"Воспитание культуры поведения детей как предмет изучения в психологии и педагогике "
статья

Путинцева Елена Викторовна

Нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание культуры поведения22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры поведения детей как предмет изучения в психологии и педагогике

 

Нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения[1]. Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», – пишет Л.Д. Есина [2]. Нравственность образуется от слова «нравы». По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль[3]. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе. Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. К ним относятся честность, искренность, верность, надежность, вежливость, скромность, щедрость и другие.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к нравственным нормам человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Воспитание культуры поведения является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Это одна из важнейших сторон многостороннего процесса становления личности, освоение растущим человеком нравственных норм. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способности жить, следуя принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы начинают регулировать поведение ребенка[4].

Вопрос о большой важности нравственного воспитания в формировании и развитии личности поднимался в психолого-педагогической науке с давних времен. Его источники уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Современная педагогическая наука и практика опирается на множество фундаментальных работ зарубежных и отечественных педагогов XVII-XX веков. Рассмотрим некоторые из них (таблица 1). Проблеме нравственного воспитания, воспитания культуры поведения особое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Согласно исследованиям Л.У. Алимовой, О.С. Богдановой, М.И. Дедюкиной, З.С. Мамутовой и других нравственное воспитание будет эффективным при правильной организации коллективной деятельности детей, при умелом сочетании ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих работах ученые обозначают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Проблемой воспитания культуры поведения у детей так же занимались такие ученые как Петерина С.В., Буре, Р.С., Середкина Н.Д., Урун-

таева, Г.А. и другие.         

Таблица 1

Идеи педагогов прошлого о нравственном воспитании[5]

 

Ученый

Основные идеи

Сократ (469-399

гг. до н.э.)

Существуют всеобщие и устойчивые нравственные понятия, целью воспитания должно выступать не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427-347

гг. до н.э.)

Приближение в высшей идее блага осуществляется, прежде всего путем воспитания, в том числе и нравственного, которому уделяется особое внимание.

Аристотель(384322 гг. до н.э.)

Источники нравственного воспитания: природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум.

Я. А. Каменский (1592-1670)

В своем трактате «Наставление нравов» процитировал древнеримского философа Л.А. Сенеку: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он повторил народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает»

Дж. Локк (16321704)

Поведение человека регулирует в основном здравый смысл. Самоограничение и самодисциплина представляются как обязательные условия разумного поведения человека. Вместе с тем нравственные нормы и правила становятся внутренними личностными качествами.

Ж.Ж.         Руссо

(1712-1778)

Главная функция начального воспитания – формирование на основе развития нравственности иммунитета против деструктивного социального воздействия. Данное воспитание должно проходить в естественной природной среде и осуществляться свободно, без всякого принуждения.

И.Г. Песталоцци (1746-1827)

Гармоничное развитие всех способностей человека и, конечно, воспитание должно быть природосообразным, то есть направленным на раскрытие присущих человеческой природе духовных и физических сил в соответствии со свойственным ребенку стремлением к деятельности.

Три ведущих направления воспитания: умственное, физическое и нравственное, которые в единстве составляют базу воспитательного процесса. Особо важно усвоение ребенком знаний вместе с умением их применять, то есть основа саморазвития личности заключается во взаимодействии с адекватным и эффективным применением получаемых знаний.

И. Герберт (17761841)

На передний план выдвинуто нравственное воспитание: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность».

К. Д. Ушинский (1824-1871)

«... нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

 

Смирнова Е.О. и Доронова Т.Н. в своих исследованиях выявили положительное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на воспитание нравственности детей. Задачей нравственного воспитания является то, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности[6].

В педагогическом словаре культура поведения определяется как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Т.И. Бабаева дает следующее определение: культура поведения – это широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры[7]. В.А. Сластенин раскрывает культуру поведения через такие ее компоненты, как культура общения, культура речи, культура внешности и бытовая культура[8]. М.Н. Харабаджах определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе[9]. С.В. Петерина дала такое определение понятию «культура поведения»: совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности[10].

Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что образовательное влияние семьи и российской национальной культуры в сфере образования резко сокращается. Перед дошкольными образовательными учреждениями среди наиболее важных задач являются задачи формирования с раннего детства базовой культуры личности, высоких моральных качеств. В детском саду есть много возможностей для этого. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают нравственными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с другими. Чем младше ребенок, тем сильнее воздействие на его чувства и поведение. Поэтому проблема воспитания культуры поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особое значение[11].

Культура поведения представляет собой совокупность сформированных, социально значимых качеств человека, повседневных действий человека в обществе, основанного на нормах морали, этики, эстетической культуры. Культурный человек находит не только правильную форму поведения в конкретной ситуации, но также знает, как ориентироваться в новых обстоятельствах.

Культура поведения детей дошкольного возраста является одной из форм устойчивого поведения ребенка в повседневной жизни, общения и различных видов деятельности. Она включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить в соответствии с принципами, нормами и правилами морали, когда моральные убеждения воплощаются в реальных делах и делах. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения моделей поведения, предписанных обществом, в результате чего эти закономерности становятся регуляторами поведения ребенка[12].

Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми; но выводите необходимости всего этого из общего и из высшего источника – не из условных требований общественного знания или сословия, но из высокости человеческого знания, не из условных требований общественного знания или сословия, не из условных понятий о приличии, но из вечных понятий о достоинстве человеческом»[13].

Из современных педагогов данной проблемой занимались И.Н.Курочкина, Т.В. Чернин, и другие. Наши отечественные педагоги В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и психологи В.С. Мухина, С.Г. Якобсон доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений[14]. Культура поведения важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему.


[1] Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. – М.: Просвещение, 2018. – С. 24.

[2] Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. М.: Скрипторий, 2019. – С. 37.

[3] Буре, Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2016. – № 5. – С. 17.

[4] Барахтова, Л.С. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11 – С. 14.

[5] Составлено автором

[6] Смирнова, Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2018. – №4. – С. 73. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp?id=15971653&. Доронова, Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада. – М.: Просвещение, 2020. – С. 59.

[7] Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду / Т.И. Бабаева. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – С. 118.

[8] Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2020. – С. 364.

[9] Харабаджах М.Н. Проблема формирования культуры поведения детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-2. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-kultury-povedeniya-detey-doshkolnogovozrasta-v-usloviyah-uchrezhdeniya.

[10] Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / С. В. Петерина. – М.: Просвещение, 2018. – С. 31.

[11] Алимова Л.У., Шеретли Д.Р. Экспериментальное исследование по формированию дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ // Вопросы науки и образования. 2019. №3 (47). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledo-vanie-po-formirovaniyu-druzheskihvzaimootnosheniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-dou.

[12] Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду. – М.: Владос, 2018. – С. 44.

[13] Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Педагогика, 2019. – С. 29.

[14] Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : учебник для вузов./ А. Г Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2020. – С. 168.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения детей 4-5 лет

Доклад "Дидактические игры как средство воспитания культуры поведения" содержит главы: "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ПОСРЕДСТВОМ...

Тема по самообразованию «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье»

Цель: воспитание культуры поведения детей среднего возраста на основе этикетных правил.Задачи:Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы ...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Воспитание культуры поведения детей

Информация о воспитании культуры, вежливости, такта у детей....

«Воспитание культуры поведения детей младшего дошкольного возраста».

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством ...

Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...