План самообразования педагога-психолога
методическая разработка

Ирина Валерьевна Швец

Самообразования педагога-психолога на 2022-2023 уч.год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shvets-i.v.-plan-po-samoobrazovaniyu-2022.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Шербакульского муниципального района Омской области «Детский сад

«Буратино»

План по самообразованию педагога - психолога

Швец Ирины Валерьевны на 2022 – 2023 учебный год Тема самообразования:

«Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

с. Екатеринославка 2022 г.

Актуальность проблемы

Агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем в современном обществе. Проявление агрессии у детей в дошкольном возрасте все больше волнует родителей, воспитателей, педагогов – психологов.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализации личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивные проявления часто приводят к нарушению психологического комфорта в группе детского сада, создают дополнительные трудности в работе педагогов.

В настоящее время среди разнообразных отклонений и нарушений в поведении детей в возрасте от 5 до 7 лет являются причинами многочисленных запросов к педагогу - психологу воспитателей, родителей и администрации дошкольного учреждения.

В нашей образовательной организации за последние три года тема агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста составила около 40% от общего числам различных запросов  к педагогу –

психологу со стороны воспитателей и родителей и касалась в среднем около 15% воспитанников.

В связи с важностью гуманизации системы образования, важной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, формирование навыков решения конфликтных ситуаций социально приемлемым способом.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

В связи с актуальностью проблемы, целью самообразования является повышение профессионального уровня по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Задачи самообразования:

  1. Актуализировать знания по данной проблеме.
  2. Изучить литературу по проблеме агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
  3. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии.
  4. Овладеть новыми психолого-педагогическими технологиями и методиками, нацеленными на снижения уровня агрессивного поведения детей.
  5. Подобрать диагностику на выявление уровня агрессивного поведения детей
  6. Разработать коррекционно-развивающую программу по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
  7. Отработать механизм взаимодействия по данной проблеме с педагогами и родителями.

Начало работы над темой: сентябрь 2022 год.

Окончание работы над темой: май 2023год.

 Предполагаемый результат, после проведенной работы: владение психолого - педагогическими технологиями по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, разработка программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Основные этапы и направления работы по самообразованию

Этапы

Планируемые мероприятия/работы по

самообразованию

Сроки

1.

Подготовительный этап

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,

изучение имеющегося опыта, в том числе практического характера.

  1. Подбор диагностик, для определения уровня агрессивности воспитанников

детского сада.

В течение года 2022-2023 года

2.

Диагностический этап

Определение уровня агрессивного поведения воспитанников детского сада

с помощью подобранных диагностик.

В течение года 2022-2023 года

3.

Прогностический этап

  1. Определение целей и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

В течение года 2022-2023

года

4.

Практический

  1. Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы.
  2. Формирование методического комплекса.
  3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
  4. Корректировка работы.

В течение года 2022-2023 года

5.

Обобщающий этап

  1. Подведение итогов работы.
  2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  3. Представление материалов.

В течение года 2022-2023 года

6.

Внедренческий этап

  1. Внедрение полученного опыта в деятельность, реализация технологий и программ по профилактике и коррекции

агрессивного поведения детей.

  1. Распространение своего опыта по данной теме.

В ходе дальнейшей психолого- педагогической деятельности

7.

Аналитический этап

Анализ созданных педагогических условий для развития темы

самообразования.

ЛИТЕРАТУРА

. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. -144 с.

  1. Берковиц Э. Агрессия: причины, последствия, контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак,2002. -512 с.
  2. Бютнер        К.        Жить        с        агрессивными        детьми.        Пер.        С        нем.        –        М.: Педагогика, 1991. -321 с.
  3. Запорожец        А.В.Эмоциональное        развитие        дошкольника.        -М.: Просвещение, 1985. -135 с.
  4. Захаров В.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка / Под ред. Кошелевой А.Д.-М.: Просвещение,1993. -115 с.
  5. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. -СПб.: Речь, 2002. -86 с.
  6. Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры.

- М.: Гном- Пресс, ГНОМ и Д, 2005. -160с.

  1. Панфилова М.А. Марсиане: игровой комплекс для агрессивных детей и подростков // Школьный психолог. -2001. - №18. - С.45.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Владос, 1990.- 127 с. 11.Шиманская М.А. Агрессивный ребёнок: кто он и как ему помочь? //

Дошкольная педагогика. - 2005. - №4. -С. 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования педагога-психолога

План саморазвития педагога-психолога МБДОУ ДС № 7 "Жар-птица"...

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"

План самообразования педагога-психолога "Коррекция эмоционально-волевой, обогащение социального опыта дошкольников, посредствам песочной терапии"....

План самообразование педагога -психолога

Тема саморазвития: " Оптимизация психоэмоционального состояние ребенка посредством коррекции детско-родительских отношений"...

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"

План самообразования педагога - психолога на 2014-2015 учебный год на тему: "Снижение агрессивности у детей дошкольного возраста"...

План самообразования педагога - психолога

План самообразования включает в себя перспективный план, самоотчет, дополнительные материалы....

План самообразования педагога-психолога на 2015-2018 учебные годы

Тема самообразования "Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью"...

План самообразования педагога-психолога на тему: Профилактика профессионального выгорания педагогов

Цель: повысить уровень собственной компетентности в работе с педагогами по профилактике эмоционального выгорания. Задачи: 1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме. И...