Доклад на педчасе на тему: "Исследуй! Узнавай"
учебно-методический материал (старшая группа)

Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять  появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

 Поэтому цель работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issleduy_uznavay.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6 «Белоснежка»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области

ДОКЛАД

на тему: «Исследуй! Узнавай»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Воспитатель – Языкова Н.А

г. Люберцы

1 этап. Подготовительный (Организационный)

1.Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.

2.Составление планирования детской экспериментальной деятельности в ООД и в режимные моменты дня.

3.Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

2 этап. Внедренческий.

1.Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

2.Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей и и создание проектов.

 3 этап. Обобщающий.

1.Определить эффективность проведенной работы.

2.Провести анализ полученных результатов и защита совместных проектов детей и родителей на конкурсе в рамках научно-практической конференции.

Актуальность.

    Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять  появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

 Поэтому цель работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной совместно с родителями  в группе, которая включает:  детскую лабораторию, подборку литературы, картотеки опытов и экспериментов, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

Вовлечение родителей    в совместную с детьми исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность   является частью образовательной деятельности в группе.

Самое трудное, как оказалось в процессе работы, - выбрать интересную тему проекта, и привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

 Цель проекта: изучить тайный мир обитания пчел и роль мёда в сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

1.Узнать о жизни пчёл у дедушки, из книг, энциклопедий.

2. Провести исследовательскую работу с парафином, изготовление поделки «пчела».

3. Познакомить с продуктами пчеловодства и их лечебными свойствами, с проведением дегустации меда в группе.

4. Провести эксперимент по определению качества мёда из магазина и из пасеки дедушки в домашних условиях.

5. Обобщить полученные знания и сделать выводы.

      Из фотоприложения видно, что в группе работа велась: мы изготовили поделку «Пчела», провели исследовательскую работу с парафином, рисовали красками на листах где предварительно был нарисован рисунок парафином.

Также на фото видно что Оксана дома провела опыт по определению качества меда. Мама Оксаны приходила к нам в гости и провела беседу о работе пчеловода, принесла спецодежду пчеловода, скребки и другие инструменты, объяснила для чего они нужны. Оксана активно помогала маме и рассказала о строении пчелы. В   конце была проведена дегустация меда, трех видов: цветочного, гречишного, липового. Конечно предварительно у родителей спросили нет ли у детей аллергии на мед.

Проект получился очень интересным, но в силу уважительной причины (по болезни), оксана с мамой не смогли участвовать в отборочном конкурсе детского сада.

2.Второй проект Тема: «Удивительный мир пластмассы» Салават с мамой участвовали в отборочном конкурсе в детском саду.

Актуальность: наше время нас окружает очень много предметов, сделанных из пластмассы. Мы даже не задумываемся, сколько труда нужно приложить, чтобы изготовить эти предметы и порой обращаемся с ними небрежно и не бережно.

Цель: узнать свойства пластмассы и то, как изготавливают изделия из пластмассы.

Задачи:

- узнать откуда появилась пластмасса;

- изучить свойства пластмассы;

- изучить, где применяют пластмассовые изделии;

- воспитывать бережное отношение к предметам из пластмассы.

Тему проекта Салават с мамой выбрали не случайно, т.к. папа работает на заводе по изготовлению пластмассовых изделий г. Октябрьска.

Много интересного Салавату рассказал его папа, и его заинтересовали что за маленькие разноцветные кусочки, которые случайно оказались у папы, и как из них получаются разные предметы из пластмассы.

Нам тоже стало интересно, что же такое пластмасс, тем более в нашем окружении его очень много. Игрушки, посуда, мебель, медицинские инструменты, и т.д. С детьми проводились беседы: «Откуда появилась пластмасса», «Где используется пластмасс», проводились эксперименты. что пластмассовые игрушки легче чем железные, что они не тонут, но в тоже время хрупкие и их легко сломать. Играли Д\и «Чудесный мешочек- Угадай на ощупь», «Найди лишнее», рассматривали схемы свойств предметов.

После защиты проекта родители Салавата подарили в группу детскую тележку для игрушек, из пластмассы.

3.Третий проект Семьи Ахметвалеевой  Альвины.

Тема: «Роль игрушек в жизни ребенка»

Актуальность. Заключается в том, что людям нужно уметь выбирать подходящие игрушки для детей, ведь сейчас большинство из них могут им навредить.

Цель: Помочь родителям в выборе подходящей игрушки для ребенка.

Задачи:

1. Дать определение слову «игрушка».

2. Определить, какие бывают игрушки.

3. Рассказать, как игрушки влияют на ребенка и его жизнь.

4. Доказать то, что каждому ребенку нужна своя, индивидуальная игрушка.

5. Узнать, как правильно выбрать игрушку для ребенка.

Игрушки детей окружают повсюду, дома, в детском саду. И чтобы понять какие бывают игрушки, из чего сделаны, как развивают ребенка, нам помог проект Альвины. Мы узнали что игрушки бывают не только хорошими и развивающими но и опасными, например нельзя засовывать мелкие детали конструктора в нос, уши.

С детьми проводились беседы: «Расскажи о своей любимой игрушке» «Какие бывают игрушки, и из чего они сделаны»

Д/ Игры «Найди по описанию», «Найди где спрятана игрушка» и.т.д.

Альвина с мамой также представляла свой проект на отборочном конкурсе детского сада.

Далее в презентации представлены интересные фото из жизни нашей группы.

На неделе педагогического мастерства, я проводила ООД на тему: «Загадочное молоко». Экспериментальная деятельность нас окружает и повседневной деятельности, например на экскурсии, где дети измеряют глубину снежного покрова, и рассматривают через лупы кристаллики снежинок. На прогулке дети задают вопросы: кошка высоты не боится и почему она не падает? А зачем земля потрескалась?  и много других вопросов.

В заключении можно сделать вывод:

   Экспериментальная деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, способствует воспитанию у него внутренней потребности в знаниях, что является важным критерием в подготовке ребёнка к школе. Учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Исследовать, экспериментировать, создавать".

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой ч...

Конспект НОД на тему: «Исследуем Солнечную систему!».

Формирование представлений детей о Солнечной системе....

ДОКЛАД НА ПЕДЧАСЕ НА ТЕМУ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА ПРОГУЛКЕ»

ДОКЛАД НА ПЕДЧАСЕ НА ТЕМУ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ НА ПРОГУЛКЕ»...

Доклад на педчасе на тему: «СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В процессе реализации су-джок терапии в нашей группе мы:I. Использовали её элементы в работе с детьми:- при выполнении утренней гимнастики-в процессе коррегирующей гимнастики-в индивид. работе с гипер...

Доклад на педчасе "Трудовое воспитание дошкольников"

Доклад на педчасе "Трудовое воспитание дошкольников"...

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...

Консультация для родителей на тему «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и ум...