Статья на тему: "Исследовать, экспериментировать, создавать".
методическая разработка на тему
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовать, экспериментировать, создавать.
(Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности)
Старший воспитатель Хорошкова О.В.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней.
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно – следственные связи. Высказывание В.А. Сухомлинского «Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту природы, изумляться дивным творением человеческих рук, то вырастим человека с высокой культурой чувств.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований.
В поисково – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее тех сведений о мире, что получены им репродуктивным путем.
Познавательно – исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в творчество. У ученого, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Игры – эксперименты с дошкольниками.
Вся жизнь дошкольника пронизана игрой, только так он может открыть себя миру и мир для себя. Отечественный философ, богослов, психолог и педагог Василий Васильевич Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал что «для того и дано нам детство, чтобы мы играли. Функция детства, согласно этой формуле, заключается в том, чтобы дать развиться ребенку, не входя в прямое общение с действительностью, но в то же время, не удаляя его вполне от действительности. Игры и являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства».
Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения, продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего детства. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольника, как субъекта деятельности и поведения, направлен на поиск таких игровых форм организации педагогической работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Одним из видов игр, которые могут быть использованы педагогом в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов его здоровьесберегающей деятельности, становятся игры – эксперименты и игры – путешествия.
Игры – эксперименты, а также игры – путешествия являются одним из видов дидактической игры.
Для каждого возрастного периода следует подбирать игры – эксперименты, соответствующие ведущей игровой деятельности детей. Так, например, в младшем дошкольном возрасте игры – эксперименты и игры – путешествия должны быть предметного содержания, поскольку познавательная жизнь ребенка до трех лет строится вокруг мира предметов и манипуляций с ними.
Игры – эксперименты в младшем дошкольном возрасте – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в закреплении культурно – гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни.
Игры – путешествия для младших дошкольников заключается в том, что ребенок будто бы совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуации. В ходе такого условного путешествия. Например, для малышей актуально знакомство с разными видами щеток (зубная, для волос, щетка – сметка, щетка для одежды и т.п.). Игра – путешествие предоставляет ему возможность найти необходимый вариант для разрешения конкретной ситуации. Экспериментальная задача выглядит следующим образом: подбери щетку для того , чтобы убрать крошки со стола. Попробуй это сделать с помощью зубной щетки, щетки – расчески, сметки. Скажи, какая из этих щеток больше всего подходит?
В среднем дошкольном возрасте экспериментирование все больше напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 4-5 летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях.
Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 4-5 лет, игры – экспериментирования и игры – путешествия для детей среднего дошкольного возраста – это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Для детей старшего дошкольного возраста игры – эксперименты ориентированы на «исследовательскую деятельность», обеспечивающую как можно больше «культурной практики» ребенку 5-7 лет. Такая практика позволяет ребенку самостоятельно обобщить имеющиеся у него знания и представления в систему знаний, установить простейшие причинно – следственные связи, сделать правильные выводы. Самое главное, что ребенок делает их самостоятельно при косвенном участии взрослого.
Игры – путешествия для старших дошкольников нацелены на «полидеятельность», поскольку предлагают ребенку разнообразие деятельностей или комбинацию разнообразных действий, что отвечает возможностям 6-7 летнего ребенка.
Игры – эксперименты разработаны (и должны использоваться воспитателем) с учетом следующих факторов:
- возраст, опыт детей, ведущий вид деятельности;
- доступность содержания игр;
- сочетание наглядного материала, словесного комментария воспитателя и действий детей;
- обеспечение «культурной практики» детей в игре;
- сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизация любознательности;
- соблюдение темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;
- постепенное усложнение игр;
- цикличность организации игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-380195-1391865562.jpg)
Конспект НОД на тему: «Исследуем Солнечную систему!».
Формирование представлений детей о Солнечной системе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-3125-1509681665.jpg)
Мастер – класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду на тему: «Исследуем краски»"
Мастер - класс для педагогов по познавательно - исследовательской деятельности в детском саду на тему :"Исследуем краски"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/27/picture-1415352-1658919821.jpg)
Консультация для родителей на тему «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!»
Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Современный родитель гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и ум...
Доклад на педчасе на тему: "Исследуй! Узнавай"
Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позв...
План образовательной деятельности на тему: «Исследуем мир предметов, обувь в нашей жизни».
План работы воспитателя на неделю по теме "Исследуем мир предметов,обувь в нашей жизни" для детей старшей группы (5-6лет)...
Тема: «Исследуем мир предметов – одежда и головные уборы нашей жизни»
Дата: 05.12.2022 по 09.12.2022Тема: «Исследуем мир предметов – одежда и головные уборы нашей жизни»Цель недели: Закрепить знания детей с видами и деталями одежды, обуви и головных уб...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/04/picture-1278878-1604494179.jpg)
Конспект образовательной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста Тема: «Исследуем и познаем окружающий мир»
Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных ре...