"Воспитываем вмете"
рабочая программа (младшая, средняя группа)

Хейсина Валентина Аркадьевна

Цель: Преодоление барьера недоверия родителей к МДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_semeynogo_kluba.docx291.54 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Анна\Pictures\Мои сканированные изображения\2022-11 (ноя)\сканирование0001.jpg

Пояснительная записка

В связи с новыми требованиями, соответствуя им, роль родителей в реализации Федерального Государственного стандарта образования растет на уровне каждого дошкольного учреждения. Задачи, которые стоят на сегодняшний день перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, как основные социальные заказчики ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними не имеет возможности без учета интересов и запросов семьи.

Намечены новые подходы к педагогическому взаимодействию МБДОУ и семьи.

Признание приоритета семейного воспитания требует сотрудничества, взаимодействия и доверительности во взаимоотношениях семьи и детского сада. Через сотрудничество педагогов и родителей появляется возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развития способностей ребенка.

Большая часть родителей – не профессиональные воспитатели. В их багаже нет специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, что часто приводит к трудностям в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны совместно  изыскивать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, необходимо стремление к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Определяющую роль в установлении такого взаимодействия должны играть педагоги и специалисты. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними. Работу и взаимодействие нужно начинать с теми, кто желает участвовать в жизни группы, детского сада. Постепенно, тактично вовлекая и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы детей и их семей.

На современном этапе в работе с родителями имеет место понятие «вовлечение родителей» в деятельность дошкольного учреждения, иначе говоря, активное участие родителей в работе МДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей в деятельность дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:

- Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка

- Педагогическое просвещение родителей

- Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ

Этап первый: беседы с родителями, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, «Почтовый ящик».

Этап второй: коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, вечера вопросов и ответов. «Круглый стол», деловые игры, родительские собрания (общие и групповые). Уместны устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.

Необходимо сориентировать родителей в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего.

Исходя из этого, будет легче понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома.

Этап третий: Первостепенная задача - создание условий для развития нормальных отношений в семье, что может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.

Формы совместной работы с родителями:

- родительские конференции, консультации, беседы. Вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги.

- Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины. Спортивные соревнования, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории.

По мере осмысления родителями своих взаимоотношений с детьми у них происходят позитивные изменения, предполагающие нормализацию детско-родительских взаимоотношений, эмоционального самочувствия детей (Л.А. Абраманян, В.П.Дуброва).

Детский сад не может заменить семью, он лишь дополняет ее, выполняя свои особые функции. Для успешного воспитания важно, чтобы отношения между ДОУ и родителями были доверительными, чтобы родители были вовлечены в совместный воспитательный процесс, чтобы родители совместно с педагогами помогали своему ребенку развиваться. Поэтому каждый педагогический коллектив, работая по той или иной программе, ищет новые формы и методы работы с семьей.

При тесном контакте с взрослыми, в первую очередь ответственными за жизнь и здоровье своих детей, выявляется, что многие из них занимают деструктивную позицию во взаимоотношениях с ребенком, поэтому их воспитательные методы не приводят к эффективному завершению. Причинами подобного родительского поведения, на наш взгляд, являются:

неумение взрослых слушать и быть внимательными друг к другу;

- педагогическая и психологическая неграмотность;

- нежелание менять свои эгоистические позиции в актуальных вопросах воспитания;

- нерешенные личные проблемы, мешающие полноценному развитию ребенка.

Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:

- основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;

- правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;

- как поступать в критических ситуациях.

Исходя из выше сказанного, был организован родительский клуб «Детский сад-семья». Участниками этого клуба являются дети 4-6 лет и их родители, педагоги, а также специалисты.

Цель: Преодоление барьера недоверия родителей к МДОУ. Установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами. Удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

 Задачи программы:

- Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка.

- Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.

- Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников.

- Вовлекать родителей в жизнь детского сада.

В содержании работы включены следующие методы:

- продуктивной деятельности (аппликация, рисование)

- игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания)

- музыкальной терапии

- психомышечной тренировки

- групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком

- обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия

- обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике

- анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта

- анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем

- анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.

Информированность родителей – основное средство профилактики отношений в развитии детей, педагогов, повышение их психолого - педагогической культуры. Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемых родителям, входят:

- возрастные особенности детей

- условия, необходимые для полноценного психологического развития;

- адаптация к условиям МДОУ

- новообразования в развитии детей

- медицинская информация

- игры и упражнения для развития и обучения детей.

Иными словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Общая структура занятия

Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.

Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.

Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.

Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).

Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.

Этапы работы клуба:

- Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.

- Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.

- Непосредственная работа “Родительского клуба”.

Структура совместных мероприятий:

- Слово воспитателя по теме собрания;

- Представление семейного опыта;

- Выступление специалиста (по запросу родителей);

- Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;

- Просмотр видеофильма;

- Выступления желающих родителей;

- Открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;

- Выступление детей;

- Подведение итогов.

В результате данной работы педагога с родителями взрослые учатся признавать за ребенком право на собственное мнение, на собственный выбор.

Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Родители осознают, что мир ребенка отличается от мира взрослых, приобретают навыки активного слушания, развивают умения разрешать конфликтные ситуации, безоценочно принимать собственного ребенка.

Перспективно - тематический план на 2020-2021 учебный год

Тема занятия

участники

форма

сроки

1. День знакомства: «Здравствуй, детский сад!»

Цель: создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями.

Родители

Воспитатель

Практическое занятие

буклеты, наглядная информация

октябрь

1. «Общение без проблем»

Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.

Родители

Воспитатель

Практическое занятие,

буклеты, наглядная информация

ноябрь

2. «Внимание: Гиперактивный ребенок!»

Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

Родители

Воспитатель

Обучающий семинар с элементами тренинга,

буклеты, презентация.

декабрь

3. «Маленькие агрессоры. Кто они?»

Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.

Родители

Воспитатель

Практическое занятие с элементами тренинга,

буклеты, наглядная информация, печатный журнал

февраль

4. «Играя, обучаем вместе»

Цель: показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам формирования навыков сотрудничества с детьми.

Родители

Воспитатель

Семинар – практикум,

буклеты с играми, наглядная информация

март

5. «Вы спрашивали, мы-отвечаем»

Цель: Удовлетворить потребность родителей в психолого-педагогической культуре через наглядно - печатную информацию.

Родители

Воспитатель

Итоговый

журнал по вопросам родителей

(вопрос-ответ)

апрель

Перспективно-тематический план на 2021-2022 учебный год

Тема занятия

Цели, задачи занятия

Сроки

1

Путешествие в осенний

лес

Формирование гармонично развитой личности.

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- развивать конструктивные детско-родительские отношения, творческие способности

- привлекать всех членов семьи к физкультуре.

Сентябрь

2

«Путешествие в страну эмоций!

Цель: Развитие детско-родительских отношений.

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (настойчивость, дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- развивать эмоциональную сферу (понимание, осознание и принятие чувств, своих и других людей)

- творческое мышление и воображение

- детско-родительские отношения

- творческие способности

- привлекать всех членов семьи к воспитанию и образованию своего ребенка.

Октябрь

3

Путешествие по России

Цель: формирование гармонично развитой личности.

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности

- представления о приемах и методах формирования эмоционально окрашенной связной речи, правильного звукопроизношения

- детско-родительские отношения

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, национальным традициям и культуре, уважение к народам нашей страны

- привлекать членов семьи к физкультуре и спорту.

Ноябрь

4

Путешествие в страну звуков

Цель: формирование гармонично развитой личности

Задачи: формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности

- представления о приемах и методах формирования речевой активности, связной речи, правильного звукопроизношения

- детско-родительские отношения

- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом.

Декабрь

5

Путешествие в зимнюю сказку

Цель: формирование гармонично развитой личности

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности

- детско-родительские отношения

- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом.

Январь

Путешествие в страну сказок

Цель: формирование детско-родительских отношений

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности

- детско-родительские отношения

- привлекать всех членов семьи к занятия физкультурой и спортом

- вызвать интерес к новому, развивать любознательность, стремление к познавательной деятельности

- приобщать детей и взрослых к чтению, знакомить с литературными произведениями.

Февраль

Путешествие в весеннюю сказку

Цель: формирование гармонично развитой личности

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- сохранять психическое здоровье

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности

- детско-родительские отношения

- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом

март

Путешествие в добрую сказку

Цель: формирование гармонично развитой личности

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- сохранять психическое здоровье

- развивать детско-родительские отношения, творческие способности

- привлекать членов семей к занятиям физкультурой и спортом.

апрель

Путешествие в летнюю сказку

Цель: формирование гармонично развитой личности

Задачи:

- формировать стремление к здоровому образу жизни

- нравственные качества (дружелюбие, взаимопомощь и бережное отношение друг к другу)

- развивать восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности

- детско-родительские отношения

- привлекать всех членов семьи к занятиям физкультурой и спортом

май

Ожидаемые результаты:

- Преодолен барьер недоверия родителей к МБДОУ

- интерес родителей к работе детского сада

- повышение компетентности родителей в психолого-педагогических вопросах

- улучшение детско-родительских отношений

- возрастание интереса к занятиям физической культурой и спортом

- взаимопонимание между родителями и педагогами в воспитании ребенка.

- Установлены доверительно-партнерские отношения между родителем и ребенком, семьей и педагогами.

- Удовлетворены потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в МДОУ, а так же осуществлены адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в МДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

Список литературы:

1.        Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст): пособие для работников дошк. образоват. учрежд. и родителей;

2.        Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, при участии ТЦ «Сфера» 2001.

3.        Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград: Панорама,2006

4.        Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии – СПб, : Речь; ТЦ «Сфера», 2001

5.        Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;

6.        Крюкова С.В., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.: Генезис,2000

7.        Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб.: речь, 2001

8.        Пазухина И.А., Давай поираем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. - СПб.: Детство – пресс,2005;

9.        100 игрушек из бумаги – СПб.: Кристалл,1998;

10.        Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Гном и Д,2000.

12. . Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М.: Айрис - пресс, 2006

13. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей // Управление ДОУ № 8 2008

14. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2005

15. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

16. Г. В. Мищенко «Отправляемся в путешествие» Сценарии встреч в семейном клубе. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку.

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, ...

"Воспитываем мальчика, воспитываем девочку".

Информационная бюллетень для родителей....

Памятка для родителей "Воспитываем мальчика, воспитываем девочку!"

Памятка "Воспитываем мальчика, воспитываем девочку!" выполнена в виде буклета, что очень удобно для информирования родителей. В памятке содержится полезная информация о гендерном воспитании детей....

Консультация для родителей " На лыжню вмете с папой и мамой"

Обучайте детей ходьбе на лыжах в определенной последовательности:1. Сначала научите детей подбирать лыжи и палки по росту.2. Покажите,  как правильно прикреплять лыжи к ноге.3. Объясните, как уха...

Пальчиковые игры вмете с воспитателем

1. Пальчикова игра: "Пальчики уснули"...