«Как научить детей сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства»
статья

Доброжелательность и дружелюбие - желание добра;готовность содействовать благополучию других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_soperezhivat.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Струкова Елена Александровна

                                                        воспитатель

                                                        МБДОУ д/с 68    

                                                        г. Белгород

   «Как научить детей сопереживать и радоваться успехам      других, адекватно проявлять свои чувства»
                             Доброжелательность  и дружелюбие - желание добра,
                                    готовность содействовать благополучию других.
                                                                  (Толковый словарь. С.И. Ожегов).

Не все дети умеют сотрудничать. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь, посочувствовать, а тем более порадоваться успехам сверстника.

  • Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом.
  • Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным.
  • Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Важно познакомить детей с правилами поведения и научить  использовать эти правила,  например:

- хочешь играть, пригласи друга;

- если начал игру с другом, не бросай её без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, умей договариваться;

- внимательно выслушивай;

- не требуй для себя все время главных ролей;

- будь справедливым в игре; - если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

       Зная эти правила, дети сами научатся оценивать  поступки сверстников, а, впоследствии, и свои. Начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста понятием «настроение».

Уголок «Мое настроение» - помогает детям обратить внимание не только на свои проблемы, но и на радости и огорчения других, порадоваться вместе с товарищами и своим, и чужим успехом.

Этюды, упражнения, психогимнастика, игры-драматизации, учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами.

   Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.                                                                                                                   В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов.

1. «Эмоциональное заражение» - качество человека, которое закладывается на

первом году жизни. В это период важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом: радость и любовь, или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.

2. «Чувство сострадания», формирующееся на втором году жизни. В этот

период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и

взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.

3. «Способность понимать других» развивается на третьем-четвертом году

жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него

появляется свое «Я».

4. «Сочувствие и отзывчивость» формируются у детей 4-6 лет. Ребенок уже

умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие

чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков.

5. «Сорадование (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм

(бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)»

формируются между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие

ребенка шло правильного и у него полностью сформировалось свое «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им

адекватную и действенную помощь.

                               Условия развития эмпатии

     Совместная деятельность –  это условие развития эмпатийных чувств.

Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает – установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков.

  Старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.
  Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет. Лишь к этому возрасту ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации.

    В период 4-5 летнем возрасте в отношениях со сверстниками происходит решительный перелом. Спокойное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему.  Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их, реагируют на оценку взрослого. В этот же период сопереживание ровесникам становится особенно сильным. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер – спехи сверстника могут обижать и огорчать ребенка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Ребенок сравнивает сверстника с собой, ищет противопоставление, испытывает потребность в признании, уважении его сверстниками.

       Помогайте детям видеть различие и сходство. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

      При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

        Литература:

1.  Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / М.: МПСИ, 2000 - 416 с.

2. Алексеева, Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1987 - 21 с.

3. Буре, Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989 - 96 с.

4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985 - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить детей чувствовать ценность того, что есть

Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «спасиб...

Конспект открытого занятия «Весенние краски» . Цель занятия: знакомство с новой техникой рисования, научить выражать свои чувства на бумаге.

Цель занятия : знакомство с новой техникой рисования, научить детей выражать свои чувства на бумаге....

Как научить ребёнка понимать и выражать свои чувства.

В статье представлены конкретные примеры диалогов с ребёнков на основе "Я-высказываний"....

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧУВСТВОВАТЬ ЦЕННОСТЬ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ!

Как научить детей чувствовать ценность того, что есть!...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»...