Статья на тему: "Исследовать, экспериментировать, создавать".
методическая разработка на тему

    Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.  Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовать, экспериментировать, создавать.

 (Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности)

Старший воспитатель Хорошкова О.В.

    Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.  Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

   Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней.

     Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Они  делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно – следственные связи. Высказывание В.А. Сухомлинского «Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту природы, изумляться дивным творением человеческих рук, то вырастим человека с высокой культурой чувств.

    Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований.

    В поисково – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

    Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска,  значительно прочнее тех сведений о мире, что получены им репродуктивным путем.

     Познавательно – исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в творчество. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

     Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Игры – эксперименты с дошкольниками.

  Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру  и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства».

    Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

      Одним из видов игр, которые могут быть использованы педагогом в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.

     Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.

     Для каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности детей. Так, например, в младшем дошкольном возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.

    Игры – эксперименты в младшем дошкольном возрасте – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно – гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.

   Игры – путешествия для младших дошкольников заключается в том, что ребенок будто бы совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуации. В ходе такого условного путешествия. Например, для малышей актуально знакомство с разными видами щеток (зубная, для волос, щетка – сметка, щетка для одежды и т.п.). Игра – путешествие предоставляет ему возможность найти необходимый вариант для разрешения конкретной ситуации. Экспериментальная задача выглядит следующим образом: подбери щетку для того , чтобы убрать крошки со стола. Попробуй это сделать с помощью зубной щетки, щетки – расчески, сметки. Скажи, какая из этих щеток больше всего подходит?

   В среднем дошкольном возрасте  экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.

   Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет, игры – экспериментирования и  игры – путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

   Для детей старшего дошкольного возраста  игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно – следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.

   Игры – путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребенку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка.

   Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов:

- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;

- доступность содержания игр;

- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;

- обеспечение «культурной практики» детей в игре;

- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;

- соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

- постепенное усложнение игр;

- цикличность организации игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Исследуем Солнечную систему!».

Формирование представлений детей о Солнечной системе....

Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"

Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...

Консультация для родителей на тему «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и ум...

Доклад на педчасе на тему: "Исследуй! Узнавай"

Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позв...

План образовательной деятельности на тему: «Исследуем мир предметов, обувь в нашей жизни».

План работы воспитателя на неделю по теме "Исследуем мир предметов,обувь в нашей жизни" для детей старшей группы (5-6лет)...

Тема: «Исследуем мир предметов – одежда и головные уборы нашей жизни»

Дата: 05.12.2022 по 09.12.2022Тема: «Исследуем мир предметов – одежда и головные уборы нашей жизни»Цель недели: Закрепить знания детей с видами и деталями одежды, обуви и головных уб...

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста Тема: «Исследуем и познаем окружающий мир»

Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных ре...