Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа) на тему

Николаева Наталья Александровна

Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально- экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирование культуры поведения.

 Взрослые, которые ежедневно взаимодействуют с детьми, подают им пример собственным поведением и отношением к миру. Следовательно, бесполезно говорить о высоких целях, если сами взрослые им не следуют. В этом одна из ключевых проблем воспитания и причина того, что многие цели и задачи только декларируются, но не осуществляются. Поэтому необходимо создать такие условия, где взрослые (педагоги и родители) в процессе содержательно обогащённого и эмоционально комфортного взаимодействия с ребёнком сами развивались и воспитывались.

Коллективом нашего  детского сада был разработан годовой план мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников, который предусматривает следующие формы:

- родительские собрания;

- консультации;

- анкетирование;

- круглый стол;

- день открытых дверей;

- выпуск газет;

- совместную  детско-взрослую проектную деятельность;

- создание мини-библиотечек;

- конкурс плакатов;

- информационные стенды.

Родительское собрание – одна из основных  форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, университет важной педагогической информации. В декабре мы провели родительское собрание в форме посиделок, назвав его «Неразлучные  друзья – родители и дети». Для того,  чтобы собрание прошло интересно, с пользой для родителей, была организована  предварительная работа: разработан сценарий; проведено анкетирование детей и родителей на тему: «Нравственные ценности»; оформлен текстовый и наглядный материал (памятки для родителей: «Основы нравственных отношений в семье»; «Задачи формирования нравственного поведения у дошкольников»); с детьми выучена песня «Неразлучные друзья-взрослые и дети», с родителями – инсценировка рассказа А.Глебова «Бабушкина сказочка».  В зале была оформлена выставка художественных произведений по нравственному воспитанию.

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребёнку, но и общий микроклимат семьи. Здесь уместно вспомнить высказывание Себастьяна Бранта «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему». В нашей повседневной жизни мы больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. Родителям были предложены высказывания великих людей на тему нравственного воспитания,  правила общения в семье. Подробнее остановились на последнем пункте «правил». Совместная деятельность – источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребёнку понять, осознать свою значимость. Взрослые рассказали о совместном труде в их семьях (вместе с детьми  ходят  в магазин, готовят ужин, убирают квартиру, работают на даче…).

 Затем родители приняли участие в инсценировке рассказа А.Глебова «Бабушкина сказочка». А во время музыкальной паузы вместе исполнили песню.

В заключении были предложены проблемные ситуации о том, что родители должны быть примером для своего ребёнка, что взрослым нужно учить детей разделять радость другого человека и контролировать поступки своих детей. В обсуждении  ситуаций  взрослые  приняли активное участие.

После собрания родители стали более вежливыми и приветливыми  в обращении друг с другом.

 В соответствии с годовым планом ДОУ, родителям были предложены несколько консультаций по нравственному воспитанию.  Одна из них по гендерному воспитанию дошкольников: «Из чего сделаны девочки?» и  «Из чего сделаны мальчики?». В уголке для родителей была оформлена папка–передвижка с рекомендациями  по воспитанию девочек и мальчиков.

Ещё одна консультация - «Воспитание  культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста».  Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму  умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, в укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка с взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые показывают, как их надо выполнять. Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.

Дети не всегда проявляют внимание, доброе отношение к своим близким, друзьям. В феврале мы  организовали  деловую игру, которую назвали: «Научите ребёнка быть добрым». Родителям было предложено взять листочек с нарисованным солнышком и нарисовать в кружке лицо своего ребёнка. Вот такими они видят своих детей. Великий классик М.Пришвин сказал: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека».

В ходе игры родители обобщили знания о доброте: что такое доброта; назвали правила доброго человека; вспомнили произведения, в которых говорится о доброте, а так же перечислили пословицы о доброте; привели примеры воспитания доброты у собственного ребёнка. Родителям была предложена памятка «Уроки доброты».

Затем родителей пригласили пройти на «ковёр доброты», где они прослушали удивительное стихотворение о доброте:

                Быть легче добрым или злым?

                Наверно, легче злым.

                Быть добрым –

                Значит отдавать

                Тепло своё другим.

                Быть добрым –

                Значит понимать

                И близких и чужих,

                И радости порой не знать,

                Заботясь о других.

                 Конечно, доброму трудней,

                 И всё же, посмотри:

                 Как много у него друзей!

                 А злой всегда один…

В заключение  игры педагог зажёг «искорку доброты», а родители, передавая её по кругу, заканчивали предложение: «Из сегодняшнего разговора я поняла..». Вот что говорили взрослые: « Быть добрым – значит помогать другому в беде».  «Доброта украшает человека». « Необходимо  учить детей быть добрыми: проявлять внимание, уважение к окружающим».

Я уверена, что в результате проведённой игры, родители обратят больше внимания на такое нравственное качество как доброта.

Педагог Я.А.Каменский одним из первых увидел в игре средство нравственного воспитания.  В марте мы  провели  день открытых дверей, назвали его «Посмотрите, как мы играем». Цель этого мероприятия: показать родителям, как их ребёнок общается со сверстниками в детском саду. Взрослые увидели, как в сюжетно – ролевой игре их ребёнок умеет договариваться с партнёром по игре,  как, выполняя роли, он учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе, использует в игре природный материал, игрушки – заменители; учится справедливо разрешать конфликты. А, закончив игру, умеет самостоятельно убирать игрушки.

Кроме того, мы используем и наглядные формы взаимодействия с родителями, одной из которых был выпуск групповой газеты «Семейная шкатулка». Газета выходит один раз в два месяца.  В первом выпуске  газеты мы рассказали об особенностях детей дошкольного возраста, влияющих на их поведение, в ней мы представили опыт семейного воспитания родителей группы. В рубрике обратной связи «Спрашивали – отвечаем» свои рекомендации дал психолог детского сада. Во втором выпуске – познакомили родителей с тем, как воспитывать у детей ответственность за свои поступки.

В своей работе мы использовали и такую форму взаимодействия с родителями, как метод проектов. В старшей группе реализовали краткосрочный  проект  «Вот какие мы дома». В ходе работы над проектом предложили  родителям сфотографировать  детей, как они дома заботятся  о близких, помогают им. Из принесённых фотографий вместе с детьми оформили альбом, рассмотрели  его. Дети составляли рассказы по фотографиям о своей помощи и заботе о близких.

В  подготовительной группе  мы создали проект: «Любимые игрушки наших родителей». Над проектом мы работали два месяца.  Была проведена большая  работа: родители принесли свои любимые игрушки их детства.  Взрослые составили рассказ о своей любимой игрушке. Вместе ездили на фабрику игрушек, познакомились с технологией изготовления мягкой игрушки. Одна из мам провела мастер-класс по обучению шитью тряпичной куклы. Завершили работу над проектом  созданием мини –музея «Игрушки наших родителей».  

Современные родители очень мало времени уделяют общению со своим ребенком. Чтобы исправить эту ситуацию,  мы решили  создать в группе   мини – библиотечку  для домашнего чтения, где любой родитель  мог выбрать  понравившуюся ребёнку книгу, взять её домой и прочитать  дома в кругу семьи, вместе  обсудить прочитанное  и в итоге больше времени проводить с собственным ребенком.  

В нашей группе 27 детей: 12 девочек и 15 мальчиков. У нас есть ещё одна цифра – 82.Это столько у наших ребят бабушек и дедушек, прабабушек и  прадедушек, подумать только! Это же целая армия добрых, чутких, мудрых людей, которые совершенно по-своему влюблены в неугомонных внуков и внучек. Они имеют особые моральные права на ребёнка. А что самое-самое  главное – они своих внуков и внучат любят не по – матерински, не по – отцовски, а по – бабушкински и по – дедушкински. Мы придумали, как вовлечь их в процесс воспитания: предложили дедушкам и бабушкам написать плакаты с наставлениями для внуков и внучат и в  свою очередь вручили им запечатанный конверт, куда вложили памятку с советами о воспитании внуков и внучек.

В результате проведенной работы мы поняли, что родители стали ощущать  искреннюю заинтересованность педагогов в воспитании детей и в свою очередь начали  активно принимать участие в  специально организованных мероприятиях в ДОУ.  Родители стали сами предлагать свою помощь воспитателям, их не надо было лишний раз упрашивать и уговаривать, как это было раньше. Многие  родителей приняли участие в апрельском субботнике  по уборке группы и участка, привели в порядок клумбу. Работу по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию  мы будем продолжать и дальше.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье»

Цель: воспитание культуры поведения детей среднего возраста на основе этикетных правил.Задачи:Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы ...

ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

воспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностьювоспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностью...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

«Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»...

Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения....

Формы взаимодействия детского сада с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

В статье представлены результаты  работы педагогов детского сада по взаимодействию детского сада с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Родители испыты...