Конспект открытого занятия «Занятие по воспитанию толерантности в детском саду”
методическая разработка

Айнур Эльчиновна Алискандарова

Конспект занятия « Занятие по воспитанию толерантности в детском саду”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Занятие по воспитанию толерантности в детском саду”

Воспитатель Алискандарова А.Э.

Занятие по воспитанию толерантности в детском саду

Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика — доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2–4 лет занятия чаще организуются интегрированные — с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6–7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).

Девочка ведёт мальчика с завязанными глазами, педагог наблюдаетПроигрывание ситуаций, в которых необходимо помочь ближнему, воспитывает в детях эмпатию и доброту.

Занятия по воспитанию толерантности проводятся нечасто, рекомендуется включать их в календарно-тематическое планирование несколько раз в учебном году (например, в ноябре, январе и апреле). Структурные элементы занятия подвижны: воспитатель планирует формы и порядок работы с учётом конкретной группы, чтобы занятие прошло результативно. Обязательный элемент — этап рефлексии в конце занятия. С ребятами необходимо подвести итоги (старшие делают это самостоятельно), предоставить возможность высказаться — что на занятии понравилось, на что оно вдохновляет, хочется ли узнавать о толерантности больше.

К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе — это условие современной жизни.

Дети и воспитатель сидят на полу вокруг «Озера доброты»

Игровое упражнение «Озеро доброты» учит детей способам релаксации и побуждает поразмышлять о добрых делах

Длительность занятия

По нормам СанПиН, временные рамки занятия по формированию толерантности такие же, как для занятия НОД:

первая и вторая младшие группы — не более 15 минут;

средняя группа — 20 минут;

старшая группа — 25 минут;

подготовительная группа — 25–30 минут.

Дети рисуют красками коллективный плакат с изображением земного шара и цветными ладошками

Занятие со старшими дошкольниками длится 25 минут, за это время воспитанники могут нарисовать и представить коллективный плакат

Ход занятия        В.: Какие страны вы знаете? В какой стране живём мы с вами? Значит, мы… (Ответы детей).

На земле живёт много людей. Они все разные и в то же время похожи друг на друга. Чем похожи все люди на Земле? Чем отличаются люди друг от друга? Почему вы не путаете свою маму, папу и других родственников с разными людьми? (Ответы детей).

А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На земле живут люди разных рас.

Воспитатель обращает внимание детей на фото человека с белой кожей.

В.: Он похож на нас? Какой цвет кожи? (Белый). Такие люди живут в Европе, частях Азии, Австралии.

Есть люди, у которых кожа жёлтая. Это люди, живущие в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. <…>

Есть люди, у которых тёмная кожа, чернокожие. Эти люди живут в жаркой Африке. <…>

Большинство людей одной национальности живёт в одном месте, в одной стране.

Наша группа многонациональна. (Воспитатель предлагает детям назвать свою национальность и рассказать четверостишие на родном языке).

Все дети похожи друг на друга. Главное сходство между детьми разных стран в том, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей.

Игра с мячом.

Россия — россияне.

Украина — украинцы.

Англия — англичане.

Америка — американцы.

Игра «Найди отличия».

В.: Вот задание, посмотрите на свои картинки. Разложите их на две стопки, определив главное отличие. (Картинки надо заранее подобрать таким образом, чтобы на них были представлены люди с разным цветом кожи. Но отличительным признаком было что-то другое, например, настроение). <…>

Дети выполняют задание и объясняют, почему так.

Воспитатель делает вывод, что ребята при выполнении задания обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы. Дети могут быть в чём-то похожи и чем-то отличаться, национальность здесь ни при чём.

Девочки рассматривают фотографии с людьми разных национальностей

Дидактическая игра «Найди отличия» позволяет детям увидеть, что люди разных национальностей могут иметь общие интересы и увлечения

Приведённое в качестве примера занятие можно обогатить включением в середине познавательной беседы физкультминутки (на тему дружбы). Отсутствует этап рефлексии — это минус разработки. Выводы в конце занятия воспитатель делает исключительно к дидактической игре «Найди отличия», а не к проделанной работе в целом. Занятие спланировано для детей старшего дошкольного возраста, а значит, они могли высказать в завершение свои впечатления и пожелания.

Открытое занятие по воспитанию толерантности

Открытое занятие — возможность для педагога продемонстрировать уровень своего мастерства, презентовать личную разработку, поделиться опытом с коллегами. Методические положения к проведению открытого занятия:

Комфортные условия для воспитанников: для них это будет обычное занятие. С детьми нельзя репетировать ход занятия, заучивать ответы на вопросы беседы.

Предварительная работа с детьми приветствуется: изготовление плакатов, атрибутов для игрового задания, разучивание песни или стишков.

Воспитатель готовит подробный конспект занятия: актуальность темы, задачи, материалы, план НОД.

На занятие приглашаются методисты, воспитатели из других ДОУ, родители.

Самоанализ. После завершения занятия дети отправляются на прогулку или в группу (с младшим воспитателем, например), а проводивший открытое мероприятие педагог выступает с кратким сообщением. Он анализирует, были ли реализованы поставленные задачи, соответствовали ли приёмы и формы работы способностям детей, как можно улучшить занятие.

Картотека тем для открытого занятия по толерантности:

«Новогодняя кругосветка»,

«Песня шагает по планете»,

«Каким мы видим общество будущего?»,

«Сказкотерапия как средство формирования толерантности»,

«Народный театр»,

«Путешествие по …» (знакомство с культурой страны, представители которой есть в группе).

Педагог и малыши сидят за столом, перед ними — куклы и флаги

На открытом занятии педагог показывает эффективность своей работы в формировании толерантности у детей

Каким окажется будущее нашей страны и планеты в целом — зависит от нас, от того, как мы воспитаем подрастающее поколение. Современные дети живут в мире, границы которого подвижны и часто оказываются условными. Мир настоящего интересен и прекрасен, а может стать ещё лучше. Воспитание толерантности у дошкольников — сохранение в их сердцах добра. Занятия по толерантности в ДОУ помогают воспитанникам увидеть в ближнем прежде всего личные качества, а не внешнюю оболочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Воспитание толерантности в детском саду

Воспитание толерантности в детском саду.Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.                              ...

Воспитание толерантности в детском саду.

Консультация для родителей....

Статья "Воспитание толерантности в детском саду"

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей. Наш детск...

Конспекты бесед по воспитанию толерантности в детском саду

Данные подборки будут полезны воспитателям...

Воспитание толерантности в детском саду.

       Быть толерантным – означает «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В последнее время часто возникают дискуссии о толерантно...

Конспект открытого интегрированного занятия по пластилинографии в средней группе детского сада к 23 февраля

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе  с использованием нетрадиционной техники рисования (пластилинография) "Медаль на удачу" в подарок папе на 23 февраля....