

Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

Дети: Полхов – Майданской.

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов – Майданской росписи?

Дети: ответы

Воспитатель: А в заключение мне хочется сказать, что наверное очень приятно иметь дома такой красивый бочонок и положить в него что-нибудь. Играть свистулькой, любоваться и играть красивой матрешкой. И тогда всегда в душе будет радость и хорошее настроение.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6220032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

Конспект организованной образовательной деятельности, познавательного цикла «Мы творческая команда», для детей старшей группы.

Цель: формирование представлений у детей о водных видах спорта.Задачи:Образовательные: стимулировать у детей  интерес к водным видам спорта через разные виды деятельности; пополнять сло...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию для педагогов в старшей группе «Знатоки родной природы»

Цель: расширение представлений о диком животном – зайце, домашнем животном – кроликом,  на основе наблюдения за живым объектом....

Конспект организованной образовательной деятельности по конструированию и развитию речи для детей старшей группы «Домик для животных»

Цель: обучение пересказу литературного произведения – рассказа Л.Тостого «Лев и собачка» по наводящим вопросам; развитие мышления, воображения, фантазии.Задачи:формировать умени...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице».

Конспект организованной образовательной деятельности по  ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице»....

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию по теме: «Мимоза для мамы» для детей первой младшей группы

Цель: познакомить детей с техникой рисования ватными палочкамиЗадачиОбразовательная:- учить передавать образ цветка используя технику рисования ватными палочками- освоить технику работы ватными палочк...