«Как научить детей сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства»
статья

Доброжелательность и дружелюбие - желание добра;готовность содействовать благополучию других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_detey_soperezhivat.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Струкова Елена Александровна

                                                        воспитатель

                                                        МБДОУ д/с 68    

                                                        г. Белгород

   «Как научить детей сопереживать и радоваться успехам      других, адекватно проявлять свои чувства»
                             Доброжелательность  и дружелюбие - желание добра,
                                    готовность содействовать благополучию других.
                                                                  (Толковый словарь. С.И. Ожегов).

Не все дети умеют сотрудничать. В совместной деятельности возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь, посочувствовать, а тем более порадоваться успехам сверстника.

  • Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в целом.
  • Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным.
  • Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать совместно, произвольно управлять своим поведением.

Важно познакомить детей с правилами поведения и научить  использовать эти правила,  например:

- хочешь играть, пригласи друга;

- если начал игру с другом, не бросай её без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, умей договариваться;

- внимательно выслушивай;

- не требуй для себя все время главных ролей;

- будь справедливым в игре; - если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

       Зная эти правила, дети сами научатся оценивать  поступки сверстников, а, впоследствии, и свои. Начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста понятием «настроение».

Уголок «Мое настроение» - помогает детям обратить внимание не только на свои проблемы, но и на радости и огорчения других, порадоваться вместе с товарищами и своим, и чужим успехом.

Этюды, упражнения, психогимнастика, игры-драматизации, учат понимать эмоциональные состояния, дают представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), совершенствуют способность управлять эмоциями и чувствами.

   Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, переживания, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.                                                                                                                   В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов.

1. «Эмоциональное заражение» - качество человека, которое закладывается на

первом году жизни. В это период важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом: радость и любовь, или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.

2. «Чувство сострадания», формирующееся на втором году жизни. В этот

период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и

взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.

3. «Способность понимать других» развивается на третьем-четвертом году

жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него

появляется свое «Я».

4. «Сочувствие и отзывчивость» формируются у детей 4-6 лет. Ребенок уже

умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие

чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков.

5. «Сорадование (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм

(бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)»

формируются между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие

ребенка шло правильного и у него полностью сформировалось свое «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им

адекватную и действенную помощь.

                               Условия развития эмпатии

     Совместная деятельность –  это условие развития эмпатийных чувств.

Создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта, эмоционального благополучия способствует развитию и становлению личности. С точки зрения современной педагогики это означает – установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств, удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков.

  Старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.
  Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет. Лишь к этому возрасту ребенок становится способным мысленно поставить себя на место другого человека и подумать о том, какие действия больше подходят в конкретной ситуации.

    В период 4-5 летнем возрасте в отношениях со сверстниками происходит решительный перелом. Спокойное отношение к ровеснику сменяется напряженным вниманием к нему.  Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их, реагируют на оценку взрослого. В этот же период сопереживание ровесникам становится особенно сильным. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер – спехи сверстника могут обижать и огорчать ребенка, а его неудачи радовать. Дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Ребенок сравнивает сверстника с собой, ищет противопоставление, испытывает потребность в признании, уважении его сверстниками.

       Помогайте детям видеть различие и сходство. Объясняйте, что все дети разные. Некоторые худые, другие – полные. Одни бегают быстро, другие – медленно. Кто-то любит играть в футбол, а кто-то – рисовать. В тоже время, есть то, в чем все дети одинаковы. Все едят, пьют, спят, растут; у всех есть чувства, и, самое главное, никому не нравится, когда их обижают.

      При всей кажущейся простоте, распознание и передача эмоций – это достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенный уровень развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого.

        Литература:

1.  Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / М.: МПСИ, 2000 - 416 с.

2. Алексеева, Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1987 - 21 с.

3. Буре, Р. С., Година Г. Н, Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. А. М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989 - 96 с.

4. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада/ А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985 - 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Весенние краски» . Цель занятия: знакомство с новой техникой рисования, научить выражать свои чувства на бумаге.

Цель занятия : знакомство с новой техникой рисования, научить детей выражать свои чувства на бумаге....

Как научить ребёнка понимать и выражать свои чувства.

В статье представлены конкретные примеры диалогов с ребёнков на основе "Я-высказываний"....

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей: «Как научить ребенка сопереживать и заботиться. Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»...

Консультация "Как научить ребенка адекватно выражать свои эмоции"

Памятка для педагогов и родителей о значении эмоций в жизни ребенка....