Формы взаимодействия детского сада с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
статья

Нагавкина Марина Алексеевна

В статье представлены результаты  работы педагогов детского сада по взаимодействию детского сада с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Родители испытывают трудности  в развитии  ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Авторы приходят к выводу, что родителям требуется помощь и актуальные формы для воспитания нравственных качеств у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorofeeva_n.a._nagavkina_m.a._1.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           Дорофеева Н.А.,

Нагавкина М.А.

Формы взаимодействия детского сада  с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего  дошкольного  возраста.

Аннотация: В статье представлены результаты  работы педагогов детского сада по взаимодействию детского сада с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Родители испытывают трудности  в развитии  ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Авторы приходят к выводу, что родителям требуется помощь и актуальные формы для воспитания нравственных качеств у дошкольников.  

Ключевые слова: нравственное воспитание, семья,  формы работы с  родителями.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Преобладающее большинство родителей предпочитает воспитывать ребенка  в детском саду.  Многие из них интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад  –  место, где присматривают за детьми, пока родители на работе. Но в статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».  И педагоги часто испытывают  трудности в общении с родителями по этой причине.

 На сегодняшний день в воспитании детей появились негативные тенденции – современные родители сами формируют эгоизм у детей: «Это только тебе», «Никому не давай игрушку». Родители не предают значение тому, что ребенок забыл поделиться, дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Но ведь доброта и милосердие – это высочайшие ценности человека, которые обязаны привить своим детям родители. Это отмечал В.А.Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство…» [1, с.12].

Следовательно, правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. 

Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психолого-педагогической компетентности родителей.  Задача педагога – активно взаимодействовать с семьей и идти в одном направлении, преследуя общие цели в воспитании нравственных качеств у детей.  Это  отмечал  В.А.Загик: «Положительные результаты в воспитании детей, достигаются при умелом сочетании работы педагога с семьей…»[3, с.19].

Работа воспитателя не может быть успешной без помощи родителей. Для включения семьи в совместную воспитательную деятельность мы используем следующие  формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Методы и приемы: консультации и индивидуальные беседы с родителями:  «Будьте добрым примером для своего ребенка!», «Любите своего ребенка!».

Родителям было предложено заполнить анкеты «Как воспитать добрые чувства у ребенка», «Воспитание чувства доброты».

В группе проводились  родительские собрания в нетрадиционной форме: семинар - практикум «Доброта живёт повсюду»; викторина «Секреты дружбы». Использовали такие познавательные формы, как  «Дни добрых дел»; «Почта «Доверия».

 Для педагогов нашего детского сада  эффективным средством  является использование «Электронного сборника по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста», который был разработан воспитателями в рамках деятельности бренда «Традиции семьи – традиции детского сада» (РИП-ИнКО «Обновление дошкольного образования в условиях введения ФГОС»). Электронный сборник размещен на сайте детского сада и доступен для педагогов и родителей.

  Родители принимают активное участие в  сборе материала для оформления альбомов «Я и моя семья», «Наши добрые дела», « От улыбки станет всем светлей»; фотовыставках: «Папа, мама, я – дружная семья»;  в фотомонтажах «Мы такие разные».   

Досуговые формы оказались самым привлекательным, востребованным,  но и самым трудным в организации. Проведение таких совместных  тематических  праздников, как  «Добрые дела веками живут», «День рождения»; в развлечении  «Семейные посиделки». Родители приняли активное участие в показах  театрализованных  спектаклей   «Теремок», «Волк и семеро козлят». В семейно-групповых проектах: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Мама – солнышко моё», «С папой хорошо!», что позволяет формировать у детей доброту и заботу о других.

Мы считаем, что самым важным аспектом воспитания доброго отношения является пример поведения самих родителей, их отношение друг к другу, старшим членам семьи.

Ведь ребенок улавливает каждую мелочь (улыбку на лице мамы, плохое слово, сказанное отцом).  Взрослые должны ежедневно на своем примере воспитывать у детей стремление быть добрыми и порядочными, чтобы помочь ребенку не только творить добро, но и мыслить по законам доброты.

Хорошие результаты в работе по воспитанию нравственных качеств дает использование художественной литературы, особенно сказок. Поэтому родителям предоставляются произведения для домашнего чтения детям. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Взаимодействие родителей и детского сада – длительный процесс, долгий и кропотливый, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.  Мы  не останавливаемся  на достигнутом, продолжаем движение к намеченной цели.

Список литературы:

1.   Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

2. Программа воспитания и обучения детей в ДОУ под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

 3. Сертакова Н. М  Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. Санкт-Петербург Детство пресс - 2013г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Дорофеева Н.А., воспитатель первой квалификационной категории, Нагавкина М.А., воспитатель высшей квалификационной категории,  МБДОУ «Полтавский детский сад «Берёзка», р.п. Полтавка, Омская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей в воспитании ребенка

žРассмотрели современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, направленные на воспитание ребёнка....

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЁЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛОНОГО ВОЗРАСТА1.1  Анализ современных исследова...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКА.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовьпереходит в любовь к Родине, е...

Роль семьи в воспитании нравственных качеств личности дошкольников

Роль семьи в нравственном воспитании дошкольниковВоспитание ребенка - это процесс вечный, непрекратимый. Важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка - его семья. Каждый знает, как вели...

Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...

Методическое пособие "Родительский лекторий как средство активизации роли семьи в воспитании нравственных качеств дошкольников"

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современн...