Монтессори - материалы как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
консультация

Шапошникова Ирина Евгеньевна

Сенсорное развитие является частью общего развития ребенка, основой формирования его умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._chteniya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Монтессори - материалы

как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие является частью общего развития ребенка, основой формирования его умений и навыков.

Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувства, ощущение) это формирование процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное развитие способствует формированию психических функций, наиболее значимых для дальнейшего обучения и развития, и направлено на развитие различных видов ощущений (обаятельного, двигательного, зрительного, слухового, тактильного и т.д.).

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В связи этим, эта тема очень актуальна в наше время. Ведь сенсорное воспитание очень важно в развитии, детей особенно дошкольного возраста.

Цель: сенсорное развитие детей, через работу с Монтессори материалом.

Задачи:

  • Формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина и т.д.)
  • Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

Монтессори–группа – это подлинно детский мир, выстроенный в соответствии с размерами, темпом, интересами детей. Он предназначен для нормализации ребенка за счет предоставления ему свободы в специально организованной подготовленной среде, оснащенной привлекательными учебными материалами.

Подготовленная среда в нашей группе включает в себя дидактические материалы, распределенные в различных зонах в зависимости от назначения, детей разных возрастов, возможность свободного передвижения и самостоятельной работы. Все это способствует саморазвитию ребенка. Как говорила М. Монтессори: «В подготовленной среде ребенок найдет то, что организует его внутренний мир, что соответствует его внутреннему проявлению – творить свою человеческую личность». Именно в подготовленной среде ребенок может реализовать свою прирожденную потребность в саморазвитии, реализовать свой внутренний индивидуальный план развития.

Монтессори – материалы можно разделить на четыре основные зоны:

зона практической жизни

зона сенсорного развития

математическая зона

зона русского языка и развитие речи.

Мы распределили материал на низких открытых полках так, чтобы их мог достать даже самый маленький ребенок. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Все материалы, с помощью которых дети познают мир, выполнены из экологически чистых продуктов – дерево, гипоаллергенные красители, натуральные ткани.

Столы и стулья в Монтессори–группе легкие и подвижные, их можно переставить по-разному в зависимости от вида деятельности. Дети также могут работать на ковриках на полу, где они чувствуют себя очень комфортно.

Привлекательный материал, свобода выбора, самостоятельная деятельность дают нашим детям возможность мыслить независимо, делать открытия и получать прочные знания.

Знакомство ребенка с Монтессори-группой, начинается с материалами зоны практической жизни. Далее после освоения зоны практической жизни, идет зона сенсорного развития, потом математическая и зона русского языка.

Упражнения со специальным дидактическим материалом формируют чувственную базу интеллектуального развития, систему представлений о качествах окружающих предметов, их разнообразии; развивают умение сравнивать, анализировать; готовят к изучению математики и других направлений.

Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы ребенок мог по отдельности развивать различные чувства.

 

Розовая башня. Работая с материалом, ребенок учится визуально различать величину предметов. Косвенно происходит уточнение зрительного чувства, развитие координации движений, концентрация внимания, умение сравнивать предметы, формируются представления, а затем и понятия: «большой – маленький», «больше, чем – меньше, чем». Происходит подготовка к математике.

Коричневая лестница. Благодаря этому материалу, ребенок учится визуально различать величину, длину и объем. Косвенно происходит развитие координации движений, концентрация внимания, подготовка к математике и к письму, развивается мускульная память, точность, создается сенсорная база для ознакомления ребенка с понятием: «толстый – тонкий». Возможны разнообразные игры-упражнения вкупе с материалом «Розовая башня».

Красные штанги. Ребенок учится визуально различать длину, Косвенно развитие и уточнение визуального чувства, подготовка к математике, развитие моторики и координации. Дополнительно измеряем штангами длину, высоту (комнаты, стола и т.д.).

Блоки с цилиндрами. Ребенок учится зрительно воспринимать величину предмета, находить пары: цилиндр – отверстие в блоке. Способствует развитию моторики, подготовке к письму, создается сенсорная база для последующего ознакомления с такими понятиями, как: большой – маленький, высокий – низкий, толстый – тонкий.

Цветные таблички. Ребенок знакомится с основными цветами, находит пары. Учится различать оттенки одного и того же цвета, выстраивать цветовой ряд в зависимости от изменения тона. Косвенно происходит подготовка к изобразительной деятельности.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ

Доски для ощупывания (тактильные дощечки).

Шершавые таблички. Материал способствует развитию осязания, тонкой моторики, формированию сенсорной базы для введения понятий «гладкая – шершавая». Косвенно происходит подготовка руки к письму, к восприятию разнообразия окружающего мира.

Ткани. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей, таким образом развивается осязание и мелкая моторика.

ТЕМПЕРАТУРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Тепловые таблички. Материал предназначен для развития теплового восприятия. Работая с этим материалом, ребенок подбирает пары табличек одинаковой теплопроводности. В результате у ребенка улучшается концентрация внимания, утончаются температурные ощущения. Ребенок знакомится с физическими свойствами разных материалов.

БАРИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Весовые таблички. Развивается чувство различия веса, мелкая моторика, координация и контроль движений, косвенно идет подготовка руки к письму.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Шумящие цилиндры. Развивается слуховое восприятие, происходит пробуждение акустического внимания. Косвенно происходит подготовка к музыкальным занятиям, к работе в тишине.

СТЕРЕОГНОСТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Геометрические тела. У ребенка развивается стереогностическое чувство (способность распознать форму путем движения мускулов руки при ощупывании контура предмета). Косвенно идет подготовка к математике и геометрии.

ПРОДВИНУТЫЙ МАТЕРИАЛ

Геометрический комод. Различение форм, систематизация их и классификация. Подготовка к математике.

Конструктивные треугольники. Визуально различать геометрические фигуры. Косвенно идет подготовка к геометрии. Развитие фантазии и пространственной ориентации.

Биологический комод. Ребенок изучает различные формы листьев, обводит их, запоминает названия. Эти упражнения подготавливают руку к письму, способствует развитию речи и увеличению словарного запаса.

Биноминальный и триноминальный куб. Собирая куб, ребенок подбирает призмы и кубики по цвету и размеру. Идет анализ действий, развития мышления и пространственной ориентации.

Цветные цилиндры. Ребенок учится различать размер предметов с помощью органов зрения. Косвенно происходит подготовка к математике. Можно проводить работу с блоками цилиндров.

Поработав с Красными штангами и ознакомившись с понятием длины,   дети измеряют линейные размеры предметов в помещении или на улице. Добавим, что размеры кубов, призм и штанг подобраны так, что на их основе возможно дать представление об общеупотребительных мерах длины, площади и объема. Более подробно с мерами длины, а также с понятиями и мерами площади и объема ребенок знакомится в школе.

Научившись различать и называть цвета и их оттенки, ребенок ищет их в окружающей среде, исследует окраску растений, животных, предметов одежды, домашнего обихода, книжных иллюстраций и т.д. Научившись различать тепловые ощущения от табличек из таких материалов, как дерево, металл, камень и войлок, он пробует ладонями или стопами ног полы из линолеума, паркета, ковролина, керамической плитки и т.д. Он учится определять с закрытыми глазами направление звука и угадывать, какой предмет издает тот или иной звук: колокольчик, барабан, погремушка, ладони, и т.д. Дети измеряют температуру жидкостей посредством термометра, а вес тел с помощью весов. Они могут найти в окружающем мире предметы, по форме напоминающие те или иные геометрические фигуры или тела.

Таким образом, следует сделать вывод, что сенсорное развитие является фундаментом гармоничного развития детей.  которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и навыки.

Литература

  1. Фаусек И.Ю. Детский сад Монтессори Сборник статей Издательский дом «Карапуз» М.2007.
  2. Эдвин М. Стэндинг Жизнь и творчество М. Монтессори С-Пб 2017
  3. Сумнительный К.Е Значение подготовленной среды для развития ребенка. Сборник материалов II Всероссийской конференции «Интеграция педагогики М.Монтессори с отечественным образовательным пространством». М. 2011
  4. Хилтунен Е.А Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие под редакцией М. 2014
  5. [Электронный ресурс] http//www.maam.ru/detskijsad/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Цель:Изучить влияние дидактических игр направленных  на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Тема: Дидактические игры как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста Цель: Формирование полноценного восприятия окружающей действительности: обеспечение накопления представлений о цв...

«Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта работы по теме «Экспериментальная деятельность, как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»...

«Игры с природным материалом как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время есть множество средств, которые позволяют развивать сенсорные способности детей, знакомить их с предметами и явлениями: это фотографии...

Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста

Анализируя собственные наблюдения, полученные в результате многолетнего опыта работы с детьми дошкольного возраста, мною было сделано заключение о том, что современный дошкольник характеризуется...

Статья "Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста"

Статья о важности и необходимости своевременно развивать у детей сенсорные возможности.Указаны основные задачи сенсорного воспитания.Необходимость использования дидактической игры в учебно-воспитатель...

«Игра как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста»

Мы предлагаем вашему вниманию конспекты дидактических игр, способствующие сенсорному развитию...