Родительское собрание в старшей группе «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа) на тему

Оганнисян Елена Олеговна

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей  группе  «Воспитание  культуры  поведения детей старшего дошкольного возраста»

Бесспорен тот факт, что дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но я думаю, что вы согласитесь со мной, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида. Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм  культуры  поведения. Поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Я думаю, что не нужно перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, безразличие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей.

Поэтому нашей целью является воспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностью.

Под термином “ культура  поведения” мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении.

В содержании  культуры  поведения детей можно условно выделить следующие компоненты:

-культура деятельности,

-культура общения,

-культурно-гигиенические навыки и привычки.

Давайте немного остановимся на каждом из этих компонентов.

ИТАК, Культура деятельности, другими словами, культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу.

Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. Проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т. е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься. По завершении деятельности, он должен привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные пособия в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз.

Очень важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Мы в нашей группе часто сталкиваемся с тем, что дети просто беспощадно ломают игрушки, конструктор, простите за термин, «расчленяют» кукол, рвут книги, когда как личную машинку или куклу берегут.

Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. Вы должны убедить ребёнка, что Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека, что Книги делают их умнее и взрослее.

Важный показатель культуры деятельности дошкольника – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям. Это хорошая основа для формирования у него навыков эффективной организации труда. У ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием  культуры  поведения детей.

В игре, которая является ведущей деятельностью дошкольного детства, формируются нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу.

На занятиях – культура учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову педагога, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности развивается трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща.

Следующий компонент – культура общения.

Конечно же, основы культуры общения детей закладываются в его семье.

У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с педагогами и другими работниками учреждения.

Задача родителей и педагогов – ежедневно воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие же наиболее важные нравственные качества хотим мы взрослые видеть в детях?

Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.

Предупредительность – здесь необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.

Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности.

Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям.

Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Мы стараемся объединять детей вокруг дел, вовлекать в игры, заставляющие их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность друг к другу. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность.

И третий, очень важный компонент  культуры  поведения – это культурно-гигиенические навыки и привычки.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

Воспитание  культуры  поведения с позиций современного этикета

Какие же существуют способы педагогического воздействия на детей, с помощью которых привитие культурных навыков будет более эффективным?

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса. З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или вилкой. Если это игра – предложить ребёнку выбор роли (главной или второстепенной, уступив первую товарищу) и т. д.

4. Поощрение: очень важный способ воздействия, активизирующий дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: должно применяться крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию вообще недопустимо; осуждение родителем, воспитателем или другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и очень необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9.  Беседа : помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения.

Но самое главное, что хотелось бы донести до вас, уважаемые родители, это ваше чёткое убеждение в том, что именно вы являетесь главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью. Мама и папа должны воспитывать детей и вести себя так, чтобы в любой момент сказать им: «Делайте и поступайте как мы». Только тогда требования взрослых приобретут особую убедительность и авторитет. Только взаимное влияние семейного и общественного воспитания обеспечат необходимые условия для успешного всестороннего развития ребёнка.

Памятка для родителей по воспитанию  культуры  поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде».

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕТЕМА: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде». ЦЕЛЬ: обсудить  с родителями проблему трудового воспитания в семь...

Сообщение к родительскому собранию «Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.  Важно не только обе...

Родительское собрание "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности"

Расширять знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником....

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Родительское собрание "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание  "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...

родительское собрание "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"

В конспекте представлен один из вариантов проведения родительского собрания в старшей группе и представлен весь раздаточный материал для родителей по теме собрания...